ПОШЛИ ГУЛЯТЬ ПО МОКРЫМ УЛИЦАМ

В своих научных изысканиях доктор исторических наук и профессор кафедры историографии и источниковедения КФУ Светлана Малышева исследует казанский досуг XIX - XX веков. Среди ее работ, скажем, есть монография «Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917 - 1927)». В ходе своих исследований она пришла к идее написать книгу о самых низовых развлечениях казанского населения. А в архивах — множество информативных документов. Например, в приложении к монографии можно прочесть cписок публичных женщин, составленный Казанской врачебной управой, или изучить жалобы жителей на теневой бизнес.

Не касаясь морально или медицинского аспекта явления, Малышева изучила, как на это явление реагировало общество, полиция, культурные деятели, кто фигурировал на рынке проституции. Получилось и научно, с большим количеством статистических выкладок, и занимательно — нашлось места забавным и довольно трагичным историям.

Казань была выгодным местом для проституции. Во-первых, здесь жило много рабочих, ремесленников, студентов, словом, клиентов. А поток деревенских девиц, которые сначала шли в прислугу, а потом, обесчещенные, на улицу — это предложение. Проституткой могла стать любая девушка — ограничение было только по возрасту. Сначала — 16 лет, а позже — 18 лет (в бордели брали с 21 года). Платили им за сеанс от 20 копеек до 2 рублей. Позже самая высокая плата бралась за выезд проститутки на дом — 10 рублей. Студентов Казанского университета даже, говорят, порой премировали походами в бордель.

О Мокрых улицах писал Горький, о веселье на Песках — Шаляпин. Ныне это районы железнодорожного вокзала и Суконной слободы. Полтора века назад здесь располагались публичные дома. На том самом месте, где стоит фонтан в парке Тысячелетия, находился натуральный квартал красных фонарей, то есть Пески.

— Стоящий там Казан на свадебных сайтах позиционируется как фонтан семейного счастья и благополучия. И молодожены радостно кидают туда монетки, обеспечивают счастье в личной жизни. Это к вопросу о пластичности памяти: всего 100 лет понадобилось, чтобы центр официального разврата стал центром семейного счастья и благополучия. Ладно хотя бы загс на этом месте не открыли, — иронизировала Малышева.

ПРЕДЪЯВИТЕ ВАШ БИЛЕТ!

Прошло некоторое время, и ареал «веселья» проник и на территории, где располагается нынешний зооботсад и Старо-Татарская слобода. Потом жизнь борделям серьезно портили аболиционисты — так тогда называли борцов за права женщин, которые напирали на то, что публичные дома нарушают их гражданские права. Все меньше становилось проституток с «билетами» (в борделях) и все больше — с «бланками» (то есть работающих в одиночку). А сколько уж нелегально — Бог весть. В результате о каких-либо конкретных улицах порока говорить не приходилось — проституток можно было встретить везде.

Ближе к концу века каждая пятая проститутка была татаркой, что соответствовало соотношению двух основных наций в городе на тот момент. При выезде на гастроли на ярмарку их могли для прикрытия выдать замуж за сговорчивого мужчину, а после — быстро развести. Татарские музыканты играли на потребу клиентов — с этих времен пошла песня «Эпипэ», которую будто бы сочинила одна бандерша: в ней рассказывается, как хозяйка веселого дома заставляет плясать то ли дочку, то ли работницу перед гостем.

Малышева рассказала историю, как жители Песков в 1885 году возмущались, что «из публичных больших домов, находящихся по лицу улицы, постоянно днем и во всю ночь видны всякие безобразия, в особенности летом, то есть на открытых окнах сидят или высовываются в полунагом состоянии, ругаются с проходящими всякими сквернейшими словами, и вообще, кроме безобразия, ничего нельзя видеть, почему нам с семействами и никак невозможно жить». В частности, там располагалась и приходская Георгиевской школы казанского купца А.А. Аметевского — слишком близко к борделям. На что вскоре был получен ответ от пристава: «Находя открытие Аметевским школы на Песках при существовании публичных и других заведений неуместным, содержательницы тех заведений лично мне заявили, что в видах нравственности для учащейся молодежи они готовы нанять на свой счет помещение под школу в другом месте, лишь бы не было ее на Песках».

СОБАЧКИ СИГНАЛИЗИРУЮТ

Разумеется, революция и советская история вымыли многие воспоминания. Но Малышева заметила, что проститутки, разумеется, рожали детей. И родственники многих куртизанок явно еще живут в Казани. Вот с экскурсиями по памятным местам могут возникнуть проблемы — той столицы уже нет. Есть, однако, забавная история о Собачьем переулке, ныне это улица Некрасова. По одной версии, назвали ее в честь оврага по соседству, куда выбрасывались отходы и бегали бродячие собаки, по другой — в честь фигурок собачек, чьи радостные морды, выглядывающие из окон, служили секретным приглашением клиентам.

Разумеется, у Малышевой спросили, как она относится к легализации проституции.

— Мне кажется, с ней надо бороться, — ответила профессор. — И пойти по тому пути, который выбрали Скандинавия, Франция — наказывать не проституток, а тех, кто потребляет их услуги.

Также Малышева рассказала, что несколько лет назад к ней обращалась студентка, которая собиралась писать исследование проституции современной: у той, оказывается, был знакомый владелец борделя, а все «девочки» были готовы дать интервью. Правда, потом исследовательница пропала. Сама преподавательница идти дальше не собирается — есть и другие книги на эту тему.

«БИЗНЕС Online» планирует опубликовать несколько фрагментов этой монографии.