«ДАЖЕ ЕСЛИ ЗА БОЧКУ БУДУТ ПРОСИТЬ 40 ДОЛЛАРОВ, МЫ БУДЕМ УСПЕШНО РАБОТАТЬ»

Второй закамский вояж совершил сегодня в Татарстане премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. В программе визита — Нижнекамск и Набережные Челны. Ключевым мероприятием всей программы поездки стало совещание по проблемам российского автопрома, в котором приняли участие министр транспорта Максим Соколов, глава минпромторга РФ Денис Мантуров, вице-премьер Аркадий Дворкович, министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев.

Впервые в Закамье Медведев побывал еще в должности президента России в 2010 году: тогда он дал старт пусконаладочным работам на ТАНЕКО. А сегодня, приземлившись в Бегишево, российский премьер и президент РТ Рустам Минниханов приняли участие в пуске комбинированной установки гидрокрекинга ТАНЕКО. На промплощадке, выступая с вступительным словом, Медведев заявил, что продукция компании будет ориентирована на заказы и потребности отечественного рынка. А заводы ТАНЕКО строятся в большей степени из российского оборудования. «И это не может не радовать, как и в целом перспективы, которые открываются перед нефтеперерабатывающим и нефтехимическом комплексом Нижнекамска», — цитирует пресс-служба Нижнекамского района слова главы правительства. НПЗ, и в самом деле, на 70% сделан из материалов и оборудования российского производства…

Глава «Татнефти» Наиль Маганов рассказал, что ввод в эксплуатацию установки кокса планируется уже в следующем году. Интегральный мультипликативный бюджетный эффект от реализации проекта ТАНЕКО до 2030 года составит 1,7 трлн. рублей. Кроме того, уже через два года «Татнефть» на ТАНЕКО намерена приступить к выпуску собственного бензина самого высокого в стране еврокласса. «Несмотря ни на какие проблемы, связанные с падением цен на нефть, даже если за бочку на мировом рынке будут просить всего 40 долларов, мы будем жить и успешно работать», — сказал Маганов.

Установка — фактически целый завод — строилась четыре года, в год она сможет производить 1,16 млн. т дизельного топлива класса «Евро-5». Кроме того, в ассортименте — 500 тыс. т реактивного топлива, более 600 тыс. т прямогонного бензина. Пуск установки производства масел позволит выпускать 190 тыс. т базовых масел третьей группы для производства высокоиндексных моторных и трансмиссионных масел.

МЕДВЕДЕВ ПООБЕЩАЛ ПОДУМАТЬ О ЛЬГОТАХ

Общаясь на церемонии с премьером, Минниханов попросил продлить льготы на добычу трудноизвлекаемой нефти для ряда месторождений республики. «Мы могли бы больше нарастить добычу и падение цен классической нефти могли бы закрыть. Надо льготу продлить», — цитирует РИА «Новости» обращение Минниханова. Планы на добычу битумной нефти у предприятий есть, но без налоговых льгот реализовать их будет сложно.

«Давайте подумаем, — ответил Медведев и добавил, что важно вообще поднять цену на нефть. — Сейчас хорошо бы, чтобы нефть немножко дороже стала, а все остальное мы сможем сделать, — заявил глава правительства. — Поэтому будем наращивать и собственную нефтепереработку и, естественно, стараться улучшать ее конкурентоспособность на глобальных рынках, заниматься импортозамещением».

Кабмин планирует к весенней сессии парламента проанализировать результаты так называемого налогового маневра в отрасли, добавил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Он предложил руководству РТ и ОАО «Татнефть» представить свои предложения в правительство в феврале следующего года.

АВТОГРАФ НА КАПОТЕ: «КОГДА-НИБУДЬ ПОКАТАЮСЬ!»

Следующим пунктом программы стало официальное открытие нового завода Ford-Sollers в Набережных Челнах. Прошло оно достаточно лаконично — без красных ленточек и торжественных спичей. Стоимость завода — $400 млн., годовая мощность — 110 тыс. автомобилей. Заявленная цена EcoSport в России будет начинаться от 699 тыс. рублей, при этом ему заранее пророчат имидж «убийцы «Жука» и «Кашкая», имея в виду модели от Nissan Juke и Qashqai. Следующей моделью станет пятидверная версия Ford Fiesta, выпуск ее начнется в 2015 году.

