58919.jpg
Шеф минпромторга РТ Равиль Зарипов должен быть доволен успехами корабелов (слева — Ренат Мистахов — гендиректор зеленодольского завода им. Горького)

№1

«ПИРАТЫ» ИЗ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА

Присоединение Крыма весьма своеобразно отразилось на промышленности Татарстана. 25 августа СМИ облетела информация о том, что народная самооборона полуострова вместе с представителями ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» заблокировала керченский судостроительный завод «Залив», принадлежащий украинскому олигарху Константину Жеваго, и не пускает на территорию руководство. Оно, в свою очередь, заявило о рейдерском захвате предприятия зарегистрированным в Москве ООО «Судостроительный завод «Залив», которое возглавляет представитель зеленодольского завода Андрей Жердев. 25 августа на собрании коллектива он, по заявлению ОАО, объявил о том, что ООО взяло в долгосрочную аренду все производственные мощности «Залива». В Зеленодольске силовые методы решения вопроса отрицают, заверяя, что у завода им. Горького есть только один интерес — законно приобрести «Залив» и разместить на нем заказы, которые на сегодня уже законтрактованы. Отметим, что 25 же августа министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник заявил о необходимости кардинальных решений для стабильной работы предприятия, которое находится в неудовлетворительном состоянии. А еще в апреле вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что завод им. Горького уже назвал ряд кораблей и судов, которые будет строить в Крыму.

В Зеленодольске подтверждают, что для «Залива» у них есть и гражданские, и военные проекты (любопытно, что эта коллизия разворачивалась на фоне новостей о том, что часть заказов минобороны зеленодольскому заводу переориентируется с Каспийского моря на Черное). Эксперты положительно оценили новость о том, что «Залив» попадает под влияние ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (в него входит зеленодольское предприятие), а не ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Впрочем, они заодно предупреждают, что любые действия в отношении керченского предприятия могут грозить зеленодольскому предприятию международными санкциями. Сообщалось, что прежние руководство и акционеры завода подготовили иски в судебные органы Крыма, Российской Федерации и Великобритании (по месту нахождения основного акционера «Залива»). Также они обратились к профильным структурам ЕС и США с просьбой внести причастных к рейдерскому захвату юридических и физических лиц в санкционный лист.

2. В Казани должно появиться невиданное по уровню оснащ
Николай Колесов заявил, что в Казани должно появиться невиданное по уровню оснащенности научно-производственное объединение

№2

РАДИОЭЛЕКТРОННЫЙ ОРГАНИЗМ

Продолжает удивлять масштабностью замыслов генеральный директор ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологи» (КРЭТ) Николай Колесов. В начале января он заявил о том, что на базе нескольких местных предприятий концерна — ОАО «Радиоприбор», ОАО «Радиоэлектроника им. Шимко» и ОАО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» — будет создан единый производственный организм. Рабочее название объединения — научно-производственный кластер по разработке и производству средств опознавания и идентификации (также интегрируемые предприятия занимаются созданием аппаратуры радиоэлектронной борьбы). Предполагается, что к 2017 году они переедут на одну площадку, где к этому времени появятся корпуса невиданного в Казани по уровню оснащенности научно-производственного объединения. Изучается несколько вариантов размещения, но в любом случае новые корпуса поднимутся на территории одного из казанских предприятий КРЭТ. По словам Колесова, сведение производств на одну площадку диктуется стремлением максимально эффективно использовать выделенные казанским предприятиям по ФЦП по техническому перевооружению 9,5 млрд. рублей. «Такие деньги дают один раз в 100 лет!» — констатировал генеральный директор.

№3

ЗАМЫКАЯ ВНЕДОРОЖНЫЙ РЯД

Поклонники кроссоверов (а таких людей в России все больше) могут радоваться. В Набережных Челнах после масштабной реконструкции открылся бывший завод микролитражных автомобилей — ныне завод Ford-Sollers, который будет выпускать две модели — Ford Fiesta и Ford EcoSport. На последнюю модель возлагают особые надежды — она должна расширить выпускающуюся в РТ линейку фордовских внедорожников до четырех (EcoSport, Kuga, Edge, Explorer) и, таким образом, сформировать внедорожный ряд всех размеров. Малый внедорожник EcoSport в России ранее не продавался. Предполагается, что он будет конкурировать в сегменте автомобилей типа Juke и Qashqai. Цену авто в базовой комплектации обещали щадящую — 699 тыс. рублей, а с учетом утилизационной программы — 649 тысяч. В ближайших планах компании — открытие (в декабре 2015 года) в «Алабуге» завода двигателей.

