• 1. Какое событие для вашей компании было главным в 2014 году? Чем запомнился год в целом?
  • 2. Каковы планы вашей компании на 2015 год? Чего опасаетесь и на что надеетесь?
  • 3. Что ждет, на ваш взгляд, в 2015 году вашу отрасль, республику, страну?

Ляля Кудерметова — директор Татарстанского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк»:

Ляля Кудерметова
Ляля Кудерметова

1. В целом можно отметить, что год был результативным: удалось расширить клиентскую базу, сохранить долю на банковском рынке республики. В 2014 году филиал продемонстрировал положительную динамику основных финансовых показателей.

С начала года кредитный портфель регионального филиала увеличился более чем на 1 миллиард рублей, составив на 1 декабря 24,5 миллиарда рублей. Россельхозбанк также внес свой вклад в проведение посевной кампании 2014 года — на ее финансирование было выделено 6,2 миллиарда рублей. Отмечу, что развитие инфраструктуры АПК и поддержка сельских территорий находятся в зоне приоритетов Россельхозбанка.

Мы рады, что клиенты доверяют банку свои средства — объем привлеченных средств юридических и физических лиц увеличился на 18 процентов и достиг 11,5 миллиардов рублей. Мы гордимся, что в уходящем году более тысячи семей с помощью банка смогли улучшить жилищные условия — в 2014 году по сравнению с предыдущим более чем в два раза увеличилось количество выдаваемых кредитов.

2. Сегодня мы активно работаем не только с предприятиями АПК, но и с бизнесом в других секторах экономики. В этом году Россельхозбанк активно сотрудничал с предприятиями, работающими в других отраслях экономики — это инфраструктурные проекты, пищевая и перерабатывающая промышленность, логистика и др. Мы расширили сотрудничество с предприятиями микро и малого бизнеса, чему способствовала реализация пилотного проекта Россельхозбанка по кредитованию этих сегментов. Разумеется, эта работа будет продолжена.

3. Тенденция времени — клиенты отдают предпочтение банкам с государственным капиталом, и это касается сегодня практически всех сфер бизнеса. Мы будем стремиться к достижению поставленных целей, предлагая клиентам качественный банковский сервис и воплощая тем самым в жизнь наш слоган «С нами надежно!»

Владимир Сорокин — генеральный директор «ЮИТ-Казань»:

1. Для нас 2014 год был очень насыщенным. Началось строительство новых объектов в ЖК «Современник», в том числе детского сада на 140 мест. Кроме того, мы занимались благоустройством рекреационной зоны возле Центра семьи «Казан», участвовали в замечательном городском проекте «Зеленый рекорд». Пожалуй, основным событием для нас стал запуск нового проекта — жилого комплекса «Гармония», который располагается в Советском районе на ул. Магистральная.

Конечно, ушедший год запомнится не только как год новых проектов, но и как год непредсказуемых событий и, к сожалению, нестабильности. Тем не менее цели на 2015 год остаются без изменений: мы планируем ввести в эксплуатацию один дом и детский сад, продолжить строительство домов ЖК «Современник» и ЖК «Гармония». Мы взяли курс на совершенствование энергоэффективных решений, что в свете регулярного роста цен на энергоресурсы особо актуально.

2. Мы понимаем, что наша отрасль, как и многие другие сферы деятельности, претерпит ряд изменений. Прогнозировать дальнейшее поведение валют и в связи с этим покупателей, пока достаточно сложно. Однако, скорее всего, в следующем году рыночную ситуацию будет определять «вымывание» средств у населения. Рынок Казани характеризуется высоким уровнем потенциального спроса на квартиры, но экономическая ситуация последних месяцев, скорее всего, будет иметь негативное влияние на платежеспособный спрос.

Помимо последствий экономической ситуации есть еще ряд законопроектов и законов, которые имеют отношение к рынку недвижимости. Это в первую очередь повышение налоговых ставок, которое ожидает нас уже со следующего года. Вряд ли это кардинально изменит поведение потребителей, но все-таки подтолкнет развитие и без того ощутимой тенденции к росту спроса на маленькие квартиры.

