460-11.jpg
Участники экспертной группы посетили Набережные Челны, чтобы исследовать промышленный потенциал республики

МОСКОВСКО-ЯПОНСКИЙ ДЕСАНТ В АВТОГРАДЕ

Напомним, что впервые о начале работы над программой до 2030 года глава татарстанского минэкономики Мидхат Шагиахметов рассказал депутатам Госсовета РТ в конце июня этого года на заседании комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству. Тогда министр был немногословен, уверив корреспондента «БИЗНЕС Online», что в разработке программы социально-экономического развития РТ будут принимать участие «достаточно известные организации». «Они имеют большой опыт разработки аналогичных программ развития не только для стран постсоветского пространства, но и Европы», - отметил в интервью нашему изданию Шагиахметов, не останавливаясь на деталях.

С того времени была тишь да гладь, ни о какой стратегии ничего не было слышно. И вот информация о первых признаках начавшейся работы просочились на минувшей неделе.

Так, в минувшую среду Набережные Челны принимали гостей из Москвы, а именно участников экспертной группы разработчика проекта со сложным названием «Экспресс-диагностика и разработка программы исследований проекта «Стратегия развития Республики Татарстан до 2030 года».

О проекте в мэрии рассказал управляющий партнер компании AV Group Алексей Крыловский, сообщила пресс-служба мэрии автограда. По словам Крыловского, «стратегия долгосрочного развития будет строиться на позиционировании республики как одного из ведущих по уровню экономического развития субъектов Российской Федерации, способного занять в перспективе лидирующие позиции по уровню и качеству жизни населения среди регионов РФ на основе развития конкурентоспособной экономики». Сам документ будет разрабатываться в течение 22 месяцев в три этапа.

Сейчас экспертная группа работает над первым этапом – исследовательским, во время которого будут изучаться внутренние и внешние документы республики. Также во встрече принял участие глава московского филиала японского института Номура Акира Ивата. В программе пребывания экспертного совета в Набережных Челнах кроме встреч в мэрии Набережных Челнов также значились встречи с генеральным директором ОАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным, генеральным директором ОАО «КИП МАСТЕР» Михаилом Стебловым и руководителем научно-производственного некоммерческого партнерства «Технопарк Прикамья» Ахметгалеем Мухаметовым.

С визитом представителей московского филиала института Номура и AV Group в автоград отчасти приоткрылась завеса секретности. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», основным исполнителем проекта будет известный питерский Леонтьевский центр, широко известный в России в 90-е годы, созданный при участии тогдашнего мэра северной столицы Анатолия Собчака.

ПОДГОТОВКА К ПРОЕКТУ

Мы заглянули на сайт Леонтьевского центра и убедились, что еще в конце сентября появилось сообщение о том, что организация совместно с министерством экономики РТ приступила к разработке предложений по проекту стратегии развития Республики Татарстан до 2030 года. В Санкт-Петербурге и Москве прошла серия поисковых совещаний и семинаров для комплектования экспертных групп из ведущих российских и зарубежных специалистов, которые представят свое видение содержания исследований по отдельным направлениям развития РТ. В итоге на данном этапе партнерами проекта стали AV Group и московский филиал японского исследовательского института Номура.

Питерский десант высадился в Татарстане 1 - 2 ноября. В Казани состоялась миссия экспертных групп «Село Татарстана» и «Транспортно-коммуникационное пространство». В столице республики, как говорится на сайте Леонтьевского центра, специалисты провели сбор информации и серию рабочих интервью. В прошлую пятницу состоялось рабочее совещание в минэкономики.

В ведомстве подробностей проекта корреспонденту «БИЗНЕС Online» не раскрыли, ограничившись дежурными фразами: «Республика Татарстан является одним из наиболее динамично развивающихся регионов России благодаря долгосрочному планированию стратегического развития территории. В этом плане республика представляет большой интерес для крупнейших исследовательских и консалтинговых компаний, в числе которых и ЗАО »Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр». В этой связи за более подробной информацией предлагаем вам обратиться к ЗАО »Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр».

