Стратегию развития Татарстана до 2030 года передали лично в руки президенту РТ Рустаму Минниханову

СТРАТЕГИЯ УСТОИТ ПОД УДАРАМИ КРИЗИСА

— Борис Савельевич, расскажите, пожалуйста, что вы представили Рустаму Минниханову? Как прошла встреча?

— Встреча прошла хорошо. Мы представили первую редакцию стратегии, которая очень интенсивно дорабатывалась, включая новогодние праздники. 16 декабря мы передали проект этого документа в минэкономики, он был разослан в министерства. К концу года были получены замечания. В каникулы мы из этого проекта сделали первую редакцию и получили теперь добро на то, что это действительно первая редакция и ее можно начинать обсуждать более широким кругом. Хотя она сейчас уже является плодом работы проектных площадок, но вот такого законченного документа пока не было. Сейчас он сформирован и не позже, чем через неделю будет размещен на сайте стратегии, куда можно будет присылать свои замечания и предложения.

Одновременно с министерствами развернется работа по подготовке плана мероприятий по реализации стратегии. Вот это, пожалуй, ближайшее содержание будущих трех-четырех месяцев. Мы должны доработать стратегию. По логике, одновременно должны внести в Госсовет и стратегию, и план мероприятий по реализации стратегии. Но я сомневаюсь, потому что нет нормативной базы федерального уровня, как должен выглядеть этот план. Мы должны с вашим министерством экономики в ближайшую неделю выработать наше пионерное представление о том, как будет делаться план мероприятий для Татарстана. Возможно, он станет образцом для других регионов.

Алексей Кудрин (в центре), Борис Жихаревич (справа)

— Что должен включать в себя план мероприятий?

— По закону, перечень и описание тех госпрограмм, которые будут реализованы для того, чтобы обеспечить выполнение целей стратегии.

— В редакции, которую вы представили президенту РТ, учитывались последствия декабрьских событий? Они как-то скажутся на стратегии?

— Кризисы приходят и уходят. Это действительно нормальное явление. В наших обосновывающих материалах рассчитано несколько сценариев, в том числе сценарий сильно пессимистический. Мы готовы количественные показатели пересчитать в зависимости о конъюнктуры достаточно быстро. Но сами идеи развития, которые заложены на 15 лет, достаточно устойчивые: акцент на развитие человеческого капитала, акцент на повышение связности между тремя агломерациями Татарстана, татарстанская технологическая инициатива в виде 10 инновационных кластеров — это, мне кажется, устоит под ударами кризиса.

«ЭТО БУДЕТ ЗАКОНОМ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ»

— В стратегии основным центром привлечения будет Казань или все-таки весь Татарстан?

— Казань будет концентрировать отрасли верхнего уровня — инновации и образование. Сливки все равно стягивают в себя крупные города. Казань как крупнейший город в Татарстане будет стягивать в себя сливки. Но лозунг, который мы пока предложили, звучит как «Татарстан — магнит для лучших».

— Будет ли стратегия ставить Татарстан в какие-то ограничительные рамки? Когда можно будет следующую стратегию разрабатывать?

— Мы предложили (это есть в стратегии) цикл обновления и корректировки: не реже чем раз в три года корректировка, не реже чем раз в 6 лет обновление. Конечно, стратегию нельзя написать раз и навсегда на 30 лет. Это принцип скользящего планирования. План мероприятий будет ежегодно корректироваться с госпрограммами, а стратегия — раз в три года.

«Президент очень живо реагировал, с пониманием на все моменты, которые возникали в дискуссии»

— При общественном обсуждении любой желающий может предложить изменения?

— Конечно. Он и сейчас может это сделать, у нас на сайте открыты форумы по каждому из направлений. Также будет положенное по закону общественное обсуждение. Стратегия будет законом Республики Татарстан. По графику 15 июня или даже 15 мая вносим этот документ в Госсовет. Дальше будет нормальная процедура обсуждения как любого закона Татарстана.

— Когда закончится первое обсуждение стратегии?

— С момента публикации первой редакции до внесения в Госсовет это неформальное обсуждение, которое можно было бы и не делать по закону, но оно будет. А дальше будет период, когда Госсовет принимает закон.

— Скажите, а президент Татарстана читал текст стратегии? О чем он вам сегодня говорил?

— Я не президент, поэтому не знаю, прочитал ли он все 158 страниц, которые сейчас в стратегии. Но он очень живо реагировал, с пониманием на все моменты, которые возникали в дискуссии.

