3 МЛН. ВМЕСТО 10 МЛРД. БЕЗ УЩЕРБА ДЛЯ БЮДЖЕТА

Сегодня стало известно о том, что вице-президенту «ОПОРЫ России», учредителю УК «Центр микрофинансирования» Павлу Сигалу в минувшую пятницу было предъявлено новое обвинение. Как пишет сегодня «Коммерсантъ» со ссылкой на защитников предпринимателя, из новой фабулы обвинения были исключены все 7 эпизодов «покушения на мошенничество в особо крупном размере» (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК), а 82 эпизода «особо крупного мошенничества» следствие объединило в один, по которому проходит 51 потерпевший.

При этом из потерпевших исчез Пенсионный фонд России, а вместе с ним и обвинение в хищении бюджетных средств. Сумма же вмененного в вину господину Сигалу и 19 его предполагаемым подельникам ущерба снова сократилась. Если в самом начале расследования говорилось о рекордной сумме в 10,7 млрд. рублей, а потом о почти 30 млн. рублей, то теперь следствие остановилось на 3 миллионах.

Теперь фабула обвинения построена на том, что президент ООО «Управляющая компания «Центр микрофинансирования» Сигал и его сообщники лишь незаконно получали проценты с кредитов, выданных полусотне своих клиентов...

КАК ЭТО БЫЛО

Напомним, шоу с участием Сигала началось почти год назад. Первый вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» и президент ООО «Управляющая компания «Центр микрофинансирования» Сигал был задержан 19 ноября 2013 года. Предпринимателя задерживали в Казани в рамках масштабной операции несколько десятков сотрудников ГУЭБиПК МВД России. Одновременно следственные действия были проведены в Пермском и Ставропольском краях, Ивановской, Липецкой, Самарской, Смоленской, Тамбовской и Томской областях. Всего в этих мероприятиях участвовали более 800 полицейских из центрального аппарата МВД и территориальных главков, что свидетельствовало об особом статусе, который придавался делу. Кадры задержания были транслированы на всю страну крупнейшими федеральными СМИ.

Как первоначально считало следствие, с 2010 года ООО «Управляющая компания «Центр микрофинансирования», базирующееся в Казани, и более 400 коммерческих структур, аффилированных с ним, собирали информацию о социально неблагополучных семьях, которые остро нуждались в деньгах. Рассчитывая получить вместо материнского капитала (300 тыс. рублей) наличные, клиенты заключали с центрами микрофинансирования договоры целевого займа, в соответствии с которыми им якобы приобреталось жилье. Договоры вместе с другими документами коммерсанты затем направляли в Пенсионный фонд, который компенсировал их расходы. Часть полученных денег, как считало следствие, члены группировки отдавали матерям, но до 80% оставляли себе.

Попадание основателя компании за решетку сильно ударило по бизнесу УК «Центр микрофинансирования»: долги составляют 1,8 млрд. рублей

Таким образом, как первоначально считали в МВД, обезвреженная преступная группа за три года своей деятельности могла незаконно получить из Пенсионного фонда России 10,7 млрд. рублей. То есть, исходя из этой суммы, услугами фигурантов дела могла воспользоваться каждая шестая российская семья, получившая материнский капитал. Однако после того, как в ноябре прошлого года Сигалу было предъявлено первое обвинение, в котором речь шла всего о 30 млн. рублей и 82 потерпевших, стало понятно, что дело не столь масштабно. Впрочем, следствие давало понять, что после назначенных по делу экспертиз сумма ущерба еще увеличится. Однако постепенно громкое дело, что называется, начали спускать на тормозах. По версии наблюдателей, это стало следствием того, что в следственном департаменте МВД сменился руководитель, а начальники ГУЭБиПК, подчиненные которых разрабатывали господина Сигала, сами оказались за решеткой по обвинению в организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ).

222.jpg
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов, посетив Сигала в СИЗО, обратился с письмом к президенту России, в котором говорилось о необходимости изменения меры пресечения арестанту

ИЗМЕНИТЬ МЕРУ ПРЕСЕЧЕНИЯ...

В защиту обвиняемого выступили «ОПОРА России», многие известные бизнесмены и общественные деятели, в том числе бывший вице-премьер Алексей Кудрин, а уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, посетив господина Сигала в СИЗО, обратился с письмом к Владимиру Путину, в котором говорилось о необходимости изменения меры пресечения арестанту. На этом же настаивали и адвокаты обвиняемого, считая, что инкриминируемые их клиенту преступления относятся к сфере предпринимательской деятельности. Впрочем, Тверской райсуд продлил срок ареста господину Сигалу и основным фигурантам дела до 14 октября, когда планируется завершить расследование.

Однако попадание основателя и ключевого лица компании за решетку ударило по бизнесу УК «Центр микрофинансирования». Одна из крупнейших в России сетей микрофинансовых организаций, которую построили Сигал и его партнеры, оказалась под угрозой банкротства. Как рассказала «БИЗНЕС Online» и. о. президента УК, гражданская жена Сигала Эльвира Хамидуллина, долги ЦМ составляют 1,8 млрд. рублей при дебиторской задолженности заемщиков группы компаний в 2,2 млрд. рублей.

Пресс-секретарь УК «Центр микрофинансирования» Диана Фатыхова сообщила газете «БИЗНЕС Online», что в ближайшие два дня сторона защиты соберет пресс-конференцию, на которой адвокат Сигала Кирсанов подробно изложит новые обстоятельства. Сейчас решается вопрос со временем и местом проведения пресс-конференции — учитывая масштаб личности Сигала, пресс-конференция была бы интересна и в Москве. Кроме того, она, сославшись на слова адвокатов Сигала, сообщила, что сейчас идет работа над тем, чтобы изменить меру пресечения вице-президенту «ОПОРЫ России», поскольку даже ущерб в 3 млн. рублей не равносилен нахождению Сигала в СИЗО на протяжении длительного времени.

«НУЖНО ЛИ ЧЕЛОВЕКА В ТАКОЙ СИТУАЦИИ ДЕРЖАТЬ ПОД СТРАЖЕЙ? ЮРИДИЧЕСКИ, ВИДИМО, УЖЕ НЕТ»

Перспективы дела Сигала газете «БИЗНЕС Online» оценили эксперты.

Эмиль Гатауллин — юрист:

— Я, наверное, соглашусь с теми, кто считает, что это дело будет спущено на тормозах. Чем бы Павел Сигал ни занимался, он занимался законным делом. Так что этот наезд, который был осуществлен в отношении него, был плохо продуман, плохо просчитан и плохо подготовлен. Я думаю, что Павла Сигала надо выпускать из следственного изолятора, применять к нему более мягкую меру пресечения в сложившихся обстоятельствах.

Юлия Белавина — адвокат:

— Я считаю, что 3 миллиона рублей — сумма тоже немаленькая. И это крупный размер. У нас то, что свыше миллиона рублей, это уже крупный размер нанесенного ущерба. И тут уже неважно, 30 миллионов или 3 — в данном случае для него ничего не изменилось с юридической точки зрения. Крупный ущерб он и есть крупный. Это если говорить о предполагаемом наказании.

Что же касается меры пресечения, то тут надо решать, может он помешать следствию или нет. Нужно ли человека в такой ситуации держать под стражей? Юридически, видимо, уже нет. У нас же принято решение, что по делам, связанным с экономикой, не нужно человека держать под стражей. Но лично я считаю, что то, что творится с материнским капиталом, просто ужасно. Поэтому, если есть основания считать, что Павел Сигал расхищал материнский капитал, то он должен понести самое строгое наказание.