Близкий к Кремлю источник «БИЗНЕС Online» сообщил, что в ноябре планируется встреча руководителей Леонтьевского центра с президентом РТ. На ней будут приняты какие-то важные решения, после которых, возможно, и появится возможность открыто рассказать о работе над стратегией. Тем более, как уверяет наш источник, над самой стратегией пока работа не началась. Идут предварительные пристрелки…

«РОДНАЯ СТОРОНА» ВАЛЕРИЯ СОРОКИНА

Тем не менее в самом Леонтьевском центре поделились некоторыми деталями. Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» представитель организации Елена Четвергова, в настоящее время идет работа не над самой стратегией, а лишь над подготовкой к ее разработке. «Работы начались 11 сентября 2012 года и продлятся до февраля 2013 года. AV Group – наш субподрядчик. Год 2030 – это общепринятый срок для разработки подобных стратегий, - пояснила Четвергова. - Леонтьевский центр уже много лет занимается стратегическим планированием. Еще в 1997 году был принят первый в России стратегический план – Стратегический план Санкт-Петербурга, разработкой которого занимался Леонтьевский центр (с 1996 года). О направлениях и акцентах стратегии развития Республики Татарстан говорить пока рано. Относительно стоимости проекта – это вопрос к нашему заказчику».

Интересно, что заказчиком стратегии оказалось не минэкономики, а малоизвестная широкой публике НКО «Региональный фонд социально-экономического развития «Туган иль». Именно с ней заключили договор «леонтьевцы». Заместитель директора компании «Туган иль» Елена Макарова отметила газете «БИЗНЕС Online», что пока не готова комментировать взаимодействие компаний подрядчика, субподрядчика, план работы и какие-либо другие детали.

Впрочем, «биография» загадочной НКО с поэтическим названием (переводится с татарского как «родная сторона») говорит сама за себя. Фонд «Туган иль» появился в ходе реорганизации и на базе стабилизационного фонда РТ летом 2011 года. Основной его деятельностью является финансовое посредничество и производное от него. Единственный учредитель – «Связьинвестнефтехим». Что показательно, в последние годы – в 2009 и 2010 годах - у стабфонда резко выросли траты по статье «прочие расходы» - 6 млрд. (!) и 1,6 млрд. рублей соответственно. При этом максимальная выручка фонда была всего 56 млн. рублей. В эти же годы в фонде фиксируется убыток 1,1 млрд. и 918 млн. рублей соответственно.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Напомним, что вопрос разработки стратегии в Татарстане поднимается уже не в первый раз. О ней еще летом 2009 года говорил тогдашний глава минэкономики РТ Марат Сафиуллин. «Стратегия развития республики будет сформирована, в том числе и на основе сингапурского опыта, - обещал тогда Сафиуллин. – Мы получили множество интересных программ, которые реализуются в Сингапуре. Необходимо их внимательно изучить и применить в Татарстане».

Уже в 2010 году к разработке стратегии минэкономики подключает ректора академии народного хозяйства при правительстве России (АНХ) Владимира Мау. «Татарстан сейчас находится в переломном моменте пути – у нас закончилась третья пятилетняя программа развития. И наш президент поставил задачу разработать новую, которая бы учитывала не только существующие тенденции, но и новые. Для этого мы и пригласили академию – это не совсем учеба, это совместный мозговой штурм. Общение поможет объективно взглянуть на наши слабые и сильные стороны, чтобы подготовить конкретные проекты стратегии, которые потом будут докладываться премьер-министру и президенту», - объяснял Сафиуллин.

В октябре 2010 года глава минпромторга Равиль Зарипов на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» заявил, что в Татарстане действует долгосрочная стратегия развития, она прописана в ряде документов: в настоящее время реализуется программа социально-экономического развития Республики Татарстан до 2010 года, на базе и в развитии которой будет принят аналогичный план действий на следующее пятилетие, разработана программа развития производительных сил до 2020 и на период до 2030 года.

Можно вспомнить и про действующую татарстанскую стратегию развития «Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы». Она даже участвовала в интернет-голосовании на лучшую региональную стратегию, но в лидеры так выбиться не смогла.

Тем не менее на сегодняшний день Татарстан, по мнению многих экспертов, не имеет реальной стратегии развития на ближайшие годы. Имеющиеся написаны потому, что должны быть – по федеральным стандартам иначе не будут выделены деньги. Похоже, что приглашение Леонтьевского центра и первые просочившиеся крупицы информации являются признаками того, что Рустам Минниханов осознал, что Татарстану необходимы перспективный взгляд на будущее и реальная стратегия. Последний раз подобный документ в Татарстане разрабатывался в середине 90-х годов прошлого века и назывался «Жизнь после нефти».

«ПОЛТОРА ДЕСЯТКА ЛЕТ – ЭТО НЕ ТАК МНОГО…»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» спросили у экспертов, можно ли создать в условиях современной России подобную долгосрочную программу.

