Азат Хаким — председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:

— То, что появились такие парковки, — это очень хорошо. Они разгружают исторический центр Казани, это очень прогрессивный шаг городских властей, это давно надо было сделать. Понятно, что приучить сейчас водителей к культуре парковки будет непросто, на это понадобится время. А по цене... Я думаю, что тариф от 30 до 50 рублей в час будет нормальной ценой. Но цена должна быть дифференцированной — от 50 в центре до 30 в более удаленных местах.

И еще по парковкам — я часто пользуюсь ими, но въезд и выезд из них не совсем удачно сделаны технологически. Не все продумано. Сравнение с тем, что я видел за границей, не в нашу пользу.

Кроме этого, тем, кто занимается установкой дорожных знаков, надо повнимательнее изучать дорожную ситуацию в этих местах. Им надо ставить себя на место потребителя, водителя — как лучше организовать для них движение. То, как у нас улучшилось дорожное движение перед Универсиадой, просто супер! Построены новые развязки, новые дороги. Но надо думать о будущем. Количество машин не будет уменьшаться, оно будет увеличиваться. Поэтому сейчас надо обязательно построить дорогу, которая с Южного вдоль Волги будет сразу выходить на мост и трассу М7. Если этот проект не будет реализован сегодня, то завтра будет уже поздно.

Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис»:

— Конечно, бесплатные парковки лучше, чем платные. Но если весь центр Казани будет заставлен машинами, то будет еще хуже. А из двух зол надо выбирать меньшее. Если другого выхода нет, надо принимать даже непопулярное решение. Мириться с ситуацией, когда по городу нельзя проехать, невозможно. Город, стоящий в пробках, — это еще хуже, чем платные парковки. Я понимаю, что эта мера вызывает массу дискуссий, но, видимо, она необходима. Центр города надо разгружать.

Мне трудно говорить о ценах на таких парковках. По моему мнению, цена должна формироваться, или чтобы способствовать развитию каких-то новых парковок и окупать затраты уже существующих парковок, или чтобы как-то сбалансировать спрос и предложение. В эпоху инфляции начинать, наверное, нужно с каких-то не очень больших сумм. А если предложение будет превышать спрос, надо будет как-то отрегулировать этот момент.

Я понимаю, что запрет на парковку или штрафы за нее — крайние меры, которые всем нам не нравятся. Но если по городу просто невозможно будет проехать, будет гораздо хуже.

Хафиз Миргалимов — руководитель фракции КПРФ в Госсовете РТ,

— Для платных парковок выбрано не очень удачное время. Во-первых, сейчас сложнейшая финансово-экономическая ситуация. Во-вторых, никто еще не поднял ни зарплату, ни пенсию. Цены на питание, на ЖКХ огромные. Да, мы тоже за то, чтобы навести порядок. Но в центре прежде всего нужно защищать интересы тех, кто там живет. И мы не согласны с такими высокими штрафами и платой за место. Если посмотреть среднюю заработную плату или доходы на одного человека — в Москве почти 60 тысяч рублей, в Екатеринбурге — за 30 тысяч рублей, а у нас — 26 тысяч рублей. Так что прежде надо укрепить финансовую сторону. Ну и, в-третьих, надо учитывать другие моменты.

Например, зачем платить в выходные дни или платить ночью? Нужны льготы. Я согласен, конечно, что парковки нужны, ведь сейчас, если что-то случится, ни одна спецмашина просто не сможет подъехать ни к одному вузу, ни к одному зданию. Почти все студенты на машинах. Здесь также всплывает проблема столь обширной точечной застройки. Не надо было столько строить, нужно было подумать и о безопасности. И потом, кто будет отвечать за безопасность припаркованных автомобилей? Никто.

Нужно взять пример других российских городов, когда в выходные дни, ночью, в праздничные дни парковка должна быть бесплатной. Мы, конечно, за порядок и чистоту, но все должно быть соразмерно.

