№1

ЕВГЕНИЙ ГОЛЬДФАЙН. «ЭТИКА БУХГАЛТЕРА»

На звание «Книга года» претендует вышедшая из-под пера Евгения Гольдфайна «Этика бухгалтера». Она основана на описании различных «жизненных состояний» человека — могущества, опасности, изобилия и других. Каждая глава «Этики» рассказывает о критериях этих состояний, об угрозах и возможных удачах, о том, как эти переживания преодолеть или, наоборот, продлить, как избежать нежелательных контактов или приобрести нужные. Сам Гольдфайн определяет тематику своего произведения как... сайентологическую — бывший главный бухгалтер КАМАЗа никогда не скрывал своей приверженности этому учению. А злые языки утверждают, что именно это и стало одной из главных причин его увольнения. Официально главбух покинул КАМАЗ по собственному желанию в 2009 году. В данной книге интерес представляет не только описание тайных механизмов управления автозаводом, но и общая история КАМАЗа.

№2

ФАТИХ СИБАГАТУЛЛИН. «КАКОЙ БОГ ПРАВИЛЬНЫЙ?»

Фатих Сибагатуллин презентовал новую книгу «Какой Бог правильный?»

Депутат Госдумы и экс-глава Нурлата Фатих Сибагатуллин в очередной раз проявил себя на ниве писательского ремесла. В прессе довольно широко обсуждалось его выдвижение в число номинантов на премию им. Тукая за книги по этнографии и истории татар. Однако получить премию ему не удалось, даже несмотря на подключение к этому вопросу в лице видных деятелей татарской диаспоры Москвы и даже самой главы Совфеда Валентины Матвиенко. Но зато Фатих Саубанович презентовал новый труд — «Какой Бог правильный?» Вот что автор рассказал о своих новых изысканиях: «Сегодня это самая актуальная тема на всем земном шаре. Верьте своему Богу, молитесь, но слишком не увлекайтесь, не надо глубоко нырять, это не должно доходить до фанатизма. Это касается и православия, и ислама. Историю я изучаю с 1967 года, а религию — еще с конца 50-х. Там, где я родился, были и христиане, и кряшены, и мусульмане. Сейчас же я прихожу к мнению, что мой папа был приверженцем тенгрианства, несмотря на то что называл себя мусульманином. Тенгрианство — это первая мировая религия, древняя религия тюрков, в которой не было понятия пророка. Человек должен верить небесному Богу или природной силе в душе. Я спрашивал у отца потом, верит ли он муллам, он отвечал: «Не всем. И если ты в душе веришь, этого достаточно». Когда мне было 40 лет, я все спрашивал у Минтимера Шаймиева про Бога, про Аллаха, а он мне ответил: «В моем понимании это природная сила». Потом я данное дело изучал, действительно, оказалось, что это природная сила. Бог был не в облике седовласого старца с бородой, он вообще не в облике человека, просто есть некая природная сила».

№3

СВЕТЛАНА МАЛЫШЕВА. «ПРОФЕССИОНАЛКИ», «АРФИСТКИ», «ЛЮБИТЕЛЬНИЦЫ»: ПУБЛИЧНЫЕ ДОМА И ПРОСТИТУТКИ В КАЗАНИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

Светлана Малышева
Светлана Малышева

Доктор исторических наук и профессор кафедры историографии и источниковедения КФУ Светлана Малышева исследует казанский досуг XIX - XX веков. Среди ее работ — монография «Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917 - 1927)». В ходе своих исследований Малышева пришла к идее написать книгу о самых низовых развлечениях казанского населения. В конце концов, в архивах немало любопытных документов по теме, типа составленного врачебной управой списка публичных женщин или жалоб казанцев на теневой бизнес. Не касаясь морального и медицинского аспектов проституции, Малышева изучила то, как на это явление реагировало общество, полиция, культурные деятели, сами типажи девиц легкого поведения. Получилось и научно, с большим количеством статистических выкладок, и занимательно — нашлось место и забавным, и довольно трагичным историям.

№4

КАТАЛОГ КАЗАНСКОЙ ФОТОГРУППЫ «ТАСМА»

220 работ 22 фотохудожников объединения «Тасма» заняли на их юбилейной, посвященной 40-летию группы, выставке два этажа. Два десятилетия — с 1970-х по 1990-е — вовсе не складываются в контрастный или, боже упаси, конфликтный сюжет о разнице времен, о крайностях стабильного социализма и нестабильной постсоветчины. Дело в другом. Это привет поколению, зараженному привычкой к селфи. А по существу демонстрация упертости в фотоообъектив казанских шести- и семидесятников, которых, наконец, догнало заслуженное признание. Помимо прочего, и в смысле их безусловного поколенческого авторитета. В каталоге, который инициатору выставки — ГМИИ РТ — удалось издать при поддержке президента России, сказано, что необходимо «вспомнить рано ушедших и ныне живущих тасмовцев, оценить вклад в искусство фотографии каждого из них». Но едва ли не важнее слова то, что в ходе изучения фотоархивов стала очевидна необходимость издания персональных альбомов, объединенных в серию «Фотографы ХХ века. «Тасма».