Рафик Шайхутдинов - генеральный директор ООО «Маркетинг-сервис Бюро», директор ресурсного центра стратегического планирования:

- Я нигде не слышал о том, чтобы по этому вопросу где-либо проводился открытый конкурс. Вообще, существует международная практика, по которой подобные проекты всегда находятся на слуху у экспертного сообщества, всегда идет большой подготовительный период.

Если речь идет о горизонте планирования, то он вполне вписывается в рамки стратегического планирования и видения. Полтора десятка лет – это не так много, особенно если учитывать такие отрасли, которые не планируются на короткие дистанции: авиация, машиностроение, нефтехимия и так далее. Горизонты планирования этих отраслей составляют от 10 до 30 лет. Сейчас мы должны видеть модель будущей экономики и уже сегодня делать что-то для выхода на эти рубежи. Думаю, что экспертное сообщество Татарстана должно принимать активное участие в этой работе.

Подготовка такой стратегии может стоить от 10 миллионов рублей. Цена складывается из ответственности и важности самой работы, из комплекса исследовательских работ, которые необходимо провести. В самом начале имеющейся информации, как правило, очень мало. В основном исследования у нас проводятся государственными органами, и мы не руководствуемся такими новыми источниками, как независимые исследования. Нужны бывают десятки исследований, которые непосильны одной компании, поэтому, вероятно, будут привлекаться субподрядчики. Цена будет зависеть от количества исследовательских работ, которые будут предварять разработку стратегии.

«САМОЕ ГЛАВНОЕ – ЭТО БОРЬБА ЗА ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ»

Марат Хайруллин - заместитель председателя комитета по предпринимательству Госсовета РТ:

- Думаю, что приоритеты в долгосрочном плане уже определены, это то, что касается диверсификации экономики, развития инновационной среды, образования, модернизации медицины. Это долгосрочные задачи, и в стратегии должны быть пути решения конкретных задач и приход к определенным результатам до 2030 года. Единственное, что является проблемой для России и для Татарстана в том числе, - мы не ищем ничего нового, а идем по тому пути, который уже прошли зарубежные страны. Нам нужна, как стало модно выражаться, политическая составляющая, чтобы реализовывать эти цели и задачи.

Я не жду ничего принципиального нового и прорывного от этой стратегии, потому что ничего прорывного, даже судя по комментариям мировых экспертов, мы не видим. Мы страна догоняющего развития и стараемся сделать то, что у других стран уже получилось, а у нас пока нет. Должна последовать реализация стратегических целей и задач, поставленных уже ранее, например, в программе социально-экономического развития до 2015 года. Сейчас говорится о том, что мировая экономика находится в системном кризисе и что впереди – новые периоды серьезных потрясений. Я бы пожелал составителям проекта стратегии учитывать разные возможные сценарии мировой, российской и татарстанской экономики.

Вообще, я скептически отношусь к горизонту планирования до 2030 года. С моей точки зрения, это делается больше в идеологическом плане и обозначения того, что такая программа имеется. Реалии таковы, что подходит русская пословица: «Человек предполагает, Бог располагает». Сомневаюсь, что в данной ситуации такая программа действительно нужна и будет эффективна.

777.jpg
С гендиректором Леонтьевского центра Ириной Карелиной встретился президент РТ Рустам Минниханов, чтобы обсудить первые результаты работы экспертных групп

Марат Бикмуллин - председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

- Я думаю, что стратегия республики должна включать стратегию развития городов Татарстана. Например, есть стратегия развития Казани, и вместе они должны быть взаимосвязаны. Исходные ресурсы – людские, природные, культурные – должны использоваться как наше преимущество для создания конкурентоспособной среды и привлечения людей как со всей России, так и мира.

В стратегии может быть написано «улучшить жизнь людей», «что-то расширить», но я считаю, что эти формулировки пусты. Нужна конкретика. Например, стратегия Казани при ее реализации позволит привлечь сюда лучшие кадры из других городов.

Период планирования должен быть как можно дольше. Если я планирую свои личные дела, то это месяц или год. Когда речь идет о регионе, то должны планироваться длительные программы. Есть годовые, пятилетние, десятилетние программы. Они должны быть составлены так, чтобы люди знали, где можно лучше заработать, какую профессию лучше получать, что будет востребованным. Самое главное – это борьба за людские ресурсы, за то, чтобы в Татарстан приезжали лучшие люди, которые бы поднимали экономику, поднимали конкурентную среду. Все зависит от кадров, а для этого жизнь должна быть более комфортной, чем в других городах и регионах России.

«НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД В ТАТАРСТАНЕ БЫЛИ ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ СТРАТЕГИИ»

Борис Кузнецов - заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством», д.т.н., профессор ИНЭКА:

- Первое, что вызывает удивление: почему подготовка программы стратегии ведется не специалистами самого Татарстана? У нас в Набережных Челнах, например, стратегию развития города в свое время разрабатывали люди, которые никогда здесь и не жили. Они составляли программы с красивыми диаграммами, в итоге оказавшиеся абсолютно нежизнеспособными. Живя здесь, я даже не могу сказать, есть ли у Набережных Челнов какая-либо стратегия, или мы живем только по бюджетным годам. Образ будущего, видение миссии, стратегии – я этого не представляю. При этом для работы программы необходимо, чтобы это дошло до каждого жителя, тогда программа заработает.

Аналогичная ситуация со стратегией Татарстана. Если минэкономики Татарстана опубликует основные положения технического задания, из какой промышленной, экономической политики исходят, тогда и можно будет обсуждать направления и акценты стратегии. Но все равно возникает вопрос: почему варяги, а не специалисты самой республики? Мы располагаем и научными кадрами, и необходимыми ресурсами.

7777.jpg
Во встрече приняли участие представители Леонтьевского центра Леонид Лимонов, Борис Жихаревич, помощник президента РТ по экономическим вопросам Айрат Хайруллин, министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов, председатель комитета ГС РТ по бюджету, налогам и финансам Мурад Гадыльшин

Прежде чем расставлять акценты в стратегии, необходимо решить, по какому пути мы идем: инновационного развития, сохранения инерционного развития или осуществления реинжениринга. Когда будет сформирована концепция развития республики, которая будет приемлема для наиболее активных и компетентных сил, тогда можно будет говорить и о стратегии развития, формулировать задачи и идти к конкретной промышленной политике.

Сам период планирования адекватен. Китайцы планируют на 50 лет. К планированию на 30 и более лет идут и США. Нам, чтобы восстановить научные школы, которые обладали технологиями прогнозирования, планирования, предстоит начинать с человеческого фактора.

Я думаю, что в XXI веке мы столкнемся с такими проблемами, которых раньше не было. Например, если подтвердится таяние льдов Арктики, все на Земле коренным образом изменится и дойдет в том числе до Татарстана. Поэтому сейчас нужно готовить такие стратегии, которые учитывали бы и эти факторы. Мы потеряли технологии, методики прогнозирования и сейчас будем за это расплачиваться.

Рустем Курчаков – известный экономист, один из авторов татарстанской программы «Жизнь после нефти»:

- Несколько лет назад в Татарстане были попытки создания стратегии развития, когда по заказу минэкономики РТ одна группа взялась за разработку. Я встречался с этой группой, обсуждались подходы, я показал им историю разработок стратегий республики с начала 90-х годов. Спустя некоторое время группа свернула работу, и заказ был отозван.

Как вывод из этого я считаю, что любая группа, которая берется за разработку стратегии для Татарстана, должна хорошо знать историю разработок начиная с 90-х годов. Это уникальный опыт разработки программных материалов, потому что тогда работали несколько альтернативных групп. Подход с разных точек зрения – аппарата, ученых, руководителей предприятий, Торгово-промышленной палаты – исключительно важен. Сейчас мы упали в односторонность, когда существуют только один взгляд, одна точка зрения и масса критиков, которых эта точка зрения не устраивает. При этом критики не разрабатывают свою позицию. Получается, что Татарстан – образцовая, благополучная, динамично развивающаяся республика с великолепной витриной, но в бэк-офисе творится непонятно что. Складывается впечатление, что нет долгосрочного взгляда, и мы живем одним днем. Очень важно, что те самые лучшие группы, которые придут к разработке стратегии, будут рисовать что-то по-сингапурски правильное, провалятся туда же, потому что концы не сойдутся с концами. Если энергия общества, наиболее активных татарстанцев не будет задействована, то эта прекрасная витрина обрушится в никуда. Получится, что мы «булдырабыз», но не ясно, с каким знаком препинания.

77.jpg
Во встрече также принял участие глава московского филиала японского института Номура Акира Ивата (слева)

Ильдус Янышев – депутат Казгордумы, президент группы компаний безопасности «Контр»:

- Я считаю, что акценты в стратегии нужно сделать в первую очередь на развитии сельского хозяйства, возвращении людей в село, на переработке сельхозпродукции, развитии малых форм хозяйствования. Нужно ставить аграрные ориентиры, для чего, в свою очередь, необходимо решение проблем на макроуровне.