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— Практика платных парковок используется во всем мире, ничего нового в этом нет. Другое дело, что можно быть на шаг впереди и ограничить количество машин, которые ездят в городе. Допустим, экономически или научно просчитать, сколько может осилить город, и за каждую лишнюю машину человек должен отчитываться. Иначе мы только и будем работать на автопром. А впервые с платными парковками я столкнулся в Италии в 1972 году. У них и сейчас вопрос парковки решен. В центр въезды практически запрещены. Туда пускают такси и общественный транспорт. Другое дело, что общественный транспорт должен хорошо работать. Очень бы спасли положение трамваи, но у нас их нет. Ну а в целом без этого никуда. Нравится или не нравится — говорить нечего. Иначе весь город попросту потонет в автомобилях. Сейчас ведь даже студенты ездят на машинах.

К этой инициативе нужно подходить вдумчиво. Сначала нужно очистить улицы, создать удобства для парковок. Можно обеспечить удобство оплаты за нее, например, платить с телефонов. Что касается цены, нужно изучить платежеспособность. Нужно сделать анализ, кто больше всего останавливается в центре, какая у них средняя заработная плата, от этого и будет вырисовываться цена. Может быть даже такое, что одни парковки будут дешевле, другие — дороже. Ведь одно дело — останавливаться в Соцгороде, другое — в центре. Должна быть дифференциация.

Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов:

— Идея, безусловно, не нова. Есть уже примеры платных паркингов и в зарубежье, и в России. В Казани тоже пошли этим путем. Что касается Набережных Челнов, то тут вопрос особый. Каждый город выбирает свою дорогу. Если, например, вполне достаточно места, чтобы люди спокойно парковались, то я не думаю, что введение платных стоянок — это самый лучший способ сбора определенных средств. Если же таких мест нет, то тогда, наверное, казанский опыт можно назвать правильным. Потому что он дает возможность избирательности. Не абы кто паркуется, а именно люди, которые в этом здании, например, работают или приехали по серьезным делам. И я сторонник этого пути. Потому что даже в Челнах я вижу: стоянок во дворах не хватает, люди начинают ставить машины около магазинов, видно, что ее уже снегом занесло, то есть как минимум несколько дней на ней не выезжали. А что делать тем, кто приехал в магазин, офис или какую-то организацию, в которой ему сегодня надо побывать? Где ему искать место для машины? Поэтому, я считаю, плату за парковку в определенных местах вводить надо.

Другой вопрос, сколько за это дело водитель должен платить. Мое глубокое убеждение, что сумма должна быть чисто символической. Чтобы она не оттолкнула автолюбителей, чтобы они пользовались этой услугой, а мы бы тогда получили порядок. Но плата быть должна, чтобы люди понимали, что это место тоже нужно содержать, нужно убирать, ремонтировать, охранять и так далее.

Плюс к этому иногда возможна дифференциация платы. Понятно, что в рабочий день человек приехал к своему офису, где трудится, он должен иметь возможность там свою машину поставить. Не исключено, что, исходя из этого, цена может быть несколько меньше. Ведь он же вынужден приезжать и парковаться каждый день. В отличие от клиента, который, может, там поставит машину только один раз в жизни. А возможен и другой вариант: например, организация, в которой работают сотрудники, которые паркуются на платной стоянке, сама за них выкупает места. Почему бы и нет? Я бы, наверное, сделал так.

Сергей Чернов — вице-президент ГК «КАН Авто»:

— Во всех европейских городах, в том числе и в Москве, парковки в центре, как правило, платные. Поэтому данная инициатива с вводом платных парковок в центре Казани вполне логична и адекватна. Не могу сказать, что этот шаг вызывает у меня какой-то внутренний диссонанс. Не раз прибегал к подобным услугам во многих городах: Москве, Париже, Ницце — везде, где приходилось брать автомобиль напрокат. Что касается цен, то, наверное, этот вопрос должны решать город и те подразделения, которые отвечают за эти сферы действия. На мой же взгляд, те цены, которые установлены сейчас, вполне адекватны при наличии, разумеется, паркоматов.

Я думаю, что на данный момент в Казани не хватает светофоров с переменным шагом переключения в зависимости от текущей транспортной ситуации в городе. Такие светофоры автоматически высчитывают плотность потока и загрузку дороги, переключаясь на нужный режим работы. Насколько я знаю, ГИБДД Татарстана занималась этим вопросом, наверное, эта мера спасла бы Казань от транспортных коллапсов.

