«НАС НЕ СПРАШИВАЛИ, КОГДА ЭТУ РАЗМЕТКУ НАНОСИЛИ»

О перекосах в деятельности экс-мэра автограда Василя Шайхразиева по внедрению велоспорта в массы рассказал вчера начальник отдела ГИБДД управления МВД РФ по Набережным Челнам, полковник полиции Радий Кадиков. Как известно, предыдущий глава мечтал о велограде, большое внимание уделял реализации программы по созданию 140 км велодорожек, сети проката, велосипедных стоянок возле учреждений и т.д. Он даже поставил в Челнах памятник велосипеду, а совещания иной раз проводил выездные, катаясь на велосипеде. Однако вчера главный госинспектор по безопасности дорожного движения автограда во время пресс-конференции предпочел употребить слово «псевдовелодорожки». По его словам, на самом же деле просто на магистральных тротуарах, расположенных вдоль основных проспектов, появилась разметка — изображение велосипеда рядом с пологими съездами на проезжую часть. Велосипедисты расценили это как свою вотчину, которую они не обязаны делить ни с кем.

«Предписание мы дали, — прокомментировал ситуацию Кадиков, — новые городские власти нас услышали. Эта разметка не соответствует ГОСТу. Эти скаты нужны для инвалидов, их оборудовали по программе «Доступная среда», а не для велосипедистов, как у нас разлиновали, по принципу «где не нельзя, там можно». Средства там, чтобы привести это в порядок, [нужны] не такие уж большие. Мы десятки ДТП получили именно по этой причине: когда велосипедист с данной псевдовелосипедной дорожки съезжает, его сбивают. И начинают спорить: кто прав? А по правилам перекресток никто не имеет права переезжать. Велосипедист должен спешить и перейти его. Только тогда он на зебре будет иметь преимущество».

Изображения велосипедов возле скатов этой весной заменят изображениями инвалидных колясок
Изображения велосипедов возле скатов этой весной заменят изображениями инвалидных колясок

Иными словами, изображения велосипедов возле скатов этой весной заменят изображениями инвалидных колясок, и еще одно наследие Шайхразиева в Челнах канет в Лету. «Это казус, — считает Кадиков. — У нас думают, что раз нарисован велосипед, то можно переехать, все должны уступить дорогу. Нет, конечно, это в корне неправильно. И эта разметка вводит в заблуждение. Мы уже десятки таких ДТП имеем. Естественно, там уже получается, что виноват тот, кто эту штуку нарисовал. А кто рисовал?.. Нас не спрашивали, когда это делали, к сожалению. Приходится сейчас новому руководителю города эти казусы исправлять».

«ВОДИТЕЛИ АВТОБУСОВ ДАЖЕ ОСНОВЫ ОСНОВ НЕ ЗНАЮТ»

Что касается в целом ситуации по городу, то за три месяца 2015 года в Набережных Челнах зарегистрировано 134 ДТП с пострадавшими. В них 4 человека погибли и 155 получили ранения различной степени тяжести. Точнее, в результате именно аварий погибли три человека, причиной четвертого смертельного случая стал сердечный приступ водителя, из-за чего он и врезался в стоящее транспортное средство. Таким образом, обстановка на челнинских дорогах лучше, чем прогнозные показатели федеральной программы по повышению безопасности дорожного движения, которая предусматривает норму в 7 погибших по итогам первого квартала. Тем не менее в ГИБДД радоваться не спешат — общее количество ДТП с пострадавшими выросло на 22%, погибших стало больше на 2 человека, раненых — на 19%.

Радий Кадиков
Радий Кадиков

Основными причинами аварий в автограде стало превышение скорости, на которое пришлось 28 ДТП, из-за несоблюдения очередности проезда произошло 22 аварии, из-за неправильного выбора дистанции — 21. Самым аварийным днем недели является пятница (29 ДТП или 22% от общего числа), самое аварийное время суток — с 12 до 15 часов (31 ДТП или 23%). В городе зарегистрировано 50 очагов аварийности, где произошло за год 3 и более ДТП. Один из них — пересечение проспектов Сююмбике и Дружбы Народов, где сейчас очень неудобная транспортная развязка. Возможно, в следующем году этот участок перестанет быть аварийным. Как напомнил Кадиков, в 2015 году Челны получат около 1 млрд. рублей на ремонт и содержание дорог. В том числе около 800 млн. будет направлено на реконструкцию проспекта Сююмбике. Проект предусматривает, что пересечение этой магистрали с проспектом Дружбы Народов превратится в кольцевое движение.

Особое внимание Кадиков обратил на то, что 9 ДТП из общего числа приходится на аварии с участием автобусов, принадлежащих ИП или юрлицам, осуществляющих перевозку пассажиров. В этих авариях 10 человек получили травмы, что на 2 человека больше, чем год назад. В связи с этим начальник ГИБДД в очередной раз высказал свое мнение, что городу надо уходить от пассажирских перевозок на микроавтобусах в пользу крупногабаритных автобусов.

«Чем меньше автобус, он более динамичен, он маневренный, соответственно, он более подвержен попаданию в ДТП, — объяснил свою позицию Кадиков. — Тем более когда стоит в приоритете прибыль, а не безопасность. Соответственно, политика насыщения города автобусами большой вместимости, мы считаем, даст положительный эффект. То, что в ближайшее время на улицах появится порядка 190 таких автобусов, — это благо. Тут не ставится вопрос о форме собственности. И Наиль Гамбарович (Наиль Магдеев, руководитель исполкома Набережных Челновприм. ред.) говорит, что это не для того, чтобы частников убрать. Мы ставим в приоритет безопасность дорожного движения».

