В некоторых странах BIM-технологии становятся стандартом работы, а в России используются в уже 7 лет, и опробовавшие их говорят о более эффективной работе и уменьшении расходов

«ВРЕМЯ, КОГДА МОЖНО БЫЛО БЕЗДУМНО ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ, ЗАКОНЧИЛОСЬ»

Накануне в казанской «Ривьере» американская компания Autodesk провела форум, посвященный технологии BIM — информационному моделированию зданий. Такой подход предполагает сбор и комплексную обработку в процессе проектирования всей архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и другой информации об объекте. По сути, это новое слово в проектировании.

Для начала инженер направления «Архитектура и строительство» Autodesk Татьяна Ерофеева провела небольшой ликбез: «BIM — это процесс создания и управления информацией на всех этапах строительства, который начинается на стадии предпроекта. Далее идут планирование, логистика и так далее вплоть до эксплуатации. Продукт дает своевременный доступ к информации по текущему проекту. Многие считали, что BIM применим только на предпроектной стадии, однако он работает и на дальнейших». По словам Ерофеевой, для проектирования на этапе концепции используется продукт InfraWorks. «За короткое время по данным из открытых источников (Google-информация по ландшафту) можно поднять уже существующую постройку, — пояснила она, — в результате получаем данные для исходной стадии проекта, выходим на этот этап на 30 процентов готовыми». Еще одна технология — 3D-сканирование фотографий: объект фотографируется со всех сторон, фото обрабатываются, и на основе полученного изображения можно проектировать, например, новые парковки. По словам Ерофеевой, новые программные продукты позволяют коллективно работать в технологии BIM. Например, при помощи функции «Проверка на пересечение» можно выделить отдельные объекты внутри проекта и спросить коллег, пересекаются ли они физически.

Татьяна Ерофеева
По словам Ерофеевой, новые программные продукты позволяют коллективно работать в технологии BIM

Ерофеева отметила, что в некоторых странах BIM-технологии становятся стандартом работы, а в России используются в уже 7 лет, и опробовавшие их («Проектный портал», «Академстройпроект», «СибТехПроект», Etalon Group, «Мосгорэкспертиза») говорят о более эффективной работе и уменьшении расходов. «Время, когда можно было бездумно тратить деньги, закончилось», — резюмировала Ерофеева.

ОТ КУЛЬМАНА К 3D

Отметим, что гендиректор крупнейшей татарстанской проектировочной организации ОАО «Татинвестгражданпроект» (ТИГП) Адель Хуснутдинов на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» рассказывал о переходе его института на BIM-технологии: «Помните, была чертежная доска под названием кульман? И все проекты мы чертили на ней. Потом появился компьютер. И был очень сложный переходный процесс на компьютерное проектирование. Переход на 3D-проектирование, поверьте, не проще. Мы пока используем в основном 2D — это плоский чертеж, и это уже вчерашний день. Поэтому сегодня в «Татинвестгражданпроекте» очень активно идет работа по переходу на 3D-проектирование, для чего создан отдел BIM-технологий. Проектирование в 3D представляет собой не только источник визуальной информации. Это объединение других важных сведений, например, таких как наименование изделия, его стоимость и других. Формируется не просто плоский чертеж, по которому можно построить объект, а информационная модель здания, в которой содержится информация о номенклатуре и количестве необходимых материалов, их возможных поставщиках, затратах труда, машин и механизмов, необходимых для осуществления строительства». По словам Хуснутдинова, процесс перехода может занять до двух лет, поскольку параллельно традиционным методом выполняется текущий объем работы.

Вчера начальник отдела BIM-технологий «Татинвестгражданпроекта» Дмитрий Полковников подвел промежуточные итоги реформы. По его словам, BIM позволяет решить такие проблемы, как несогласованность данных в разных разделах проекта (появляется единая база данных), слабая координация участников проектного и строительного процессов, а также повысить качество проектной документации, сократить количество проектных изменений и общей продолжительности проекта. Кстати, Полковников обратил внимание на то, что подходы к проектированию в Москве и Казани серьезно различаются: «Стадия П (проектприм. ред.) в Москве идет, например, год. А в Казани второго этажа еще нет, а фундамент уже льют». Упоминание о татарстанском «ноу-хау» вызвало улыбки в зале. Полковников также отметил, что, как и везде, главный враг BIM — консерватизм проектантов, их нежелание переходить на новую платформу из-за боязни срыва сроков, несоответствия оформлению ГОСТ. Он признал, что поначалу на проекты в BIM уходит больше времени, чем на ту же работу в CAD (имеются в виду программы AutoCADприм. ред.).

Полковников рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что с помощью BIM-технологии строится здание Арбитражного суда на улице Спартаковской, собрана трехмерная модель по зданию Luciano на улице Островского, еще один проект — подстанция скорой помощи в Москве. «У нас внедрение BIM-технологий началось года четыре назад, — напомнил Полковников. — Сама программа на тот период была неидеальна. Работа шла, но не так резво. А уже в апреле этого года был организован отдел BIM-технологий, и полноценно идет внедрение, а также выполнение проектов. Полностью на 3D-моделирование перейдем, наверное, через год-два. Пока стоит задача всех перевести со старых на новые способы моделирования». По словам специалиста, закупка программного обеспечения — дорогое удовольствие: только обновление последней версии программы стоит 15 - 20 млн. рублей.

BIM НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ В РОССИИ

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» применение BIM-технологии в строительстве.

Рустем Юнусов — директор строительной компании ООО «Фарус»:

— В основном проектировщики Казани пока используют 2D-моделирование. 3D пока больше используется для подготовки и проведения презентаций. 3D, конечно, удобно, но если говорить о цене-качестве, это все-таки дополнительные расходы. Для больших, знаковых объектов, разумеется, правильнее использовать 3D, так и делается. А в рабочем порядке достаточно 2D. Острой необходимости в 3D для массовой застройки нет. Хотя, конечно, дело еще в цене и инертности. Думаю, в ближайшем будущем использование 3D будет обычной практикой.

Виталий Логинов — председатель правления союза архитекторов РТ:

— Работаем с 3D-моделированием года три-четыре. Сегодня большинство проектировщиков использует 3D-моделирование. У этой технологии нет плюсов или минусов — так просит делать заказчик. Это же картинка. Другое дело, если высокие технологии позволяют менять что-то в 3D-модели, скажем, поменял кран на водопроводе, а программа «пробежит» по всему зданию и заменит все что нужно. Такие программы есть, но мои специалисты ими пока не пользуются.

Алексей Мамаков — генеральный директор «Неон-Арт»:

— Технологии 3D позволяют более точно производить замеры, расчеты. И именно через эти программные продукты идет дальнейшая обработка материала, изготовление продукта. Для массового внедрения данные технологии недорогие, но вот для индивидуального проектирования и моделирования они очень дороги, потому что рассчитаны на серьезные задачи и объемы... Одно из наших последних приобретений — это немецкое программное обеспечение «Тебец», позволяющее проектировать модели и обрабатывать их в пяти осях. Это уже 5D — объемное проектирование, моделирование, к которым добавляются обработка и обрезка.

Денис Кусков — генеральный директор Telecom Daily:

— В моделировании сейчас используется и 2D, и 3D в зависимости от подходов и задач. Пока нельзя сказать, что 3D количественно превосходит, но его уже вплотную активно используют. В нашей стране эти технологии потихоньку набирают обороты.