Рашит Низамов — ректор КГАСУ:

— Я считаю, что въезд в центр Казани должен быть ограничен. По этому поводу высказывались многие градостроители, недавно приезжал из Москвы Михаил Блинкин — директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, и все говорят, что должно быть ограничение. Но ограничение связано с некими неудобствами для автолюбителей. Они уже не смогут где попало оставлять машину, нужно платить, нужно думать, где ее поставить. Все это сложно, но это правильно. Я и сам вижу эти сложности, но готов страдать ради общего дела. Без этого мы просто не обойдемся.

Я не очень уверенный пользователь всех этих гаджетных системах на платных парковках, но сейчас уже уверенно расплачиваюсь на парковках на улице Профсоюзной, около ТЦ «Кольцо», в аэропорту. Я думаю, что я научусь платить везде, как, в принципе, и все остальные автолюбители. По оптимальной цене что-то трудно сказать, но, думаю, рублей 20 - 30 в час будет вполне приемлемо. Я паркуюсь на Профсоюзной, там первые два-три часа стоят по 30 рублей, потом — по 20 рублей. Эти цены не напрягают, чувствуешь себя комфортно. Наверное, все определит рынок. Если парковки будут стоять пустыми, это будет означать, что цена слишком высока. Так что вопрос с оплатой отрегулируется сам собой.

Айгуль Мирзаянова — PR-директор NEFIS GROUP:

— Поддерживаю платные парковки. В центре тоже должно быть место для паркинга. Если речь идет об экономии времени, то я всегда воспользуюсь услугами платных парковок. Обычно, когда назначают рабочие встречи в офисах в центре, я или ставила на подземные парковки, либо уповала на чудо близ НКЦ «Казань». До необходимого офиса идти минут 30 - 40. Если есть время, то это не проблема, даже приятно прогуляться. Но в рабочий день рабочее время стоит дороже тех 50 рублей, который сейчас власти просят за платные парковки. Поэтому чем ближе будет паркинг, тем экономически целесообразнее для меня. Как многие казанцы, я тоже становилась жертвой эвакуаторов, когда вынуждена была оставлять машину, так как ставить ее где-то еще в этом районе просто не было возможности. Поэтому всегда приветствую альтернативные варианты: и платные, и бесплатные парковки. В конце концов, это будет мой выбор, а не карательная операция надзорных органов.

Платные парковки — нормальная практика больших городов. Главное, чтобы паркоматы работали быстро, а пользоваться ими было элементарно просто. Что касается предложений по улучшению дорожной ситуации в Казани, могу сказать только одно — процесс увеличения числа автомобилей необратим, может, кризис чуть скорректирует, но не остановит его. Поэтому наивно предлагать казанцам забыть про машины и ходить пешком. Тротуары, дороги у нас в таком состоянии, что на машине гораздо безопаснее. Я стараюсь по возможности ходить пешком, и как-то шла с ребенком по дороге от «Сувара» до «Бахетле» на Павлюхина: там нет тротуаров вообще, нет фонарей, а проезжая часть разбита напрочь. И это дорога в центре, между двумя недешевыми, скажем так, торговыми комплексами! Думаю, сначала надо создать комфортные условия и для пешеходов, и для автомобилистов, а потом призывать отказываться от автомобилей.

Альфред Валиев — первый секретарь комитета татарстанского республиканского отделения политической партии «Коммунисты России»:

— Я поддерживаю действия мэра, город приводить в порядок действительно надо, но вот эти штрафы, плата за парковку — все это необоснованно дорого. 50 рублей в час в кризисной ситуации, в которой находится страна, — это довольно много. Я бы уменьшил плату до 30 рублей. Ну а что касается предложений, я считаю, что для центра города, для его центральных улиц, дорог делается многое. Нужно обратить внимание на преддомовые территории. Дороги внутри дворов в некоторых местах просто ужасные. С этим тоже нужно что-то делать.

Марат Бариев — депутат Госдумы РФ:

— Регламентировать этот процесс, конечно, надо. Потому что, к сожалению, других механизмов, чтобы навести порядок с парковками, с большим количеством автомобилей, в центре, наверное, нет. Другой момент, еще есть вопросы, касающиеся механизма этой меры, цен за парковку, штрафов.