№4

«ТУПОЛЯ» БУНТУЮТ В КАЗАНИ

В середине октября ропот коллектива конструкторского отдела казанского инженерного центра ОАО «Туполев» (ранее — казанский филиал КБ «Туполев») по поводу планов его присоединения к казанскому авиазаводу им. Горбунова вылился в открытое недовольство. Конструкторы направили гендиректору «Туполева» Николаю Савицких, председателю российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Николаю Соловьеву и министру обороны России Сергею Шойгу открытое письмо. Их предупредили о том, что реформа приведет среди прочего и к срыву гособоронзаказа по модернизации самолетов дальней и стратегической авиации, а также негативно отразится на одном из самых амбициозных оборонных проектов — разработке нового стратегического бомбардировщика, перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Напомним, что ранее президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Михаил Погосян объяснил готовящуюся реформу тем, что интеграция «Туполева» и авиазавода, объединив ресурсы разработчиков и производителей, сократит время принятия решений. Руководство инженерного центра предпочитает не комментировать конфликт, но, по данным «БИЗНЕС Online», планы реформирования оставлены без изменений.

№5

ПЕРВЫЙ «РОДНОЙ» ДВИЖОК ЗА 10 ЛЕТ

В октябре ОАО «КАМАЗ» продемонстрировало опытный образец своего собственного двигателя — первого за последнее десятилетие. Он пойдет в серию в 2016 году и будет соответствовать требованиям «Евро-5». Как заявляет руководство предприятия, «двигатель не уступает «мировой элите» — европейским аналогам». Отметим, что, вопреки традициям последних лет, КАМАЗ избежал создания каких-либо СП с иностранцами. Партнером по разработке двигателя выступает международная корпорация Liebherr со штаб-квартирой в швейцарском Бюлле, но сотрудничество ограничится консультациями по проектированию, закупке, монтажу и пуску в эксплуатацию производственного оборудования — новые двигатели КАМАЗ будет производить самостоятельно. Закупаться будут только блок управления и система впрыска, которые, в случае чего, легкозаменяемы на рынке.

6. ЗПКБ участвует в грандиозном проекте по созданию нов
ЗПКБ участвует в грандиозном проекте по созданию нового атомного ледокольного флота

№6

«9-ЭТАЖНЫЙ ДОМ» ВО ЛЬДАХ

Охватившая мир «арктическая лихорадка» добралась и до Татарстана. Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ) получило контракт на участие в грандиозном северном проекте. Речь идет о создании новых самых больших и мощных в мире ледоколов (шифр проекта — 22220 ЛК-60Я), которые заменят легендарные суда проекта «Арктика». ЗПКБ привлечено к работе головным проектировщиком — петербургским ОАО «ЦКБ «Айсберг». Причем зеленодольцам досталась весьма существенная часть работы — проектирование гигантской надстройки, в которой находятся жилые и вспомогательные помещения, рулевая рубка и так далее. «Нам достался район жилого блока надстройки: каюты, спортзалы, рестораны, лазарет и так далее, — рассказывают в ЗПКБ. — И рулевая рубка. Чтобы было проще представить, это такой 9-этажный дом шириной 25 метров и приличной длины. Там даже два лифта есть. Разрабатываем полный комплект документации по всем специализациям, начиная от корпуса и заканчивая последним кабелем». Для бюро это своего рода экзамен — оно впервые сталкивается с арктической спецификой. Головной ледокол — «Арктика» — должен быть сдан в конце 2017 года, два первых серийных — в 2019-м и в 2020-м. Стоимость каждого — примерно 40 млрд. рублей. ЗПКБ должно выполнить задание в 2015 году.

7. Старт производства на заводе Джошкуноз - одно из ряда
Старт производства на заводе «Джошкуноз» – одно из ряда серьезных событий, произошедших в ОЭЗ «Алабуга»