№5

АКДЕС НИГМЕТ КУРАТ. «ЯРЛЫКИ И БИТИКИ ХАНОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ, КРЫМА И ТУРКЕСТАНА В АРХИВЕ МУЗЕЯ ДВОРЦА ТОПКАПЫ»

111.jpg
На презентации книги выяснилось, что среди родственников ученого — экс-первый вице-премьер правительства РТ Равиль Муратов (справа)

Выход русского перевода книги турецкого историка Акдеса Нигмета Курата оказался нерядовым событием для ученого мира республики. Автор родился в 1903 году в селе Беркет-Ключ (нынешний Черемшанский район Татарстана). После революций и гражданской войны Курат, получивший религиозное и светское образование, был вынужден покинуть Россию. В 1924 году он прибыл в Стамбул, поступил в университет, как выяснилось, чтобы фактически стать основоположником современной турецкой исторической науки... На презентации книги выяснилось, что среди родственников ученого — экс-первый вице-премьер правительства РТ Равиль Муратов. Установить это смогли в институте истории АН РТ. Кстати, политик участвовал в работе над переизданием книги именитого предка, взяв на себя вопросы финансирования проекта.

№6

ТАДЖУДДИН ЯЛЧЫГОЛ «ПОСЛАНИЕ ГАЗИЗЕ»

Продолжает парад книг из серии «выполнение долга перед предками» издание работы Таджуддина Ялчыгола (1768 - 1838) — богослова, педагога, поэта, общественного деятеля. Его книгу подготовил к публикации известный литературовед, доктор филологических наук, член правления союза писателей РТ Хатип Миннегулов. «Послание Газизе» (в честь дочери Ялчыгола — Газизы) создано на основе произведения среднеазиатского поэта XVII века Суфи Аллаяра «Субател-гаджизин» («Опора обреченных»). Предполагают, что по происхождению он казанский татарин и даже какое-то время жил в Казани. Его история гласит, что долго время был мытарем (налоговиком) и прославился жесткостью по отношению к должникам бюджета, однако потом раскаялся и стал учеником одного из суфийских шейхов. Книга Аллаяра, которую пересказал стихами татарский богослов, — сборник рассказов о жизни мусульманских пророков и суфийских святых, описание ада и рая, обличение пороков. А вступительное слово к изданию написал... руководитель аппарата президента РТ генерал Асгат Сафаров — праправнук Ялчыгола. Кроме того, он финансово поддержал издание книги.

№7

«ТАТАРСКАЯ «АЛИФБА». НАЦИОНАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XXI ВВ.)»

Новейшее исследование известных казанских историков Диляры Галиуллиной и Аллы Сальниковой (автор книги «История елочной игрушки») вышла в издательстве «Новое литературное обозрение». Ученые исследуют, какие изменения претерпевал букварь в связи со сменой политической конъюнктуры и идеологии в Казанской губернии, советской Татарии и постсоветском Татарстане.

№8

«СОБЫТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В КАЗАНИ (1918 Г.) В ВОСПОМИНАНИЯХ ОЧЕВИДЦЕВ»

Это репринтное издание представляет взгляд белой и красной сторон на события революции в Казанском крае. В сборнике впервые опубликована на русском языке книга «Десятая рота под Казанью» — мемуары военнослужащего Чехословацкого корпуса Карла Тренинга. Вторая половина — ранее недоступный широкой аудитории «красный» сборник «Борьба за Казань».

№9

РИФКАТ ЯКУПОВ. «САБАНТУЙ»

В альбом Рифката Якупова — члена упомянутой выше фотогруппы «Тасма» — вошли фотоснимки, сделанные им во время «брежневского застоя». В книге с настолько минимальным количеством текста, что это непривычно даже для формата фотоальбома, запечатлен тихий быт жителей деревень, раз в год взрывающийся народным праздником Сабантуй.

№10

ИЛЬЯ ЛЕУТИН. «ТИШИНА НА ПОЛНУЮ ГРОМКОСТЬ»

222.jpg

Второй текст молодого российского писателя-эмигранта на этот раз подписан настоящим именем автора. Отказавшись от псевдонима Равшан Саледдин, Илья Леутин уходит от прежнего ориентализма и создает производственный роман в лучших традициях советской литературы. «Тишина на полную громкость» — монолог звукорежиссера на киноплощадке, рассматривающего любовь, рабочий процесс, семейные отношения в некотором смысле профессионально — посредством звука и его технических возможностей. На недавнем фестивале интеллектуальной литературы в столице Татарстана эту книгу, изданную казанцами из «Ил-music», столичные литераторы назвали примером яркой современной прозы.