Как именно обстоят дела по Казани, я не знаю. Сейчас дискуссии по этим вопросам идут и в Госдуме. Мы ищем решения, учитывая опыт других городов, стараемся найти оптимальную форму, оптимальную сумму оплаты за парковку. Сегодня в это кризисное время, может быть, нужно и отсрочить это нововведение. Ну а то, что мера необходимая, понятно и так. Многие понимают, что без этого проблем не решить.

Юрий Шеин — депутат горсовета Набережных Челнов, зампредседателя комиссии по землеустройству и градостроительству:

— В Набережных Челнах надо что-то в этом отношении предпринимать. Я, кстати, направлял нашему главе предложение. Оно заключалось в том, чтобы вдоль проспектов — это, к слову, практика Москвы — делать такие платные парковочные карманы. Они могли бы и в дневное время работать, и в ночное. Это можно было бы сделать за счет привлечения частного капитала. Потому что, как я считаю, в дальнейшем это стало бы выгодным бизнесом.

Естественно, нужно заниматься этой проблемой, но сначала нужно создать условия. Надо автомобилисту дать место для парковки, чтобы он в разумных, естественно, пределах мог его оплачивать.

Что касается размера оплаты за парковку, то это зависит от условий, конечно. Если, например, подъехал к большому торговому центру, где есть хорошее место, то сумма в 50 рублей вполне нормальная. А если, условно говоря, поставил машину на 2 минуты, то... совсем другое дело. Возможно, надо рассмотреть вариант аэропорта — 10 минут бесплатно, потом — согласно установленному тарифу. Система оплаты должна быть гибкой. В общем и целом решение ввести платные паркинги вполне цивилизованное. Только оно должно быть грамотно построено. И человек, который вносит за парковку плату, должен четко понимать, что ему за деньги предоставлена хорошая услуга.

Денис Валеев — советник председателя правления АКБ «БТА-Казань»:

— Это очень положительная инициатива. Даже в очень маленьких европейских городах, где стоимость жизни достаточно низкая, все давно уже привыкли к платным парковкам. Кто-то их принимает, кто-то — нет, но это реальный способ разгрузить городские дороги и мотивировать людей ставить машины не на улицах. В той же Европе я заметил, что можно очень недорого поставить машину на муниципальную парковку в отдалении от центра — буквально 2 евро в день. Всегда есть выбор: либо ты дорого паркуешься там, где ты хочешь, либо ты паркуешься подальше, чтобы прогуляться. Сам я пока нашими парковками не пользовался, хожу на работу пешком, потому что у меня есть проблемы с лишним весом. Моя машина припаркована у моего рабочего места: днем по делам езжу на авто, а на работу и с работы добираюсь пешком. Днем я либо сразу еду на платную стоянку, либо паркуюсь там, где пока еще можно стоять бесплатно, либо выбираю такое место для встречи, где парковка предусмотрена заведением.

То, что надо успеть оплатить в первые 15 минут, — абсолютно нормально. Современные технологии позволяют оплатить услугу с мобильного: отправить СМС с номером парковки. Можно сделать приложение для смартфонов — когда я работал в Москве, было очень удобно. Кстати, парковка в самых дорогих частях Москвы стоит, кажется, 80 рублей в час, в местах попроще — 60. Поэтому когда я слышу о казанской цифре 50 рублей, то мне кажется, что с учетом разницы цен и зарплат это дороговато. Думаю, адекватной была бы цена в 30 рублей.

Еще скажу, что мне как мотоциклисту очень приятно, что в Москве мотоциклы и мотороллеры не платят за парковку. Поэтому, раз уж копируем Москву и цены почти московские, давайте разрешим мотоциклистам стоять бесплатно. Мотоциклист занимает меньше места и меньше коптит воздух, от этого все только выиграют.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

— Признаюсь, что я еще не парковался за деньги на этих парковках. Но за границей пользовался такими парковками, это достаточно удобно. Когда я был депутатом казанского городского совета, я сам неоднократно вносил подобные инициативы, предлагал парковки в центре города сделать платными. Я предлагал брать за первый час 50 рублей, а за каждый последующий час — по 100 рублей. Кроме того, платные парковки являются городским ресурсом по пополнению бюджета. По моему мнению, эти деньги должны покрывать расходы города на благоустройство дорог и тротуаров.