Как сообщил журналистам президент Ford-Sollers Тед Каннис, решение об инвестициях в данное производство было принято еще три года назад. То есть когда прогнозы относительно ситуации на автомобильном рынке были более щадящими, чем сегодняшние реалии. Собственные прогнозы компании по продажам на ближайшую перспективу Каннис при этом не озвучил, заявив лишь, что российский рынок остается одним из крупнейших в мире. С открытием нового завода общий объем выпуска автомобилей Ford в России составил 350 тыс. машин в год.

Осмотрев линию конвейера, Медведев попросил Минниханова снять его на фоне первого Ford EcoSport, расписался на капоте и похвалил машину — правда, по просьбе журналистов, на которую сначала отреагировал со смехом: мол, просите порекламировать? Тем не менее сказал: «Машина замечательная, когда-нибудь на такой обязательно покатаюсь».

«ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕР ПОДДЕРЖКИ…»

Затем на КАМАЗе и состоялось совещание о судьбах российского автопрома. Правда, трансляция для журналистов прервалась после нескольких минут по требованию пресс-службы правительства. Отметим в этой связи, что журналисты пришли на совещание по приглашению организаторов почти за 7 часов до его начала. Но кое-что журналисты успели услышать. Так, Медведев отметил: локализация на российской территории производств крупнейших мировых автоконцернов позволяет сократить импорт. «В основном эти компании работают в режиме промышленной сборки, что предусматривает обязательное увеличение локализации производства, такая практика дает неплохие результаты. Импорт как новых, так и бывших в употреблении автомобилей сокращается, доля же машин, которые собирают внутри страны, растет. Это позитивная тенденция. Тем не менее общая ситуация на рынке сейчас нестабильна, и в целом он имеет отрицательную динамику», — напомнил Медведев.

По его словам, падение производства и продаж наблюдается практически во всех сегментах рынка, хотя производство легковых автомобилей негативные тенденции затронули меньше. Даже с учетом снижения их выпуск по прогнозу должен превысить запланированные на этот год показатели, отметил Медведев. Самый же проблемный сегмент — это производство коммерческой техники и грузовых автомобилей.

«В условиях сокращения рынка автопром не может сказать, что он остался совсем один со своими проблемами, — подчеркнул премьер. — Мы ряд мер принимали. Для стимулирования спроса были запущены две программы. В рамках одной из них регионы получают субсидии на закупку техники для жилищно-коммунального хозяйства с газомоторными двигателями. В этом году из федерального бюджета выделяется около 4 миллиардов рублей, что даст возможность регионам купить 2,5 тысячи единиц техники».

Второй мерой поддержки автопрома Медведев назвал программу утилизации, продления которой и ожидают на КАМАЗе. «Вот, собственно, и все, что у нас сегодня есть, давайте обсудим результативность этой работы, поговорим о дальнейших мерах, которые необходимы для стимулирования рынка», — предложил Медведев и передал слово Мантурову.

НА ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОГРАММЫ УТИЛИЗАЦИИ МИНПРОМТОРГ ПОПРОСИЛ 2,9 МЛРД. РУБЛЕЙ

Программу утилизации Мантуров обозначил как основную меру поддержки автопрома. На сегодня, по его словам, 146 тыс. автомобилей разных типов продано только по этой программе, от чего совокупный доход в бюджет в трехмесячный период до конца года составит 12,5 млрд. рублей — только за счет НДС и акцизов. Региональные налоги в данном случае не учитываются.

«Мы просим возможность до конца года завершить программу, — обратился Мантуров к премьеру. — С учетом того, что квоты уже все выбраны, просим автопроизводителям выделить дополнительно из антикризисного фонда 2,9 миллиарда рублей. Это дало бы дополнительную возможность предприятиям поддержать свое производство».

Мантуров напомнил, как сильно влияет автопром на промышленность в целом — 1 рабочее место на конвейере дает 12 рабочих мест в смежных отраслях. За последние 10 лет мощности отечественного автопрома увеличились в 2,5 раза. Основным драйвером этих изменений стал механизм промсборки. Сегодня доля машин, собранных в этом режиме, составляет 62%. Говоря о том, как авторынок уже 2 года лихорадит, Мантуров сообщил, что за 10 месяцев года на 13% упали продажи в таких сегментах, как легковые коммерческие автомобили и автобусы. По грузовикам спад составляет 14,5 процентов, по легковым авто — 11,5%. Тем не менее Россия остается в тройке самых емких рынков Европы после Германии и Великобритании.

