41.jpg
Гости из Латинской Америки приехали на «ревизию» КВЗ

«ПОЛЕТ КОНДОРА» ПО-ВЕРТОЛЕТНОМУ

Сегодня на ОАО «КВЗ» приехала целая делегация латиноамериканских журналистов, представляющих газеты, журналы и ТV Аргентины, Бразилии, Мексики, Перу, Чили. Им показали цеха предприятия и, собственно, технику в действии — полеты «Ансата» и Ми-17В-5, как и всегда, были впечатляющи.

Для чего понадобилась эта экскурсия? «Холдинг «Вертолеты России» преимущественно работает на экспортные заказы, и Латинская Америка — один из ключевых рынков, — разъяснила «БИЗНЕС Online» директор по внешним коммуникациям госкорпорации «Ростех» Екатерина Баранова. — Сегодня мы планируем расширение поставок в этот регион и привлечение новых партнеров. В связи с этим в «Ростехе» было решено организовать пресс-тур журналистов ключевых латиноамериканских изданий. Он затрагивает не только «Вертолеты России»: журналисты уже посетили холдинг «Швабе» в Екатеринбурге, завтра планируем поехать в Набережные Челны — посмотреть производство «КАМАЗов». Словом, хотим познакомить журналистов с реальным производством, чтобы у них сложилось реальное представление о российских технологиях».

69.jpg
Холдинг «Вертолеты России» планирует завоевание Латинской Америки

Такая пропаганда явно не будет лишней, хотя российская техника уже хорошо зарекомендовала себя в регионе. «Ми» занимают 20% латиноамериканского рынка военных вертолетов и 2% — гражданского. А КВЗ, предположительно, поставил в регион 250 вертолетов. Ключевой страной региона для завода можно назвать Мексику, где, по словам генерального директора КВЗ, заместителя генерального директора «Вертолетов России» Вадима Лигая, сегодня работают 50 казанских машин (кстати, сегодня журналисты из этой страны задавали ему больше всего вопросов). Несмотря на то что за последние четыре года с Мексикой был заключен контракт только на три вертолета, контакты с этой страной носят стратегический характер — на Мексику в военно-технической сфере равняются многие государства Латинской Америки. На этом акцентировал внимание министр военно-морского флота страны адмирал Марко Антонио Пейрот Гонзалес в интервью «Военно-промышленному курьеру»: «Мексика имеет большое влияние на страны Латинской Америки, поскольку все офицеры и министры ВМФ стран Латинской Америки обучались в наших военных академиях. Понятно, что создание хорошего имиджа российской военной техники именно в Мексике очень многое значит. Тем более что вертолет Ми-17 имеет хорошую конкурентоспособность по таким своим важным соотношениям, как цена — эффективность и цена — надежность».

57.jpg
Эксперты полагают, что и у «Ансата» есть шансы на рынке Латинской Америки

С конца 90-х колумбийские военные используют казанские Ми-17. Поставка продукции КВЗ вообще стала первой коммерческой сделкой по продаже российской военной техники в Колумбию. До 2002 года туда отправили 16 Ми-17-1В. Техника продемонстрировала высокую надежность в боевых условиях. Колумбийцы были впечатлены и решили прикупить еще. В 2007 и 2009 годах им поставили девятку Ми-17В-5.

Еще один важный партнер — Венесуэла, куда по контракту от 2006 года КВЗ поставил 34 Ми-17В-5.

11.jpg
У гостей возникло немало вопросов к руководству КВЗ

Важно и то, что в 2006 году в Веракрусе (Мексика) открыли центр по ремонту и обслуживанию российских вертолетов. Как рассказал вчера Лигай, сейчас ведутся переговоры о создании в этой стране дополнительного центра. Один из мексиканских журналистов поинтересовался у гендиректора, не собирается ли КВЗ бороться за стремительно растущий мексиканский рынок шельфовых вертолетных работ. «Мы очень сильно работаем в направлении использования наших вертолетов на шельфе, — ответил Лигай. — Наша техника используется в ряде стран именно с этой целью. Будем бороться за то, чтобы попасть на ваш рынок». В целом он охарактеризовал Латинскую Америку как одну из перспективных точек роста для КВЗ.