Какие еще меры можно предложить для улучшения дорожной ситуации? Будучи депутатом, я предлагал закрепить каждый участок дороги на тендерной основе за конкретной организацией, которая бы его обслуживала. Те деньги, которые город выделяет на обслуживание и ремонт дорог, должны поступать этим конкретным организациям. А уже каждая конкретная организация должна будет следить за состоянием определенных дорог и тротуаров. Если она не выполняет эти требования, то несет ответственность. Если появившуюся на асфальте выбоину отремонтировать сразу, то затраты будут минимальными. А из-за того, что за каждый участок дороги никто конкретно не отвечает, выбоина растет и растет, и только когда президента начинает трясти в машине, ее начинают ремонтировать. Но тогда это будет стоить уже намного дороже. Современные же технологии позволяют не дожидаться, пока это произойдет. Как в стоматологии, если вы вовремя поставили пломбу, то не потеряете весь зуб. Так и с дорогами: все требует регулярного внимания и бережного обращения.

Игорь Горячев — генеральный директор бизнес-центра «2.18» (Набережные Челны):

— Опыт властей Казани я считаю позитивным и положительным. Нужно ли перенимать его Челнам? Не уверен, что пока в этом есть надобность. Все-таки это города разного формата, с совершенно разной транспортной сеткой. Возможностей припарковаться в Челнах много больше, чем в Казани. Даже если рассматривать такой дикий вариант, как парковка вдоль наших широчайших проспектов. Все-таки это бесплатная альтернатива каким-то ненужным расходам для автомобилистов. Поэтому в Набережных Челнах платные парковки будут пользоваться популярностью много меньше, чем в Казани. По крайней мере пока.

Цена же за парковку не должна быть единой. Она должна зависеть от каждой конкретной стоянки — ее местоположения, прилегающей инфраструктуры. Если, например, где-то есть потребность ночного паркинга, то цена, соответственно, должна быть совсем иной. Дифференцированный подход здесь, мне кажется, нужен. И, повторюсь, надо отдельно рассматривать каждое парковочное место. Не нужно забывать о такой важной, на мой взгляд, составляющей, как окупаемость этих проектов. Какими бы они ни были, муниципальными, частными, государственными, окупаемость в любом случае имеет значение. И тарифы должны определяться исходя из компромисса между возможностью автолюбителей и окупаемости этих проектов.

Ирек Зиннуров — главный тренер ВК «Синтез-Академия»:

— Наверное, надо это делать. Потому что я постоянно сталкиваюсь с хамством автолюбителей, которые не понимают, что они на дороге не одни. Люди ездят, как хотят, оставляют свои машины, где хотят. Хочется, как делает часть нашей активной молодежи, наклеить на лобовое стекло наклейки: «Посмотри, может ты припарковался, как... идиот». Причем неадекватных людей за рулем сейчас очень много.

Даже если поднимется волна недовольства, необхдимо понимать, что надо стремиться к порядку на улицах. А он может установиться за счет того, что водители будут готовы заплатить, к примеру, 50 рублей за час цивилизованной парковки.

Исходя из этого, я считаю, можно и исчислять стоимость парковки. 50 - 80 - 100 рублей, с каждым часом все меньше надбавка. Естественно, если человек приезжает к себе на работу, где нет своей парковки, то он должен иметь определенные преференции, чтобы не работать на оплату парковки. Надо делать это, что называется, ради порядка, а не для обогащения.

Марсель Шамсутдинов — управляющий группой компаний «Райдэн»:

— Платные парковки — это выход. Я считаю, что в цивилизованном центре днем парковки должны быть платными, особенно у значимых сооружений. Это того стоит. Я сейчас живу недалеко от налоговой инспекции, на Тельмана, сразу за Госсоветом. Это просто невозможно! Машины оставляют на газонах, у шлагбаумов — так, что со двора не выедешь, на тротуарах не пройдешь. Мне с детьми гулять негде, это ненормально. Тут, кстати, вопрос к службе эвакуации, которая, говорят, аффилирована с муниципальной властью: почему она не работает? Чтобы был порядок, требуется комплекс мер: эвакуация и альтернативное размещение автомобилей, пусть и за деньги.