3. Увеличение срока владения жильем до 5 лет для получения налоговых льгот также стало важным изменением, однако оно повлияет в большей степени на инвесторов. Для обычных покупателей, которые приобретают собственное жилье не с целью вложения средств, нововведение вряд ли будет ощутимо. Полагаю, что именно поведение инвесторов будет определять некоторые рыночные тренды. В первую очередь приобретенное в достаточно больших количествах инвестиционное жилье рано или поздно будет выведено в продажу, что увеличит объем предложения на вторичном рынке. Не стоит забывать, что первичный рынок, активно развивающийся в Казани, также не отстает. В итоге не успевающий за предложением спрос должен спровоцировать снижение цены. Однако, с другой стороны, повышение налоговой нагрузки и срока владения до налоговых льгот повлекут обратную реакцию, т.к. инвесторы будут вынуждены «компенсировать» потери дохода корректировкой цен.

Получается, что несмотря на различные законодательные нововведения, серьезных изменений на рынке недвижимости ожидать не приходится. Стоимость квадратного метра жилья падать не будет, скорее, изменятся в сторону уменьшения или останутся на прежнем уровне средние цены на квартиры, но только за счет уменьшения их площадей.

Дмитрий Калачев — директор сети магазинов «Впрок»:

1. Главным событием нашей компании стало 15-летие, которое мы отмечали в октябре. Первый магазин «Впрок» был открыт в 1999 году. В настоящее время сеть насчитывает 54 магазина. Ежедневно покупки в наших магазинах совершает более 16 тысяч человек. Ассортимент магазинов насчитывает более 9 тысяч наименований.

Еще одно важное событие — открытие новых магазинов и запуск интернет-магазина. Правда, в этом году «Впрок» прирос всего тремя магазинами, тогда как в 2013 году прирост был больше — 8 магазинов. В прошлом году мы выходили на рынки Казани и Альметьевска. В 2014 году у нас открытий в этих городах не было, наоборот, даже закрылись некоторые магазины. Мы пока на этих территориях находимся в поиске и не готовы развиваться там такими же быстрыми темпами, как в Челнах и Нижнекамске.

Конкуренция ужесточается. Мы растем чуть выше инфляции. Но рост не такой впечатляющий — двухзначных цифр нет. Связано это с тем, что происходит насыщение рынка. Активно в Челнах работают и региональные сети, и федеральные.

2. В 2015-м году мы бы хотели усилить наше присутствие в домашнем регионе — в Челнах и Нижнекамске. Планируем увеличить долю рынка. Делаем ставку на развитие интернет-продаж. Интернет-магазин сейчас работает выше наших ожиданий, хотя он до сей поры оставался без особой поддержки. Будем более активно рекламировать в будущем году это направление, оказывать маркетинговую поддержку, надеемся, что рост будет больше. И вообще рассчитываем в течение трех ближайших лет занять 5 процентов доли рынка по нашей продукции в этом сегменте.

3. В нашей отрасли я никаких особых потрясений в будущем году не ожидаю. Будет просто замедление роста, связанное с удорожанием кредитных ресурсов. Как правило, бизнес реагирует на экономическую нестабильность замиранием, чтобы можно было оценить ситуацию, определиться в дальнейших действиях. Возможно, в начале следующего года по инерции развитие еще продолжится. Но во втором квартале будет некое замедление по расширению розничных сетей. А если говорить в целом по стране, наверное, население импортных холодильников и телевизоров будет покупать меньше, меньше есть мы не станем, но, возможно, будем меньше ездить отдыхать за границу. Но в целом, думаю, нет повода для паники.