Впрочем, как сам же уточнил начальник ГИБДД автограда, дело не только в размере и конструкции автобуса. «Мы приглашали и владельцев маршрутов, и практически 100-процентный водительский состав, — рассказал Кадиков. — И директор центра контраварийной подготовки Айрат Калимуллин объяснял им азы безопасного управления транспортным средством. Что такое безопасность, что такое тормозной путь. Хотя мы считаем, что водители, имеющие категорию D, — это профессионалы. Но они даже основы основ не знают. Поэтому говорить, что они будут себя безопасно вести, не калечить людей, вряд ли можно».

ПЬЯНЫЙ ВОДИТЕЛЬ BMW ПРОТАЩИЛ ИНСПЕКТОРА МЕТРОВ 300 НА СКОРОСТИ 100 КМ/ЧАС

За управление транспортным средством в нетрезвом состоянии за 3 месяца оформлено 440 водителей. По вине нетрезвых водителей зарегистрировано 6 ДТП, в которых пострадали 6 человек. Самый громкий случай из этого ряда произошел в ночь на 2 апреля. На Казанском тракте инспекторы остановили BMW 7-й серии, который проехал перекресток на красный сигнал светофора. Из салона через открытое окно полицейские почуяли запах спиртного. Один из инспекторов, дабы предотвратить побег нарушителя, попытался вытащить ключ из замка зажигания. «Но водитель резко дал по газам, — рассказывает Кадиков, — и метров 300 протащил сотрудника, набрав скорость больше 100 километров в час. Инспектор чудом остался жив. Но получил рваные ранения, пришлось зашивать».

Водитель в итоге был задержан, помещен под арест на двое суток, машина отправилась на штраф-стоянку, плюс материалы дела переданы в следственный комитет для возбуждения уголовного дела по статье «Неповиновение сотруднику полиции».

Кадиков также сообщил, что на данный момент в Набережных Челнах зарегистрировано 27 автошкол. Правда, сейчас на законных основаниях работают лишь 11 из них. Только они прошли проверку материально-технического обеспечения и получили лицензии на осуществление своей деятельности. Называть, какие именно автошколы попали в белый список, Кадиков не стал, «чтобы не делать им рекламу», но заметил, что остальные учреждения, пока не получат данный документ, даже не имеют права осуществлять набор курсантов. Так что желающим обучиться на права необходимо быть внимательными и, выбирая автошколу, обязательно потребовать, чтобы предъявили лицензию.

Впрочем, на остальных 16 учреждениях ставить крест рано. Как заметил Кадиков, они еще могут получить лицензию, устранив недостатки. К слову, доля сдачи выпускниками теоретического экзамена в среднем по Челнам составляет 93% с первого раза, практического — 72%. «Достаточно серьезные требования мы предъявляем к автошколам, — прокомментировал показатели главный автоинспектор автограда, — качество обучения, конечно, возросло. Был период, когда вождение с первого раза сдавали 32 - 33 процента. Сейчас все-таки школы перестали экономить на учебных машинах и бензине. Поняли, что это не тот путь, вождение проводится полностью».

«СЕЙЧАС ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПРОЕКТЫ НА СТАДИИ СОГЛАСОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ В ГИБДД»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» напомнил Кадикову еще одну тему, когда последнего «не спрашивали». Речь идет о сдаче многоквартирных жилых домов в эксплуатацию. Так, на одном из деловых понедельников главный автоинспектор автограда поставил нового сити-менеджера Наиля Магдеева в известность, что ГИБДД отстранена в данном процессе от согласования. «До 2005 года все строительные объекты согласовывались с ГИБДД, — сказал тогда начальник автоинспекции. — Мы согласовывали в том числе количество парковочных мест и подъездные пути. У нас пошли разногласия с исполнительной властью, когда мы не подписывали проекты-согласования. И с 2005 года нас с согласования просто-напросто убрали». Руководитель исполкома изрядно удивился и распорядился изменить схему: «С сегодняшнего дня поставьте в список согласований начальника ГИБДД города. Это безобразие! — возмутился Магдеев. — Я не знаю, кто исключил, это не мой вопрос. Но по моему указанию включите начальника ГИБДД. И без его подписи ни одно разрешение на строительство не должно выдаваться».

«Сейчас практически все проекты на стадии согласования нам предъявляются, — ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» начальник ГИБДД автограда. — То есть мы вернулись к тому процессу, что был раньше. Когда только выделили земельный участок, его хозяева планируют: вот здесь будет здание, здесь — зеленые насаждения, здесь — парковочные места. Условно говоря, 100 квартир, должно быть 50 парковочных мест. Если нормативы соблюдаются, мы согласовываем, нет — возвращаем документы на доработку. Потом устраняют, снова к нам приходят». Правда, статистику о том, сколько проектов было возвращено на доработку из-за нехватки парковочных мест, Кадиков озвучить не смог.

Иными словами, вопрос с наличием парковочных мест возле новостроек, похоже, в автограде будет решаться. Но проблема существует и в старых комплексах, где дома строились еще по прежним нормативам, сейчас там явно не хватает стоянок. На наш вопрос, не следует ли Челнам пойти по пути Казани, где организовали платные муниципальные паркинги, Кадиков прямо отвечать не стал. «Мы свое мнение, как решать данную проблему, высказали, — сообщил начальник ГИБДД. — И по наземным парковкам озвучили свои пожелания, и по многоуровневым, и по оборудованию имеющихся жилых комплексов, где есть пустующие площади, которые можно, по согласованию с жильцами, сделать парковками, и так далее. Предложений много — по разным частям города, по микрорайонам. Ну а что в итоге из этого будет реализовано, это вопрос к исполнительному комитету».