ДАЛЬНИЙ ПОХОД

Турецкий веб-ресурс turkishnavy.net сообщил, что 21 сентября 2014 года через проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море проследовал ракетный корабль «Самум» (проект 1239, шифр «Сивуч») Черноморского флота ВМФ России. Об этом сообщил известный ВПК-ресурс bmpd. Известно, что «Самум» вышел из Севастополя на боевую службу в Средиземное море 20 сентября, сообщают авторы портала. Это первый дальний поход скегового ракетного корабля.

«Сивучи» (два систершипа «Бора» и «Самум») входят в состав 41-й бригады ракетных катеров Черноморского флота. До настоящего времени эти корабли, оснащенные противокорабельным ракетным комплексом «Москит», не совершали дальних походов и не выходили за пределы Черного и Балтийского морей.

Согласно данным веб-ресурса turkishnavy.net, за последние две недели в Средиземное море через проливы проследовали еще 4 корабля ВМФ России, включая ракетный крейсер «Москва» проекта 1164 (7 сентября) и 3 больших десантных корабля проекта 775: «Ямал» (13 сентября), «Калининград» и «Новочеркасск» (оба 17 сентября).

ЖДИТЕ ИНТЕРЕСНЫХ НОВОСТЕЙ

Перебазирование «Самума» для «БИЗНЕС Online» обстоятельно прокомментировал независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов (Санкт-Петербург).

«Малый ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 спроектирован ЦМКБ «Алмаз», в Зеленодольске построена серия из двух единиц (третий корпус был начат, но не достроен, в планах была серия в 16 единиц). До сих пор эти корабли при грамотном использовании остаются очень мощным ударным средством в руках командования ВМФ. Сам проект разрабатывался с середины 70-х, головной корабль («Бора») построили в 1987 году, ввели в строй Черноморского флота в 1989-м, за ним последовал второй МРК «Самум» — его заложили осенью 1991 года и передали флоту в 2000-м. Для тех лет это был, современно выражаясь, весьма и весьма инновационный проект. Создавался он в развитие обычных водоизмещающих МРК проекта 1234/12341 «Овод», но с главным ракетным комплексом «Москит» со сверхзвуковой ракетой и увеличенной мореходностью и автономностью», — сказал Глухов.

По его словам, наши корабли традиционно несут мощное ударное вооружение для нанесения ударов по авианосцам, десантным кораблям и транспортам вероятного противника. «Оводы», например, имеют на борту 6 дозвуковых противокорабельных ракет (ПКР) «Малахит» и до сих пор представляют значительную угрозу, особенно в стесненных районах и акваториях. «Что уж говорить про «Сивучи», каждый из которых несет 8 сверхзвуковых ПКР «Москит», надежно перехватить которые очень проблематично и сейчас. 8 таких же ракет несут и эсминцы проекта 956, и БПК проекта 11551 — океанские корабли водоизмещением в 7 раз больше («Сивуч» имеет полное водоизмещение чуть более 1 тысячи тонн, и он меньше эсминца по длине в 2,5 раза). Благодаря применению катамаранного корпуса (из легкого алюминиево-магниевого сплава) с надувным гибким ограждением в носовой и кормовой части для удержания воздушной подушки между бортами, так называемыми скегами, проект 1239 развивает скорость на тихой воде свыше 45 узлов, то есть это в 1,5 раза быстрее эсминца», — уточнил Глухов.

«Сивучи» до сих пор самые крупные в своем подклассе в практике отечественного и мирового кораблестроения быстроходные боевые корабли, использующие гидродинамическую платформу. Назначение: уничтожение крупных кораблей противника и прикрытие своих соединений и конвоев в прибрежных районах и во внутренних морях.

Предшественники «Сивучей» «Оводы» привлекались для несения боевой службы в Средиземном море в 70 - 80-е годы. Они были реальной угрозой для сил НАТО, но сам кораблик невелик: в качку не мог применять оружие, а экипажи очень страдали от штормов. Поэтому и разработали «Сивуч» — для замены на новом техническом уровне с вооружением нового поколения, с улучшенной мореходностью. Корабельные ударные группы «Сивучей» должны были действовать в Средиземном море, наглухо перекрывая прорыв сил НАТО в Черное море, разумеется, во взаимодействии с другими силами советской Средиземноморской эскадры. Но этого не произошло — перестройка нарушила все планы. Два построенных «Сивуча» несли и несут службу на Черноморском флоте (второй изначально был на Балтике). Но спираль времени провернулась, и настал исторический момент, когда, наконец, второй «Сивуч» — «Самум» — пошел на боевую службу в Средиземку.

«В общем, несмотря на некоторую техническую устарелость (проект создавался на основе технических решений 70 - 80-х годов прошлого века), он своим ударным комплексом может представлять неслабую угрозу надводным кораблям США и НАТО, но есть нюансы, — уточнил Глухов. — РКВП нуждается в прикрытии и целеуказании, его собственная ПВО по нынешним временам малоэффективна. В одиночку он мало что сможет. Да и самому «Самуму» уже 20 с лишним лет, а для корабля с корпусом из легких сплавов это уже много (как там с надежностью?). Автономность РКВП — 10 суток, ну, 2 недели. Это маловато будет. Интересно, он будет пополнять запасы в Средиземке или нет? Зайдет в наш пункт базирования в Тартусе? Или туда и почти сразу обратно? На этот счет информации нет, увы... Поход «Самума» — это своего рода эксперимент командования флотом. Такое было и с ракетным катером Р-60 проекта 12411 «Молния», который в августе 2013 года сходил в Средиземку. Для такого катера столь дальний поход оказался достаточно рисковым мероприятием. Понятно, что после заявлений наших военных и военно-морских руководителей о воссоздании постоянного соединения российских кораблей в зоне Средиземного моря необходимо, чтобы там постоянно пребывали наши корабли. Но новых пока нет (проекты 11356 и 22350 все еще строятся), а существующие в последнее время интенсивно использовались, расходуя ресурс и остро нуждаясь в ремонте. Может, «Самум» послали в Средиземку, потому что больше некого послать? В общем, думаю, будут еще новости по «Самуму», и новости интересные».