Прокурор Казани Рафкат Уразбаев ответит своим креслом за трагедию в «Адмирале»
Прокурор Казани Рафкат Уразбаев ответит своим креслом за трагедию в «Адмирале»

ОДНА ОТСТАВКА, ТРИ ВЫГОВОРА, ДВА ЗАМЕЧАНИЯ

О том, что прокурор Казани Рафкат Уразбаев получил «красную карточку», источники «БИЗНЕС Online» сообщили еще в прошлый четверг, 26 марта. В этот день в республиканской прокуратуре почти весь день проходило совещание с участием заместителя генпрокурора России Сергея Зайцева. Основной темой на повестке дня стали итоги служебной проверки, проведенной в прокуратуре после пожара в ТЦ «Адмирал». По ее итогам Уразбаев, который до 2013 года возглавлял прокуратуру Кировского района Казани, получил предупреждение о неполном служебном соответствии.

В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказался текст приказа прокурора РТ Илдуса Нафикова №27-4 о привлечении к дисциплинарной ответственности, который был, как оказалось, подписан еще 19 марта. Как следует из документа, вместе с прокурором Казани дисциплинарное взыскание получили еще пять сотрудников прокуратуры. Выговоры объявлены действующему прокурору Кировского района Равилю Вахитову, заместителю прокурора Кировского района Рустему Валиуллину. Старший прокурор отдела по надзору за дознанием Тимур Абдреев получил строгий выговор. Наконец, прокурору отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Игорю Дворянскому и старшему помощнику прокурора Кировского района Марату Загидуллину вынесены замечания.

В приказе подробно разбирается, какие конкретно упущения допустил каждый. К примеру, Абдрееву было поручено проверить информацию, поступившую в феврале 2013 года. Жители домов рядом с ТЦ «Адмирал» просили проверить законность проведения строительных работ на объекте. Но проверяющий, как выяснилось, не удосужился внимательно изучить активность строителей, и в итоге проверка была сведена лишь к выявлению нарушений миграционного законодательства. Уразбаеву, который в ту пору был прокурором Кировского района, ставится в вину то, что он эту работу не проконтролировал.

Еще один тревожный звонок поступил в июне 2013 года — прокуратуру просили проверить соблюдение градостроительного законодательства и требований пожарной безопасности в ТЦ «Адмирал». Уразбаев поручил проверку Валиуллину и Загидуллину. Но и в этот раз его подчиненные ограничились лишь возбуждением административного дела в отношении директора ООО «Заря» Гусейна Гахраманова. При этом исполнение норм градостроительного законодательства прокуроры не проверили. И вновь Уразбаев, увы, их работу не проконтролировал.

Тем не менее после июньской проверки в суд ушел иск к ООО «Заря» с требованием устранить 18 выявленных нарушений пожарной безопасности и приостановить деятельность «Адмирала». Заседание, на которое представители ООО «Заря» не явились, прошло 19 июля 2013 года в Кировском районном суде. Но во время судебного заседания старший помощник Уразбаева Игорь Дворянский неожиданно отказался от требования приостановить эксплуатацию здания торгового комплекса. Как выяснила проверка, указание исключить из иска требование закрыть «Адмирал» дал сам Уразбаев — в итоге в исковом заявлении осталось только требование устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности. А «Адмирал» продолжил свою работу вплоть до дня трагедии.

При этом Дворянский отказываться от иска не имел права — такими полномочиями, согласно закону, обладал только сам Уразбаев, подавший исковое требование. Получив незаконное указание, Дворянский должен был написать об этом рапорт прокурору Казани (в то время им был Илдус Нафиков), но тот так и остался в неведении.

После судьбоносного судебного заседания Уразбаев ознакомился с решением и передал его для ознакомления Дворянскому и Загидуллину — без каких-либо указаний и резолюций. Казалось бы, все правильно, ведь они вели проверку и сопровождали дело в суде. Но и тут промах. Прокурор Кировского района должен был в первую очередь ознакомить с этим постановлением другого подчиненного, ответственного за надзор над службой судебных приставов.