ПРОДАЖА ОРУЖИЯ — ДЕЛИКАТНАЯ СФЕРА

Эксперты «БИЗНЕС Online» называют рынок Латинской Америки сверхважным и сверхперспективным для российских вертолетов, но указывают на то, что неплохо бы подтянуть качество техники и постпродажного обслуживания.

Андрей Фролов — главный редактор журнала «Экспорт вооружений» (издание центра анализа стратегий и технологий):

— Если не брать Индию и Китай, то именно в Латинской Америке наиболее интенсивно покупают наши вертолеты, безусловно, там есть доверие к российской технике… Нет, не думаю, что нынешняя политическая ситуация как-то особо способствует выходу на рынок этого региона: те, кто с нами дружил, так и будут дружить, а те, кто нет, — не купят ничего в любом случае. И дело не в антироссийских настроениях, а в том, что эта техника по разным причинам не вписывается в «формат» этих стран. Работают и наши главные конкуренты в регионе — Sikorsky и Airbus Helicopters.

Можно предположить, что будут новые пакеты по Венесуэле, Мексике, Бразилии. При этом не исключаю, что КВЗ будет продвигать в страны этого региона не только Ми-17, но и «Ансат», и Ми-38. Кстати, в последнее время такое ощущение, что по региону больше Улан-Удэнский вертолетный завод работает…

Евгений Матвеев — старший научный сотрудник академии им. Жуковского, эксперт по вертолетной тематике:

— Латинская Америка сверхинтересна и суперважна для нас. Поэтому радует, что нашей технике (в основном это семейство Ми-8/17) там не просто доверяют — ее любят. Показала себя она отлично: надежна, неприхотлива, производительна в сложных природно-климатических условиях высокогорья и влажности. И у нас есть все шансы не проиграть американцам и европейцам в секторе государственной и корпоративной авиации. А вот в частной авиации шансов нет.

Наши слабости: внутренняя конкуренция между УУАЗ и КВЗ ведет к разным типам вертолетов и низкой унификации техники, следовательно, к повышению расходов на сопровождение эксплуатации парка вертолетов; снижение в последнее время качества нашей техники и слабость логистики. Это выражается в интенсивности отказов и продолжительности простоев. Необходимо совершенствовать программы и организации технического обслуживания и ремонта. В условиях падения цен на нефть конкуренция обостряется, на первое место выходят оперативность, способность быстро реагировать на потребности заказчиков. К сожалению, наша система сопровождения (контрактов, рекламаций, изменения конструкции, документации, модернизации и так далее) устарела и неповоротлива для столь удаленных регионов планеты.

Игорь Коротченко — директор центра анализа мировой торговли оружием:

— Нам интересны любые внешние рынки. Тем более в условиях санкций для предприятий ОПК крайне важно зарабатывать валюту, и в этом плане новые контракты со стороны Латинской Америки, безусловно, крайне важны. И потом торговля военной техникой — это всегда геополитика: мы выстраиваем дружественные отношения на десятилетия вперед. Это инструмент нашего развития с точки зрения продвижения интересов России в тех или иных регионах. При этом торговля оружием ведется в условиях жесткого конкурентного противодействия со стороны США и Запада в целом. Но, несмотря на неблагоприятную среду, успехи есть, и это показатель качества нашей техники — вертолеты зарекомендовали себя отлично. Важна и успешность переговоров, ведь продажа оружия — очень деликатная сфера, во многом успехи здесь обусловливаются уровнем переговорщиков, и «Рособоронэкспорт» имеет значительный потенциал по работе именно на латиноамериканском направлении… Полагаю, что у КВЗ есть хорошие шансы не только по раскрученному бренду Ми-17, но и по «Ансатам» и по Ми-38.