При этом я считаю, что цена должна быть разумной. В вечернее время, когда улицы пустые, например, с 8 вечера до 8 утра, парковки можно сделать бесплатными. Возможно, первые полчаса можно сделать бесплатными: когда подъезжаю к магазину, мне как раз хватает этого времени. А за то, чтобы по делу сходить, в ту же в налоговую или даже пообедать в ресторане или кафе, я считаю, нормально заплатить 40 - 50 рублей. Не такая уж это большая сумма для центра города и для людей, обладающих автомобилем, платящих налоги и отдающих за бензин по 200 - 300 - 500 рублей в день. Сам я парковки видел, но пока не опробовал — у меня и в офисном центре, и во дворе дома парковка есть.

Зуфар Гаязов — председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ:

— Давно надо было вводить платные парковки! Эту инициативу исполкома я полностью поддерживаю. В Казани я еще систему не опробовал, но пользовался такими парковками в Москве. Сама процедура для меня изначально была трудной — не готов я пока к оперативности оплаты, но думаю, потом руку набью, все станет нормально. Пока казанских парковок стараюсь избегать: свои парковочные места есть у каждого предприятия, куда я приезжаю. Пользуюсь существующими крытыми платными парковками — недавно, когда мне нужно было пройтись по Баумана, ставил машину у Дома татарской кулинарии на Профсоюзной.

Цена — вопрос дискуссионный. Насколько я знаю, в Екатеринбурге изначально цена места была 30 рублей, но услуга оказалась настолько востребованной, что они потом заявили сумму гораздо выше.

В городе, причем не только в центре, есть еще одна существенная проблема — уборка снега. Когда едешь, допустим, по улице Бутлерова, где я иногда бываю на рабочем месте, видишь чистый пешеходный тротуар, чистую полосу движения в обе стороны, но между тротуаром и проезжей частью наслоение снега чуть ли не под 60 - 70 сантиметров. Я понимаю, что это вызвано обилием снегопадов, но, возможно, нужно задуматься о более маневренной и производительной снегоуборочной технике. На первой линии находится много двух-трехэтажных домов, помимо того, что снег попадает на проезжую часть, с крыш домов тоже скидывают на тротуары, это тоже дополнительная работа для городской службы.

Сергей Рожков — руководитель департамента мини-футбола РТ:

— Не могу в полной мере оценить жесткость проблемы с парковками в центре Казани, поскольку я по специфике своей работы там практически не появляюсь в течение рабочих будней. Выезжая по делам, я могу припарковать машину бесплатно, зная такие места, или поставить на платную парковку, что только подстегнет меня побыстрее решить свои проблемы.

Но работу в центре можно по-разному рассматривать. Одно дело — человек работает в одном месте. Тут он сам для себя может решать, стоит ли ему продолжать пользоваться автомобилем или пересесть на общественный транспорт. Такое даже практиковалось у наших городских чиновников, послушавших указание Ильсура Метшина и пересевших на метро, к которому они добирались на своих автомобилях. В таких случаях, может быть, не будет проблем с платными парковками.

Но если твоя работа связана с постоянным передвижением? Тут припарковался, денежку заплатил, там заплатил, что себе останется?

Мария Горшунова — гендиректор ООО «Майдан»:

— Инициативу оцениваю положительно. Сама еще не пробовала, вернее, воспользовалась один раз, но бесплатно: еле нашла место, очень торопилась, а волонтеров рядом не оказалось. Знаю, что штрафы пока не назначены, поэтому ненадолго оставила машину, но в будущем, безусловно, буду платить и пользоваться. Более того, я считаю, что таких парковок очень мало — есть места, которые запросто можно сделать платными стоянками, но пока их не освоили. Я знаю, что исполком сейчас собирает заявки и будет рассматривать, где еще можно сделать платные парковки.

Да, цена немаленькая. С другой стороны, есть понимание того, что если парковки будут дешевыми, то они снова будут забиты теми, кто приезжает на целый день, а установленная часовая стоимость проблему решит. Эта работа только началась, пусть она будет продолжена. Есть ключевые точки, куда люди приезжают в определенные заведения. Они существуют и будут существовать дальше, они без клиентов живут, потому что идет транзитный поток автомобилей, никто не останавливается, они теряют клиентов. Здесь еще нужно удержать бизнес в центре, это можно сделать созданием платных парковок.