Александр Сладковский — художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ:

В 2014 году произошло два поистине исторических события в биографии ГСО РТ. 8 ноября мы выступили на исторической сцене Большого театра в юбилейном гала-концерте фестиваля Crescendo, телеверсия которого была показана на телеканале «Культура» по всему миру. А 25 ноября по приглашению маэстро Валерия Гергиева в концертном зале Мариинского театра состоялся первый концерт нашего петербургского абонемента. Выступление на главных площадках страны — это невероятный и важный прорыв культурной жизни Республики в глобальное мировое пространство.

Следующий музыкальный сезон станет для ГСО РТ юбилейным, нашему коллективу исполнится 50 лет. В начале 2015 года мы приступаем к подготовке этого важного события в жизни оркестра. И несмотря на тревогу, связанную со сложной экономической ситуацией в стране, уверен, что в будущем году Татарстан будет также динамично развиваться.

Зуфар Хакимзянов — руководитель ЗАО «Горпечать»:

Зуфар Хакимзянов
Зуфар Хакимзянов

1. Самым запоминающимся для нас событием стал закон о запрете продажи табачной продукции в сети. К сожалению, запомнился он отнюдь не позитивными последствиями. В 2005 году мы добились права на продажу табачной продукции в наших специализированных торговых точках, потому что это было важно для удержания постоянного спроса. Спасибо нашему республиканскому правительству за это. Тогда впервые сформировался системный спад покупки печатной продукции. Соответственно, сейчас мы оказались не вполне готовы к последствиям закона о продаже табачной продукции. В частности, мы видим мощный отток покупателей (до 40 процентов), которые вместе с сигаретами перестали покупать и печатную продукцию.

2. Наш главный стратегический план — изменить формат сети и направить дальнейшие усилия в сторону развития мультимедийных объектов. В течение года мы поменяем наши торговые павильоны на торговые объекты европейского образца, которые будут полностью соответствовать потребностям наших потенциальных покупателей.

3. Для нашей отрасли наступают трудные времена, особенно для тех, кто из-за административного давления не сможет проявить гибкость и подстроиться под потребности рынка (хотя возведение таких барьеров противоречит последним установкам Владимира Путина). Реалии бизнеса таковы: в день в стране закрывается по 10 киосков (это по всем предприятиям в совокупности). Также в 2015 году в нашем ассортименте будут полностью отсутствовать коллекционные издания-пэтворки. Это связано с недавними скачками евро и доллара. Вся эта продукция производилась и закупалась за рубежом, соответственно теперь есть сильная вероятность, что этих изданий не будет, потому что покупатели просто перестанут их покупать из-за необоснованной дороговизны. Эта продукция начиная с 2008 года «тянула за уши» всю нашу отрасль. Когда что-то подобное происходит в других отраслях, государство либо помогает, либо само выступает санатором, либо оказывает поддержку субсидиями. К сожалению, наша отрасль не входит в область интересов государства, несмотря на то, что мы реализуем основное конституционное право граждан на свободный доступ к информации. Такой подход государства запускает системный механизм: из-за сокращения продаваемых нами тиражей страдают и издатели, закрываются издательские дома и типографии. Государство ко всему подходит по-разному и это зависит от степени его заинтересованности. Если у компаний с государственным участием уменьшаются доходы, государство идет им навстречу. Например, телевизионным каналам дали право вернуть рекламу табака и алкоголя. Печально осознавать, что в нашем случае эти меры приняты не будут из-за полного отсутствия заинтересованности.

Евгений Крылов — генеральный директор «Татинком Компьютерс»:

1. В нашей сфере деятельности год мне запомнился курсом доллара, в стране — Крымом. В этом году у нас все стабильно — все ровно, без всплесков.

2. В планах у нас только развиваться и усиленно искать новые направления. Если курс доллара будет продолжать так же галопировать, ничего нельзя предсказать, а надеемся, конечно, что доллар будет уменьшаться.

3. Нашу страну, думаю, ждут такие же сложности. Нас всегда почему-то ожидают только сложности, которые мы сами героически создаем, а потом также героически преодолеваем.

