«И ПРЕЖНИЙ ПРЕЗИДЕНТ ТАТАРСТАНА, И НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩИЙ В ПРЯМОМ И ВЫСШЕМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА ГОСУДАРСТВЕННИКИ, ПАТРИОТЫ РОССИИ»

Сегодня президент России Владимир Путин на протяжении почти четырех часов отвечал на вопросы участников молодежного лагеря «Селигер» в Тверской области, где в рамках смены «Поколение Zнаний» собрались аспиранты и молодые преподаватели истории, политологии, социологии, философии и экономики из регионов России.

Глава государства сделал несколько важных и крайне любопытных заявлений, например, о том, что хоть Москва и является «объединительным символом» для россиян, в ней необязательно концентрировать все государственные структуры, и возможным и правильным является перевод части органов власти в Сибирь. Заявил Путин и о том, что возвращение государству утраченной в 90-е годы собственности не приведет к положительным результатам. Не мог не прокомментировать последние события на Украине, рассказав, что киевские власти приняли решение не выпускать свои войска по предложенному гуманитарному коридору, а попытка выйти из окружения с боем может обернуться многочисленными жертвами. Именно поэтому президент России обратился к ополчению с просьбой предоставить им коридор во избежание бессмысленных жертв.

Но самый важный вопрос (по крайней мере, для Татарстана и татарстанцев) неожиданно задал молодой чернявый парень, который представился Тимуром Вишневским из Казанского федерального (Приволжского) университета. Приводим полностью его вопрос и ответ Путина, которые сами по себе красноречивы.

(фото: kremlin.ru)

Тимур Вишневский из Казанского федерального (Приволжского) университета:

— Как вы, безусловно, знаете, в Республике Татарстан пропорционально проживает татарское и русское население. Сам я из смешанной русско-татарской семьи. В связи с этим вопрос, так сказать, о наболевшем. Республика Татарстан, насколько я знаю, последняя национальная республика в России, в которой сохраняется институт президентства. Вопрос у нас такой: как так у одного гражданина РФ один президент, то есть президент РФ, а у нас президента два: президент РФ и президент РТ? Вопрос заключается в следующем: как вы считаете, будет ли в кратчайшие сроки установлен единый институт президентства в стране, и как вы видите ближайшее будущее федерального устройства России?

Владимир Путин:

— Что касается федеративного устройства страны, я считаю, что это очень важная и сущностная составляющая нашей государственности — федеративное устройство, потому что оно позволяет нам лучше учитывать интересы всех граждан страны, где бы они ни проживали. Учитывать их национальные, исторические, религиозные, культурные особенности. В этой связи и именно поэтому у нас достаточно большие полномочия у регионов РФ, особенно в этих сферах, которые я только что назвал. Кстати, наши украинские партнеры почему-то так боятся федерализации. Это их выбор, мы, разумеется, ни в коем случае не будем вмешиваться. Стран с федеративным устройством полно в мире: Россия, США, Бразилия, Германия. Смысл в том, чтобы дать возможность людям, которые проживают на разных территориях, на которых есть существенные особенности, которые я назвал, дать им возможность жить полноценной жизнью. Я считаю, что мы должны укреплять федерализм в нашей стране.

Что касается Татарстана и того, что в Татарстане высшая государственная должность в субъекте федерации называется «президент» — это никак не влияет на то, что Татарстан является полноценным субъектом РФ. Это, по нашему законодательству, дело самого субъекта федерации, как выстроить эту систему и как назвать высшее должностное лицо. Должен отметить, что и прежний президент Татарстана Минтимер Шаймиев и ныне действующий президент — они в прямом и высшем смысле этого слова государственники, полноценные граждане РФ и не просто граждане РФ — они патриоты России. Мы это с вами, надеюсь, почувствовали в период развития крымских событий, когда ныне действующий президент Татарстана неоднократно выезжал в Крым, встречался с крымско-татарскими представителями, говорил о том, как устроена жизнь в Российской Федерации такого одного из титульных народов России, как татары. Ведь у вас в Татарстане, по-моему, меньше 3 миллионов татар проживают, где-то 2,5, около 3. А еще 2,5, почти 3 миллиона, проживают на других территориях РФ. Наша цель заключается в том, чтобы все люди, где бы они ни проживали, какой бы национальности они ни были, чувствовали себя полноценными гражданами России и пользовались бы одинаковыми правами. Но есть, повторю, и особенности определенные, которые должны учитываться в ходе развития федерализма. Как назвать высшее должностное лицо — это прежде всего ваше дело, дело тех граждан России, которые проживают в Республике Татарстан.

Зал зааплодировал.

Тимур Вишневский (фото: vk.com)

ВРЕМЯ ПРИДУМАТЬ ГЕНИАЛЬНУЮ ДОЛЖНОСТЬ

Пару слов стоит сказать про самого Вишневского. Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в КФУ, Тимур — аспирант Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, выпускник 2013 года.

«Наш университет отправлял студентов на «Селигер», и Тимур Дмитриевич поехал туда вместе с «гуманитарным блоком», в который входит Институт истории, философский факультет», — рассказала газете «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-центра КФУ Наиля Бадыкшанова.