Нефтехимическое развитие – это ясный путь. Также необходимо развитие малого и среднего предпринимательства. Однако все эти меры ничего не изменят, если на российском и татарстанском уровне останутся вопросы борьбы с коррупцией и бюрократией.

В Татарстане, как и в России, очень высокая себестоимость производства. Нужно проведение анализа, после чего идти по пути создания в Татарстане конкурентоспособного производства. Это становится сложнее, особенно в условиях вступления в ВТО, однако строительство однозначно можно удешевить. Можно также увеличить производительность труда в сельском хозяйстве, однако для этого требуется обширная социальная программа.

В стратегии должно быть обозначено качество кадров. Сегодня наши вузы с кадровой подготовкой не справляются, специалисты не соответствуют веяниям времени.

Чем дальше горизонт планирования, тем лучше, однако дело в том, насколько это возможно в условиях нашего турбулентного мира. Наше общество в целом не имеет навыков долгосрочного планирования. Планировать надо с привлечением мировых экспертов, которые бы понимали критическое положение России в мировом сообществе и ее конкурентные преимущества.

Нужно в целом бороться с низким уровнем культуры общества, вороватостью населения, его непатриотичным поведением, нелояльностью к своим соседям. Без решения этих проблем большие программы теряют свою эффективность.

Справка

Исследовательский институт Номура (Nomura Research Institute — NRI) является ведущим японским аналитическим центром по вопросам экономики. Зарубежная деятельность NRI, созданного в 1965 года в качестве «мозгового центра» японского бизнеса, до настоящего времени активно развивалась в азиатском регионе, прежде всего в Китае. Однако вслед за ростом интереса японских предприятий к инвестированию в страны BRIK (Brazil, Russia, India, China) руководство Института Номура пришло к выводу о расширении своей деятельности в России. Теперь, используя опыт и знания, накопленные в Японии и Восточной Азии, NRI планирует оказывать содействие правительственным организациям России в области промышленной политики и территориального развития.

Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» был создан в 1991 году по инициативе экономиста - лауреата Нобелевской премии гражданина США российского происхождения Василия Леонтьева и мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Первый президент Леонтьевского центра – Анатолий Чубайс. В настоящее время Леонтьевский центр функционирует как независимая исследовательская и консалтинговая группа, в состав которой входят:

- Закрытое акционерное общество МЦСЭИ «Леонтьевский центр» - создано в 1991 году для осуществления экспертной поддержки рыночных реформ в России, оказания консультационно-методической помощи региональным и местным властям в разработке программ социально-экономического развития и эффективных механизмов стратегического управления.

- Автономная некоммерческая организация МЦСЭИ «Леонтьевский центр» - создана в 1998 году для развития фундаментальных и прикладных исследований в области общественных наук и развития сотрудничества с признанными научными школами в России и за рубежом.

- Ресурсный центр по стратегическому планированию при Леонтьевском центре (РЦСП) - создан в 2002 году для содействия росту профессионализма в управлении общественными процессами в городах и регионах России путем продвижения передовых международных стандартов качества стратегического.

В 2009 году для финансирования деятельности Леонтьевского центра в сфере науки был создан фонд целевого капитала. С июня 2009 года начал свою работу ученый совет Леонтьевского центра.

AV Group – консалтинговая компания. С 1998 года реализовано более 700 консультационных проектов, в том числе более 550 проектов в области управленческого консалтинга (стратегии) и инвестиций. Под управлением сотрудников компании привлечены ресурсы, превышающие $2 миллиарда. Текущий портфель инвестиционных проектов, сопровождаемых компанией, превышает $1 миллиард. AV сотрудничает с ведущими отечественными и международными инвесторами. Среди текущих проектов:

- сопровождение создания и развития промышленных зон по производству строительных материалов (портфель - $300 млн., инвестиции - $100 млн.);
- сопровождение создания и развития агропромышленных зон (портфель - >$1,5 млрд., инвестиции - $30 млн.);
- разработка и реализация программ реформирования предприятий и привлечение инвестиций (проекты членов команды AV, инвестиции >$400 млн.), стратегии развития территориальных зон Республики Дагестан до 2025 года (Махачкала, Северный Дагестан, Центральных Дагестан, Прибрежных Дагестан, Горный Дагестан), программа развития туристско-рекреационного комплекса Республики Дагестан до 2017 года.