Ильдус Нафиков
Признав ошибки своих подчиненных и пожертвовав крупной фигурой, прокурор РТ Илдус Нафиков сделал сильный ход

СПОКОЙНАЯ ПЕНСИЯ ИЛИ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО?

После того как суд направил исполнительные листы к судебным приставам Вахитовского района Казани, процесс вновь забуксовал на уровне прокуратуры Кировского района. Дело в том, что контролировать работу приставов должен был прокурор Казани, но Уразбаев не проинформировал Нафикова о появлении этого исполнительного производства.

В результате 12 ноября 2013 года оно было закрыто якобы в связи с фактическим исполнением (при этом 11 пунктов нарушений так и не были исправлены).

До сих пор непонятно, почему прокуратура не обжаловала в суде действия пристава Минзили Сафиной (ныне арестованной), закрывшей исполнительное производство, принуждавшее ООО «Заря» устранить выявленные нарушения пожарной безопасности? Ведь приставы уверяют, что прокуратура получила соответствующее уведомление. Здесь снова этот вопрос можно смело адресовать Уразбаеву, ведь 27 ноября он занял место Нафикова в кресле прокурора города. А значит, именно он должен был проконтролировать ход исполнительного производства. И сослаться на незнание об этом деле он не может, ведь фактически он был его инициатором. Тем не менее законность закрытия дела судебными приставами Уразбаев не проверил, судебное решение так и не было исполнено.

Равиль Вахитов
Равиль Вахитов (фото: sntat.ru)

Остается вопрос: за что же получил выговор Вахитов, бывший пресс-секретарь Кафиля Амирова, осенью 2013 года занявший пост прокурора Кировского района? Дело в том, что 28 октября прошлого года (после пожара на Вьетнамском рынке) прокуратура РТ стала проверять исполнение законодательства о пожарной безопасности и обнаружила то самое «загадочное» постановление об окончании исполнительного производства. Был вынесен протест. Итогом должно было стать также дисциплинарное взыскание с судебных приставов, незаконно закрывших дело, однако прокуратура никого не привлекла к ответственности. При этом вновь всплывшие при очередной проверке нарушения не послужили поводом для повторного обращения в суд с требованием закрыть ТЦ «Адмирал».

Последним пунктом своего приказа Нафиков распорядился довести его до сведения всех прокурорских работников прокуратуры РТ. Однако уже тогда было ясно, что выговорами дело не ограничится. По итогам проверки Уразбаев написал рапорт об отставке, который вступит в силу 10 апреля, после того как он выйдет из отпуска.

Заявление с требованием допросить по делу «Адмирала» сотрудников прокуратуры подал Рамиль Ахметгалиев, адвокат Роберта Хайруллина
Заявление с требованием допросить по делу «Адмирала» сотрудников прокуратуры подал Рамиль Ахметгалиев — адвокат Роберта Хайруллина

При этом не факт, что его ждет спокойная пенсия — вопросы к седовласому служителю законности могут возникнуть у следователей. Напомним, заявление с требованием допросить по делу «Адмирала» сотрудников прокуратуры 26 марта подал Рамиль Ахметгалиев — адвокат собственника здания гендиректора компании «АС Менеджмент» Роберта Хайруллина.

WHO IS MR. УРАЗБАЕВ?

В органах прокуратуры Уразбаев проработал 33 года — его можно смело назвать ветераном. До начал 90-х работал в Казахской ССР (Казахстане), дослужившись до следователя по особо важным делам в прокуратуре республики. В июле 1992 года перешел в прокуратуру Татарстана.

В одном из интервью Уразбаев вспоминал, как долго ему приходилось «акклиматизироваться» в Татарстане после службы в Казахстане:

— Никогда не забуду, как прокурор Ленинского района Казани, а в его власти была тогда санкция на арест, на повышенных тонах заявлял мне: «Ты зачем этого мужика арестовал?» Я ему: «Он же отца ударил!» Он говорит: «Ну и что?» А я: «Как ну и что? Он руку на отца поднял!» А он мне: «Да у него же отец пьет!» Я-то приехал из Казахстана, а там то, чтобы сын отца ударил, — это нонсенс, ни одного подобного дела не встречал...

