«НА ТРИБУНАХ СТАНОВИТСЯ ТИХО»...

Нынешняя избирательная кампания в Татарстане проходит в особых условиях. Впервые голосование за депутатов нового парламента РТ пройдет в середине сентября, то есть практически вся предвыборная кампания пришлась на лето. А это пора отпусков и любимых дач, и кому какое дело до предвыборных страданий кандидатов. Еще одна особенность — то, что с дистанции сошли яркие оппозиционные фигуры. В Казани — Игорь Веселов и весь партсписок «Яблока», в Набережных Челнах — депутаты горсовета Сергей Еретнов и лидер местных «Коммунистов России» Татьяна Гурьева, а также и действующий депутат Госсовета РТ из фракции КПРФ, с которой рассорился Рафаил Нурутдинов. Иными словами, «на трибунах становится тихо»... Какая уж тут яркая агитация в одномандатных округах, если одни точно знают, что выиграют, а другие — что проиграют... Ладно еще в едином республиканском округе, где остались как-никак 7 партий, предвыборная борьба идет. КПРФ воюет против ЕР, «Коммунисты России» против КПРФ, «Справедливая Россия» против «Яблока» и «Родины»...

ОТЧЕТ В КОНВЕРТЕ

И все-таки остается ощущение, что в целом избирательная кампания на этот раз проходит довольно вяло. Правда, в городе появилось немало предвыборных баннеров, о чем рассказывала газета «БИЗНЕС Online».

Ну, прежде всего, надо, наверное, выразить восхищение тем, что перед выборами в татарстанский парламент активизировались чиновники. Так, летом казанцы неожиданно получили привет от своих районных администраций. Скажем, жители Кировского и Московского районов в своих почтовых ящиках обнаружили «письма счастья» от администрации этих районов. В конвертах оказались красочные отчеты о том, что сделано за месяц — с яркими картинками и внушительными цифрами. Тут и капремонт домов, и капремонт дворов, и капремонт школ, и спортивные и культурные мероприятия... Второй листок в конверте — отчет ООО «УК Московского района»: услуги (например, горячее водоснабжение, уборка двора и т.д.), сколько перечислено за них поставщику и что сделано. Прямой агитацией это вроде бы не назовешь, но ход по-своему действенный.

Однако этот отчет четко показывает хотя бы одно: власти прекрасно знают, что проблемы ЖКХ для татарстанцев — среди самых острых. Это, к слову, подтверждает и опрос, который был проведен по заказу «БИЗНЕС Online». По результатам этого опроса на первом месте среди проблем казанцев оказался низкий уровень доходов населения (волнует примерно пятую часть опрошенных), а «почетное» второе и третье заняли как раз тарифы ЖКХ (за 21% от числа опрошенных) и низкое качество услуг ЖКХ (17,1%).

РУКА НЕ ПОДНИМЕТСЯ СТОЛЬ ПОЛЕЗНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ОТПРАВИТЬ НА МУСОРКУ

Если говорить о предвыборных листовках, то удалось обнаружить даже некий креатив. Хотя в целом все, как обычно. То есть листовки, как правило, предлагаются на двух языках — русском и татарском. Кандидаты используют «прием полезности» — например, в почтовые ящики избирателей раскладывали маленький календарик и настольный календарь на 2015 год. Естественно, с портретом кандидата. Но еще и с нужными телефонами на обороте (аварийно-диспетчерская служба, центр занятости, травмпункт и т.д.). Надежда на то, что у избирателя рука не поднимется столь полезную вещь отправить на мусорку.

Весело подошли к созданию листовок некоторые молодые кандидаты от КПРФ. Например, одна из них предстает в образе то дракона, то всадницы, то феи с огнем на ладони... Уже интересно! Ну и запоминается на фоне обыденных и повторяющихся из года в год агиток.

«Справедливая Россия» одну из своих листовок сделала... с ручкой: удобно развешивать на двери избирателей, которые далеко не всегда готовы открыть и впустить агитаторов. Кстати, на этой мини-листовке еще и надпись соответствующая моменту: «Агитаторов просьба не беспокоить». Креатив!

Как всегда это бывает, много листовок — в основном от явных и неявных кандидатов партии власти — в автобусах, в вагонах метро, на дверях и в окнах магазинов, от мини-маркетов до «Бахетле». Интересная деталь — на листовках кандидатов-одномандатников, выдвинутых «Единой Россией», эмблему этой партии, как правило, лучше искать с лупой в руках. Случайность или так задумано?

«НАША РЕСПУБЛИКА», В КОТОРОЙ СРАЗУ ДВА ПРЕЗИДЕНТА

Если с листовками на сей раз негусто, то с газетами чуть ли не перебор. Больше всего их у двух партий — у «Единой России» и КПРФ, тех, которые заседают и в действующем (пока еще) Госсовете РТ. Причем тиражи у газет очень большие — по всей видимости, «ЕдРо» и КПРФ решили накрыть таким «ковровым бомбометанием» всю республику.