«Мы продолжаем субсидировать перевозки с Дальнего Востока в центральную часть России, — отметил Мантуров. — Сумма составила 3,5 миллиарда рублей. Во втором полугодии дополнительно ввели меры по газомоторному топливу и хотели попросить вас, — снова обратился Мантуров к Медведеву, — сохранить эти меры на следующий год в объеме около 3 миллиардов рублей».

Также минпромторг подготовил предложения о распространении механизма поддержки предприятий через закупку автотранспорта компаниями, контрольный пакет которых принадлежит государству.

«САМЫЙ ДЕЙСТВЕННЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА ПОЛУЧАТ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

Доклад к совещанию подготовила и депутат госдумы РФ Альфия Когогина. К сожалению, ее доклад остался в закрытой части дискуссии, однако депутат прокомментировала совещание для «БИЗНЕС Online».

«Тема и содержание сегодняшнего совещания действительно важны для текущего момента. Дело в том, что падение рынка в 2013 - 2014 годах не создает благоприятных условий для реализации намеченных планов отрасли, утвержденных в «Стратегии развития автопрома-2020». Производственные мощности отечественных предприятий упираются в «потолок рынка». Для выполнения стратегии нужен именно стабильный рынок, а он нуждается в мерах государственной поддержки. Обсуждаемые меры доказали свою результативность и бюджетную эффективность в течение последних 7 лет. Если сравнить объемы рынка и производства в 2008 и 2014 годах, то мы видим, что доля российского производства автотехники неуклонно растет, а объем производства в 2013 и даже в 2014 годах выше, нежели в 2008 году, когда объем рынка был самым высоким. Это говорит о том, что наши производители вытесняют импортную продукцию, занимая доминирующую долю внутреннего рынка. Это явление мы называем сегодня модным словом «импортозамещение», когда у нас в стране производится то, что ранее импортировалось. Но самый действенный эффект от помощи государства получат те, кто не является участником совещания, это предприятия малого и среднего бизнеса, которые занимаются дизайном, производством автокомпонентов, торговлей, сервисом и утилизацией. А это сохранение сотен тысяч рабочих мест».

По итогам совещания стало известно, что на нем было принято решение о продолжении программы утилизации в 2015 году, на нее будет выделено 10 млрд. рублей.

В ШЕСТОЙ РАЗ В ТАТАРСТАНЕ И ВТОРОЙ РАЗ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ

Напомним, что это шестой приезд Медведева в Татарстан и второй — в Закамье. До этого в Нижнекамске и Набережных Челнах он был в должности президента России в 2010 году. Дал старт пусконаладочным работам на ТАНЕКО, спустился в подвал челнинского энергосберегающего дома и провел совещание, призвав почаще талдычить народу о ресурсосбережении.

Вообще же первый визит Медведева в республику состоялся в 2006 году — тогда он в статусе премьера занимался оценкой реализации нацпроекта развития АПК, осматривал ферму «Красного Востока» и частное хозяйство в Именьково. Три года спустя, в октябре 2009-го, уже президентом он знакомился с готовностью Казани к Универсиаде и побывал, в частности, в теннисной академии. Здесь он получил ракетку в подарок от юниоров и посоветовал руководству республики всерьез заняться развитием любимого вида спорта. Затем целью приезда первого лица российского правительства снова стала Казань: в июне 2012-го Медведев побывал на КАПО, где провел совещание по проекту самолета Ан-70, а затем вместе с Минихановым заложил капсулу в основание инфоцентра Иннополиса.

В марте 2014 года Медведев в буквальном смысле прилетел на КАПО, побывал на производстве «КАПО-Композит», а также в центре «КАИ-Лазер», в технопарке Navigator Campus, в Энергоуниверситете и провел встречу с главами компаний. В ходе визита он рекомендовал Татарстану участвовать в госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика до 2020 года» — республика воспользовалась советом и вплотную занялась кластерной политикой, создав для этого центр «Иннокам» и центр кластерного развития РТ.