Научным руководителем Вишневского является Булат Ягудин. Известно, что он преподает в университете ряд дисциплин, связанных с регионоведением, новую и новейшую историю, а также историю стран Азии и Африки. Особое внимание кандидат исторических наук Ягудин уделяет, судя по статьям и монографиям, опубликованным на сайте КФУ, истории Турции. Его подопечный Вишневский часто выступает на научно-практических конференциях. К примеру, одной из тем приложения его научных знаний стали стереотипы и новые подходы в изучении гражданской войны в Китае.

При этом в КФУ газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что никаких вопросов задать они ему не поручали...

Напомним, всероссийскую отмену названия «президент» применительно к высшим должностным лицам регионов в августе 2010 года инициировал глава Чечни Рамзан Кадыров. Уже 29 декабря 2010 года Дмитрий Медведев подписал закон, запрещающий главам субъектов РФ называться президентами. Вслед за Чечней «президентские» посты были упразднены в республиках Бурятия, Башкортостан, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, Саха (Якутия), Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Последними «сдались» наши соседи — в конце прошлого года Башкортостан все-таки внес изменения в своих республиканских законах, и теперь должность будет именоваться «глава Республики Башкортостан», башкирский вариант звучит как «Башкортостан Республикаhы Башлыгы». По закону у Татарстана есть время отказаться от наименования «президент» до 2015 года.

Минниханов ранее комментировал данный закон. В несколько шутливой форме он заявлял, что он не понимает, почему, скажем, футбольному клубу можно иметь президента, а республике — нет. Искренне признавался, что ему лично по большему счету без разницы, как звучит название его должности. И уже более серьезно отмечал, что у республики есть время до 2015 года подумать. Например, в 2012 году на собрании медиаклуба, созданного как общественная организация, объединяющая более 100 представителей СМИ — «выходцев из Татарстана и по роду деятельности активно сотрудничающих с республикой», Минниханов отметил: «У нас есть время до 2015 года. Мы должны придумать гениальное название для руководителя республики. Пока не придумали, но думаем». Минниханов также не согласился с тем, что сегодня во главе регионов федерации больше нет «президентов», и напомнил, что кроме Татарстана главы Республики Башкортостан и Республики Ингушетия также являются президентами.

Однако время неумолимо подходит к концу, и правящая элита подходила к рубежу, когда надо было бы определяться. До января 15-го было рукой подать... О умонастроении значительной части власти (особенно той, что связана с 90-ми) и национальной интеллигенции свидетельствует последнее августовское интервью Бабая, выдержанное в жестком духе.

«Мы впервые строим российскую государственность на демократической основе, на основе федерализма. Как я уже говорил, это самое сложное государство. Но это наша судьба, мы такие, какие есть, — рассказал Минтимер Шаймиев в интервью газете «Наша республика». — Да, мы делаем это впервые. Нельзя оставлять напряжение по проблемам языка, веры, традиций. Хлеб на столе уже давно у всех есть, поэтому на первый план выходят другие вопросы: доверие, взаимоуважение, соблюдение прав...

Сейчас многие татарстанцы задаются вопросом, почему Госдума приняла закон о том, что главе субъекта федерации нельзя называться президентом? Этот закон небезупречен, там есть элементы нарушения Конституции России. Во имя чьего-то самолюбия это делается, что ли?

Президент — это желание людей, люди привыкли, им нравится. Я вам должен сказать, проекты закона о запрете использования наименования «президент» уже вносились не раз. Однако тогда Госдума официально отклонила проект, заявив, что это противоречит Конституции. Второй раз подобный проект получил отрицательный отзыв правительства России, поскольку ограничивал право субъектов РФ на самостоятельное определение наименований своих органов госвласти и противоречил статье 11 Конституции РФ. И вдруг в угоду кому-то это продавили...

Татары, живущие по всему миру, очень болезненно к этому относятся. У нас есть Всемирный конгресс татар. Ведь получается, что с нашим общим мнением не считаются. Ну тогда давайте референдум проведем — на ура ведь оставят. Между прочим, договор о делегировании полномочий подписан двумя президентами — России и Татарстана.

Подчеркну: мы впервые строим нашу федерацию в условиях демократического государства, это сложный путь. Надо быть осторожными и уважительными друг к другу. В нормальном обществе сила любого государства — в единстве. Надо его сохранять и укреплять».

Все шло к точке бифуркации, но... Сегодня произошел неожиданный катарсис!

Судя по всему, команда Путина решила поддержать команду Минниханова и постаралась не ввергать Татарстан в острый внутриполитический кризис (нет сомнений, что ликвидация названия «президент» при всей «чепуховости вопроса» для тех, кто не в теме или далек от политики, в том числе национальной) для определенной части татар и татартстанцев — это покушение на статус республики и «последний гвоздь в гроб федерализма», заявила устами президента то, что сегодня прозвучало. На фоне украинского кризиса и танков на Донбассе — что особенно актуально — Путин впервые за многие годы сделал четкие реверансы в сторону федерализма!

Если сегодня Татарстан получил реальный шанс оставить название «президент» в должности главы республики, значит ли это, что будет изменен федеральный закон, подписанный Медведевым как в случае с переходом на зимнее время? Или на самом деле высказывание Путина стоит расценивать иначе? Ближайшее время покажет, но по горячим следам можно сказать, что наличествуют все признаки, что «проклятый вопрос» с президентством не будет больше висеть как домоклов меч над татарстанской властью.