Единороссы распространяют спецвыпуск общественно-политической газеты «Без булдарабыз! Мы можем!» под названием «Наша республика». Название, кстати, выполнено в цветах татарстанского флага: зеленый, красный и между ними белая полоса. В распоряжении «БИЗНЕС Online» есть четыре выпуска этой газеты — с умопомрачительным тиражом больше миллиона экземпляров (1 175 000, 1 227 875). Причем два последних номера — особые, можно сказать, ударные (14 сентября совсем близко!): в одном — интервью первого президента РТ Минтимера Шаймиева, в самом свежем — интервью нынешнего президента РТ Рустама Минниханова, который, напомним, идет номером первым в партсписке ЕР.

Материалы в этих единороссовских номерах рассказывают про Болгар, который включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, про рост темпов жилищного строительства, про народные сходы (их ЕР проводит перед выборами очень интенсивно), и даже про то, как в нашей благополучной и высокоразвитой республике татарстанцам сэкономить на лекарствах...

«ПРАВДА», ГДЕ МНОГО КРАСНОГО

Коммунисты из КПРФ (приходится уточнять, в выборах участвуют две компартии — еще «Коммунисты России». И чуть было не стало три, но КПСС(!) не прошла регистрацию) предлагают сразу две газеты. Естественно, федеральную «Правду» с тиражом почти в 1,5 миллиона (1 420 000), а также республиканскую «КПРФ в Татарстане» с тиражом в 500 тыс. экземпляров.

Понятно, что «Правда» — солидная газета с давними традициями, а вот выпуски «КПРФ в Татарстане» — агитматериалы с портретами кандидатов, отчетом коммунистической фракции в Госсовете, с карикатурами и, разумеется, с большим количеством красной краски.

Любопытная отличительная особенность и единороссовских газет «Наша республика», и коммунистических «КПРФ в Татарстане» — ни один материал в тех номерах, которые попали к нам в руки, не подписан авторами.

Свои газеты предлагают избирателям и «Коммунисты России», федеральная — с одноименным названием. Тираж здесь поскромнее — 150 тыс. экземпляров. Газета тоже выдержана в красных тонах, здесь тоже есть карикатуры и даже анекдоты. Позвольте процитировать один в тему: «Стоит мужик у метро, размахивает пачкой бумажек и кричит: «Листовки против «Единой России»!». Его скрутили, привели в полицию. Раздавал? — Раздавал! — Листовки? — Листовки. — Против «Единой России»? — Да! — Так на бумажках твоих ничего не написано! — Зачем писать, когда всем все ясно?»

«ЕДИНАЯ РОССИЯ»: «АГИТКАМПАНИЮ ЛОГИЧНЕЕ ВСЕ ЖЕ ОЦЕНИВАТЬ ПО ЕЕ ИТОГАМ»

Как партии проводят свою агиткампанию, нам рассказали сами их представители. Так, на запрос «БИЗНЕС Online» в ЕР ответил информационный центр ТРО «Единая Россия»:

— Агитационную кампанию логичнее все же оценивать по ее итогам, ведь главное для каждой партии — победить на выборах, и именно избиратель поставит всем свою оценку 14 сентября.

Пока все идет по плану: «Единая Россия» строит свою кампанию на максимальном общении со своими избирателями — во всех муниципальных районах проходят народные сходы с обсуждением программы партии и наказов депутатам, встречи с кандидатами по единому округу и одномандатниками.

Самое главное — нам есть что сказать нашим избирателям: за прошедшее пятилетие много сделано. И стратегию на очередной пятилетний период мы тоже формируем вместе с теми, кто нас поддерживает.

КПРФ: «ВЫШЛА ОЧЕРЕДНАЯ ПОЛУМИЛЛИОННАЯ ВОЛНА НАШЕЙ ГАЗЕТЫ»

Артем Прокофьев — член ЦК КПРФ, депутат Госсовета РТ, член бюро, второй секретарь рескома, руководитель предвыборного штаба ТРО КПРФ:

— Мы видим использование, как обычно, «Единой Россией» всех преимуществ, включая административный ресурс. Даже в обычных новостных сюжетах — абсолютное доминирование «ЕР». Рассказывается, например, как они открывают какой-то фельдшерский пункт, всей партией съезжаются. Но при этом не говорят о тех проблемах, которые есть в республике в том же здравоохранении, в образовании. А у нас, скажем, имеется информация, что за последние годы в Татарстане сокращено множество больничных коек — у нас на сайте еще будет точная информация, что последние 7 лет закрыли 400 школ. Но об этом в новостных сюжетах почему-то не рассказывают...

Используется реклама под видом «Наша республика». Например, часть агитационных роликов идет не в блоках политической рекламы, а как обычная реклама, где агитируют вроде как за нашу республику. То есть формат неполитической рекламы используется, чтобы обойти законодательство.