№7

ОТ УГЛЕРОДНОЙ НИТИ ДО МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ

То и дело перерезали красные ленточки в ОЭЗ «Алабуга». 14 мая открылся завод по производству трубозапорной арматуры немецкой компании RMA Pipeline Equipment, среди клиентов которой — BASF, «Газпром», Chevron и BP. Инвестиции — 1,7 млрд. рублей. Будет создано 645 рабочих мест... Осенью завод «Алабуга-Волокно» дал первую тестовую продукцию — углеродную нить, которая потом используется в композитных материалах. Стоимость проекта — 3,3 млрд. рублей. На заводе будут работать 200 человек... 29 августа открылось производство турецкой компании «Джошкуноз», которое будет изготавливать кузовные детали для заводов Ford Sollers в Елабуге и Набережных Челнах. Создано 160 рабочих мест, а будет 260. Инвестиции — $70 млн. в перспективе увеличатся до $100 миллионов. 24 сентября был запущен завод турецкой компании «Кастамону Энтегре» по выпуску МДФ-панелей и деревянных напольных покрытий. Это 2,5 тыс. рабочих мест (сегодня — 500) и $300 млн. инвестиций в первый этап проекта, на вторую очередь планируется потратить еще столько же. 13 октября заработал завод российской компании «Интерскол», выпускающей электроинструмент... И наконец, в сентябре в Елабуге открылась международная школа Alabuga International School для детей иностранных специалистов «Алабуги», а также для ребятишек из Елабуги и соседних городов.

8. В 2015 году КВЗ должен выпустить шесть Ми-38.jpg
В 2015 году КВЗ должен выпустить 6 вертолетов «Ми-38»

№8

ВЕРТУШКА, КОТОРУЮ НЕ ЛЮБИТ ГОСДЕП США

Казанский вертолетный завод (КВЗ) отправил на испытания в Москву предсерийный прототип вертолета «Ми-38», который называют едва ли не главной надеждой предприятия на будущее. Например, в отчетности предприятия за 2012 год сообщается, что уровень конкурентоспособности вертолетов «Ми-8»/«Ми-17», которые уже долгие годы генерируют прибыль компании, «конечно же, ограничен во времени». Эксперты отмечают, что «Ми-38» — хороший базис, чтобы завод был загружен. Начало поставок «Ми-38» запланировано на 2015 год, выход проекта на окупаемость — в 2018-м. Самым болезненным местом проекта стали двигатели. Изначально на вертолет решили ставить PW 127/TS от Pratt&Whitney Canada, с ними и взлетел первый прототип. Однако в мае 2010 года было заявлено, что проект сотрудничества с Pratt&Whitney Canada находится в стадии рассмотрения госдепом США, который очень беспокоит, что двигатели будут использоваться на военно-транспортных машинах. Впрочем, сегодня «Ми-38» решено оснащать двигателем ТВ7-117В от питерского ОАО «Климов». Согласно заявлениям руководства холдинга «Вертолеты России», в 2015 году на КВЗ должно быть выпущено 6 вертолетов «Ми-38». По словам генерального директора КВЗ Вадима Лигая, над фюзеляжем первой серийной машины уже работают на сборочном производстве. Эксперты уже говорят об экспортных перспективах «Ми-38», а российским военным уже предложили установочную партию этих вертолетов.

9. Ввод в промышленную эксплуатацию установки гидрокре
Ввод в промышленную эксплуатацию установки гидрокрекинга – ключевой этап в реализации мегапроекта ТАНЕКО

№9

ТАНЕКО УХОДИТ В ГЛУБИНУ

Пройден ключевой этап в реализации мегапроекта «ТАНЕКО» — получено положительное заключение Ростехнадзора на ввод в промышленную эксплуатацию установки гидрокрекинга. Это позволит ТАНЕКО выпускать 1,16 млн. т дизельного топлива стандарта «Евро-4» и «Евро-5», 380 тыс. т авиационного керосина марки Jet, 600 тыс. т прямогонного бензина и гидроочищенного газойля. Вторая очередь комплекса гидрокрекинга предполагает создание завода масел. Следующим этапом ТАНЕКО станет строительство завода глубокой переработки нефти. Это позволит увеличить глубину переработки нефти с 73,54 до 97%.

№10

КАЗАНЬ ПОСТАВИТ СЕЛЬХОЗСАМОЛЕТЫ НА ПОТОК

Не каждый день в небо поднимаются новые типы воздушных судов. В конце октября в Казани состоялся первый полет специализированного сельскохозяйственного самолета «МВ-500». Как заверяет руководство разработчика и производителя машины — ООО «Фирма «МВЕН», заказы на «МВ-500» уже есть. Сегодня идут заводские сертификационные испытания. Параллельно закончилась (во всяком случае на сегодня) тягостная история с попыткой создать производство этого самолета в Казахстане: решено, что «МВ-500» будет выпускаться в Казани. Мощность производства — до 50 машин в год. Посмотрим, что ответят на это предложение аграрии.