Еще полтора года назад, когда мы только начинали, он сказал, что на три года планировать может самостоятельно, а на 17 лет должны замахиваться специально обученные люди. Здесь тоже была доля иронии, он, в общем-то, как здравомыслящий человек сомневается, можно ли вообще планировать на такой дальний период. Но поскольку закон сейчас прямо предписывает делать стратегию, значит, закон исходит из гипотезы, что можно. Учитывая, что у нас опыт большой, наверное, один из самых крупных из отечественных организаций, мы более-менее понимаем, как с этим справляться. Есть такой парадокс: города нельзя планировать, но города надо планировать. То же самое относится к регионам.

— Турбулентность нашего мира, вернее, России, скажется?

— И мира тоже, там еще больше завихрений в отдельных регионах. Но когда спрашивают аргументы, а надо ли заниматься стратегиями, один из аргументов: этим много кто занимается. Города и регионы развитых стран, как правило, имеют стратегию. Естественно, они их обновляют. Мне нравится пример южной Австралии: там раз в два года мониторинговый комитет пересматривает все цели, которые были приняты, какие-то выбрасывает как уже выполненные, какие-то — как плохо сформулированные, добавляет новые. И эта стратегия живет.

— Стратегию Татарстана кто будет перепланировать?

— Очень хороший вопрос. Мы предлагаем создать некую специальную структуру, которая бы занималась и мониторингом стратегии, и главным направлением в экономике, которое мы называем кластерной активацией. Но это может быть и минэкономики, и структура, созданная в аппарате президента. Это должны решать уже на месте. Внешние специалисты не должны этим заниматься, их можно приглашать для независимой экспертизы, но орган для этого должен быть внутри региона.

— А вам нравится стратегия, которую вы написали?

— Учитывая, что я мало спал последние 10 дней, готовя ее, она мне все больше нравится.

Для весомости презентации в ней принял участие Алексей Кудрин экс-министр финансов РФ, в ранге главного научного сотрудника Леонтьевского центра

СТРАТЕГИЯ ПОД ПАТРОНАЖЕМ КУДРИНА

Первые новости о том, что у Татарстана скоро появится собственная стратегия развития — ни много, ни мало до 2030 года — появились летом 2012-го. На июньской сессии Госсовета РТ об этом рассказал депутатам на тот момент глава татарстанского минэкономики Мидхат Шагиахметов. А уже осенью того же года в Набережные Челны нагрянули гости из Москвы и Петербурга — участники экспертной группы разработчика проекта со сложным названием «Экспресс-диагностика и разработка программы исследований проекта «Стратегия развития Республики Татарстан до 2030 года».

Определяющую роль в работе над документом стратегии сыграл АНО МЦСЭИ «Леонтьевский центр» — пожалуй, самая известная и влиятельная организация в России в сфере стратегического планирования развития регионов. Планировалось, что на работу над судьбоносным документом уйдет примерно 22 месяца. Получилось немногим больше.

Предварительные результаты по подготовке стратегии были представлены президенту РТ Минниханову последовательно в марте 2013-го, а затем в июне 2014-го года. Тогда краткие доклады были посвящены экспресс-диагностике и развитию программы исследования проекта «Стратегия развития Республики Татарстан до 2030 года». Для весомости презентации в ней принял участие Алексей Кудрин — экс-министр финансов РФ, в ранге главного научного сотрудника Леонтьевского центра. А мозговым центром проекта уже тогда выступал директор ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Борис Жихаревич.

На той встрече Кудрин не раз подчеркивал, что у Татарстана есть очень сильный потенциал. По актуальным данным того периода, республика по темпам роста значилась на четвертом месте в стране. И инвестиции в РТ росли значительно быстрее, чем в других регионах: по этому показателю Татарстан тоже занимает 4 - 6 место.

Именно экс-министр финансов первым и предложил слить Казань, Набережные Челны и Альметьевск в один макрорегион. Как заметил Кудрин, сегодня ключевые центры развития РТ разорваны, долгая дорога не позволяет достичь того эффекта, который мог бы быть, если бы скоростная сеть связала три ведущих центра республики. В этом случае в Татарстане появилась бы такая агломерация, которая начала бы питать сама себя как крупный центр, такой как, например, Москва. И появился бы новый эффект. Его бы также усилило улучшающееся взаимодействие с соседними регионами. Такая открытость сказалась бы и на инвестициях.

Авторы стратегии выделили также 7 наиболее перспективных отраслевых комплексов экономики РТ. Три комплекса реального сектора: нефтегазохимический, агропромышленный и комплекс обрабатывающей промышленности. И четыре обеспечивающих комплекса: блок потока капиталов (финансы, торговля, транспорт, логистика); инфраструктурный блок, где сосредоточены основные инфраструктурные, строительные, энергетические области, ЖКХ. И два блока, которые обеспечивают долгосрочную конкурентоспособность, — инновационный и социальный. Они должны составить основу новой экономики Татарстана.