На самом деле, мы ничему этому не удивляемся. В Татарстане противостояние в эту избирательную кампанию действительно выстраивается между «Единой Россией» и КПРФ. Мы тоже развернули хорошую агитационную работу, залогом стала наша работа в предыдущие годы, наши многочисленные встречи с татарстанцами. Активно используем нашу агитационную продукцию. Так, вышла уже очередная полумиллионная волна нашей газеты, есть буклеты... Наши одномандатники в отдельных округах используют билборды. А в целом в наиболее крупных населенных пунктах мы используем рекламные кубы. В Казани они есть и на Баумана, и рядом со станциями метро. Есть наши кубы также в Челнах, Нижнекамске, Елабуге...

ЛДПР: «ИЗБИРАТЕЛИ В ОСНОВНОЙ МАССЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ ИНТЕРНЕТ»

Сергей Гущин — замкоординатора регионального отделения ЛДПР:

— Пока самый большой тираж газеты, который я видел, был у «Единой России» — 1 миллион 730 тысяч экземпляров. У коммунистов, у эсеров таких больших тиражей я не видел. Что касается использования новых медиаресурсов, интернетных, в вашей газете, в «БИЗНЕС Online», смотрю, есть баннер «Справедливой России». Сейчас партии, действительно, стали использовать интернет-ресурсы в большем масштабе, потому что молодежь и люди среднего возраста читают именно интернет-газеты. Конечно, если в почтовый ящик положат бумажную газету, листовки, избиратели их тоже читают ради интереса, но в основной массе предпочитают интернет. Сейчас и телевидение тоже предлагает различные виды рекламных услуг. И автотранспортные предприятия, метрополитен — все наперебой рассказывают, какое количество населения видят, читают размещенную у них рекламу.

Наша партия в Татарстане использует и интернет, и другие медийные ресурсы, телевидение, радио... Сентябрь — это самый пик агитации, главных баталий. Эти дни перед выборами будет такой поток информации литься на людей, как они, бедолаги, это вынесут, не знаю...

Понятно, что и партии, и кандидаты в депутаты рассказывают, что они сделали, и обещают, обещают, обещают... Человеку остается понять, насколько реально работает партия и тот или иной кандидат, какие у них действительные, реальные возможности. Вот об этом надо подумать, это оценить и взвесить. Я сейчас часто общаюсь с избирателями и вижу, что многие из них даже не знают лидеров других партий. А когда не телевидении идет поток одномандатников, там вообще ничего непонятно. Я был в одном нейтральном заведении, как раз когда по ТV выступали кандидаты, каждый по минуте с хвостиком. Что скажешь за минуту? Человек, чтобы уложиться, тарахтит, как пулемет... После передачи я поинтересовался у сотрудников организации: что вы запомнили? Оказывается, никто ничего не понял. То есть мало того, что кандидатов не запоминают, не запоминают и то, что они говорят. Вот я заинтересованное лицо и, понятно, прислушиваюсь к оппонентам. А обыкновенный обыватель, оказывается, нет. Видит символику и внешний вид кандидата — и это все, только на эти два фактора и обращают внимание. А чтобы прислушаться и понять, что человек обещает, этого, оказывается, нет.

«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»: «55 ГАЗЕЛЕЙ ЕЗДЯТ ПО КАЗАНИ С СИМВОЛИКОЙ НАШЕЙ ПАРТИИ»

Рушания Бильгильдеева — председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия»:

— Полноценная наглядная агитация, как я понимаю, есть сегодня только у одной партии. Дело в том, что мы с 1 июня пытались разместить билборды — и в Казани, и в других городах республики. Но в Казани так и не удалось разместить. Мало того, была предпринята последняя попытка взять билборды просто для агентства недвижимости «Пассаж», чтобы на них была размещена моя фотография, и никакой предвыборной агитации там не должно было быть. Но, видимо, посчитали, что даже моя фотография — это неприемлемо. В общем, у нас нет возможности использовать билборды. Причем письменного отказа нам не дают, иначе мы бы могли оспорить это в судебном порядке. Все агентства, которые размещают такую рекламу, просто отказывают нам.

Поэтому даже у партии, которая имеет финансовые средства, чтобы использовать широкомасштабную наглядную агитацию, такой возможности нет из-за административного ресурса.

Но, несмотря на это, мы все-таки нашли в Казани несколько брандмауэров, это большие рекламные щиты на зданиях, на той стороне дома, где нет окон. Наши брандмауэры установлены на Дубравной, на Олейникова, в Новосавиновском районе, то есть, там, где оживленная дорога и их хорошо видно.

Но поскольку нам не дали возможности установить билборды, мы использовали другую форму наружной рекламы — на «Газелях». Мы арендовали в Казани 55 «Газелей», на которых установлена символика нашей партии, наши партийные лозунги. Эти машины работают, как обычно, но теперь одновременно работают и на нашу партию.