В своем кабинете в Западно-Казахстанской транспортной прокуратуре
Рафкат Уразбаев в своем кабинете в Западно-Казахстанской транспортной прокуратуре

В республике карьера Уразбаева стремительно пошла вверх. Вскоре он быстро стал помощником прокурора Казани, затем — заместителем прокурора Ленинского района столицы, начальником отдела по особо важным делам (бандитизму) прокуратуры РТ, заместителем прокурора РТ. С 2007-го — прокурор Кировского района. Наконец, 28 ноября 2013 года он занял пост прокурора Казани вместо вступившего в должность прокурора республики Нафикова.

— По характеру он целеустремленный, несгибаемый, мы с ним даже в какой-то мере противоположности, — характеризовал его Нафиков, представляя депутатам Казгордумы. — Я гибкий, он прямолинейный, по-хорошему профессионально злой. Я на вид добрый...

Под пробежавшиеся по залу смешки прокурор республики объяснился в том духе, что, дескать, все, что по тем или иным причинам будет тяжело отстаивать ему самому, он поручит Уразбаеву как любящему справедливость и не терпящему воздействий на себя человеку.

— Вот такой он на первый взгляд неудобный, но таким и должен быть прокурор, — заключил Нафиков.

Известно, что Уразбаев — единственный прокурор в Советском Союзе и Российской Федерации, не побоявшийся вынести протест на смертный приговор.

— В 1990 году, когда я работал в прокуратуре Казахстана, — вспоминал Уразбаев в одном из интервью, — на меня давили сверху, чтобы поддержать обвинение по высшей мере наказания 28-летнему парню, убившему мужчину. Изучив материалы дела, я пришел к выводу, что это не тот случай, чтобы просить расстрела (по другим делам требовать применения высшей меры наказания приходилось). Подсудимый, как я узнал, комсомолец, отец полугодовалого ребенка, убийство совершил не один, а в группе. К тому же большой вопрос, отчего именно умер потерпевший. Но все дело было в том, что сын убитого оказался одноклассником в то время премьер-министра Казахстана...

В итоге судья назначил расстрел, но Уразбаев написал протест на казнь. Дело пересмотрели, смертный приговор отменили, подсудимому дали 8 лет.

«По характеру он целеустремленный, несгибаемый, мы с ним даже в какой-то мере противоположности», — характеризовал Уразбаева Нафиков, представляя депутатам Казгордумы
«По характеру он целеустремленный, несгибаемый, мы с ним даже в какой-то мере противоположности», — характеризовал Уразбаева Нафиков, представляя депутатам Казгордумы

Впрочем, Уразбаев далеко не всегда выступал за смягчение наказания. Например, в феврале он лично принимал участие в судьбоносном заседании, когда спортивный директор ФК «Рубин» Рустам Сайманов, осужденный как участник группировки «Севастопольские», решил выйти на свободу досрочно. В итоге его адвокаты сами отозвали прошение, явно проконсультировавшись со стороной обвинения.

— В чем справедливость? А как же души убиенных или права потерпевших? Мне кажется, условно-досрочное освобождение должно применяться в тех случаях, когда имеют место особые обстоятельства — предположим, когда человек в местах лишения свободы заболел онкологией, — занял позицию Уразбаев.

Как же получилось так, что, казалось бы, образцовая карьера буквально за несколько месяцев до пенсионного возраста заканчивается столь бесславно? Ответа нет, хотя коррупционную версию наши собеседники в прокуратуре РТ исключают, как и давление «сверху» — не такой человек.

***

Тем не менее, признав ошибки своих подчиненных и пожертвовав крупной фигурой, Нафиков сделал сильный ход. Именно отставок высокого начальства, а не наказания стрелочников на уровне рядовых исполнителей общественность требовала с первых дней после трагедии в «Адмирале». Пойдя на это первым, прокурор РТ показал пример другим ведомствам, которые несут коллективную ответственность за случившееся. Последуют ли в республике новые оргвыводы?