Елена Илькун — директор ООО «Алена» (торговая марка «Бюро путешествий Казань»):

1. В 2014 году мы впервые приняли участие во Всероссийской туристской премии «Маршрут года» с нашими программами по приему туристов в Казани и Татарстане. Из представленных пяти программ три заняли призовые места, две программы стали победителями и одна программа заняла второе место. Было очень приятно, что наши многолетние труды принесли такой результат.

А год запомнился тем, что спрос на экскурсии по Казани и Татарстану стал очень высок, в праздничные даты не хватает гостиниц, транспорта, экскурсоводов для обслуживания туристов. Это очень хорошо, это показывает, что Казани есть еще куда развиваться в плане туристического обслуживания.

2. Планы на 2015 год — работать в том же режиме, в каком работали в 2014 году, принять больше туристов, улучшать качество обслуживания, разрабатывать новые программы. Но опасаемся, что некоторые компании-партнеры могут оказаться финансово-несостоятельными, не объявив себя банкротами, а определив свое состояние финансовой неплатежеспособности как временные финансовые трудности. Согласно законодательству, туроператор обязан обслужить туристов, даже если агент неплатежеспособен. При этом деньги от туристов агент получил. Финансовые гарантии по внутреннему туризму 500 тысяч рублей, а агенты долгов могут наделать на миллионы. Туроператор при этом законодательно не защищен, ведь все вопросы решаются через суд. При этом все партнеры знают, что в этой ситуации денег от этих агентов уже никогда не получишь. Практика такая уже появилась.

3. Считаю, что 2015 год будет для туризма очень сложным. Внутренний туризм будет расти, международный резко сократится. В связи с банкротством компаний, занимавшихся международным туризмом и очень высокой нагрузкой на страховые компании по выплатам туристам возмещений по финансовым гарантиям в 2013 - 2014 годах, страховые компании предпочитают не перестраховывать турфирмы на выездной туризм. Уже сейчас многие компании этим озабочены. Банковские гарантии могут оформить единицы.

На что надеемся? Надеемся на поддержку государства как законодательно, так и финансово в части участия в тендерах и торгах.

Дмитрий Афанасьев — директор ООО «КИП-Сервис»:

Дмитрий Афанасьев
Дмитрий Афанасьев

1. 2014 год стал годом серьезных реформ и перестроек для «КИП-Сервис». Проведена колоссальная работа по реструктуризации компании и оптимизации бизнес-процессов. В рамках проводимого реформирования произошло обновление кадрового состава и изменение систем мотивации. Был взят курс на формирование сильной, надежной команды. С чем мы вполне успешно справились. Открытие новых направлений, введение новых должностей привело к видимым результатам: произведен ребрендинг, открыт дополнительный офис, разработана уникальная автоматизированная система управления технологическим процессом, запущено производство бетоновозных тележек и многое другое. Основным показателем, конечно, стало перевыполнение плана на 44 процента по сравнению с прошлогодними показателями! Мы надеемся на сохранение достигнутых результатов и на динамичный рост компании в будущем году.

2. В 2015 году мы продолжим реализацию утвержденной стратегии развития «КИП-Сервис». Это в первую очередь оптимизация бизнес-процессов и повышение эффективности работы каждого сотрудника компании. Не менее важная задача, которая стоит перед нами в грядущем году, это вывод на рынок новой продукции собственного производства. Наш продукт за последние годы стал заметен, привлекателен для клиентов и, что важно, почти независим от скачков валюты, в отличие от продукции наших европейских конкурентов. Несмотря на все текущие перипетии в стране, опасаться нам нечего. Мы уже это проходили в 2008 году и знаем, как действовать в кризисных ситуациях.

3. Очень сложно делать прогноз на следующий год. Не вижу предпосылок ожидать, что он будет лучше или хуже, чем этот. Если вспомнить ситуацию 2008 - 2009 года, то сценарий может быть похожим. Нельзя исключать, что застройщики будут снижать темпы строительства и даже останавливать какие-то объекты, но крупные компании продолжат свою работу. Насчет республики сложно что-то сказать, так как основные проекты ведутся нами за пределами Татарстана.

Читайте также: