Последняя статья Рафаэля Хакимова вызвала недовольство ДУМ РТ
Последняя статья Рафаэля Хакимова вызвала недовольство ДУМ РТ

ПРИ ВСЕМ К ВАМ УВАЖЕНИИ

В минувшие выходные Рафаэль Хакимов вновь опубликовал статью на тему ислама. В ней представлены очередные богословские (!) размышления академика вкупе с его неизменными антирелигиозными интенциями. Все как обычно, ничего нового. При этом в заметке нет не только каких бы то ни было оригинальных религиоведческих идей, но и ожидаемого в подобном контексте отображения последних трендов в антирелигиозной пропаганде.

Уважаемый Рафаэль Сибгатович, вновь затрагивая тему, которая не является предметом вашей научной специализации, было бы логично ознакомиться с тем, что пишут ваши коллеги по антиклерикальному и богоборческому цеху, хотя бы почитать того же Ричарда Докинза с его теорией эгоистичного гена и концепцией культурных мемов. А то ваше, скорее, эмоциональные, нежели научные тезисы и аргументы столетней давности, честно говоря, сильно дискредитируют академию наук РТ. Все-таки от академика мы вправе ожидать дискуссии на более высоком уровне. При всем к вам уважении.

В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРОДА

Вы, Рафаэль Сибгатович, пишете: «Какую мусульманскую страну ни возьми — везде кровь, убийство и в лучшем случае первобытная дикость. Боевые отряды истинных мусульман рыщут как волчьи стаи в поисках поживы. «Аллах ахбар!» стал воинствующим кличем, призывающим смерть».

Во-первых, не «Аллах ахбар», а «Аллах акбар». У этих фраз совершенно разные смыслы. И не Вам ли, Рафаэль абый, это должно быть известно? Когда вы в первый раз написали свое «ахбар», я подумал, что это была просто опечатка, но, видимо, все же нет.

Во-вторых, данные обвинения — ни что иное, как шаблонные стереотипы, простительные неосведомленному обывателю, но никак не человеку, претендующему на статус эксперта. Большинство мусульманских стран в плане спокойствия мало чем отличаются от других государств мира. Исключение по большому счету составляют лишь те из них, что были разворошены не без участия американцев. А, как известно, когда американские политтехнологи берутся за дело, тут уж, увы, мало кто может им что-либо противопоставить. Сколько ни убеждали иракцы, что у них в стране нет химического оружия, пробирка со стиральным порошком в руках Коллина Пауэла все равно сделала свое дело.

Нельзя отрицать, что религиозные, в том числе и мусульманские, деятели бывают вовлеченными в большую политику. Но винить в грехах политиков какую бы то ни было мировую религию, будь то ислам или христианство, в высшей степени глупо. В соседней Украине священники в рясах стояли на баррикадах майдана, развязавшего кровопролитную гражданскую войну. По вашей логике, г-н Хакимов, получается, что в украинском кризисе также виноваты верующие христиане, а не политики, действующие по указке из Вашингтона.

Да и потом, как вы, будучи историком, уважаемый Рафаэль Сибгатович, можете обвинять исламский мир в воинственности, когда в XX столетии именно страны Запада оказались повинны в невиданных доселе человечеством реках крови? Первая мировая война, унесшая миллионы жизней, Вторая мировая война, увенчавшаяся сбросом атомной бомбы на мирных жителей Хиросимы и Нагасаки, Карибский кризис, поставивший под угрозу существование планеты, бомбежка Югославии в центре Европы, война мировых держав на территории Вьетнама и т.д. и т.п. Неужели вы действительно считаете, что это мусульмане травили людей в газовых камерах Освенцима, гноили их в лагерях ГУЛАГа, без суда и следствия пытали в тюрьмах Гуантанамо?

Конечно же, в любой семье, как говорится, не без урода. Однако мы в подобных случаях должны заниматься не обывательскими обобщениями, а всегда исходить из того, что во всех народах, культурах, цивилизациях есть абсолютно разные люди: и преступники, и праведники. Есть таковые и среди мусульман, и среди христиан, и среди атеистов. Такова банальная истина, о которой полезно помнить всем нам без исключения.

ЛЮДИ — ВЕЗДЕ ЛЮДИ

В своей статье вы пишете: «У нас проповедуют стыдливый мазхаб, половинчатый, в надежде, что приверженцы ислама, не заметят радикальную часть шариата (например, признание рабства)».

Уважаемый Рафаэль Сибгатович, вам ли не знать, что религия, как и другие общественные институты, постоянно развивается, успешно интегрируется в современные общественные процессы. Почему же вы тогда все время апеллируете к давно перевернутым страницам нашей истории? Мы же не припоминаем вам при каждом случае Аристотеля, не мыслившего свою жизнь без рабов и всячески восхвалявшего этот позорный социальный институт. Не упрекаем вас, ученых, примером Лысенко или других мракобесов в науке. Не стыдим вас антропологами, которые еще в 30-е годы минувшего столетия проповедовали абсолютный расовый шовинизм и выставляли в зоопарках Европы и США чернокожих людей из Африки в клетках вместе с гориллами и шимпанзе. Пора бы уж вылезти из своих шаблонных взглядов на религиозный мир и понять, что он тоже давно изменился.

Подавляющее большинство мусульман — вполне адекватные современные люди, которые занимаются, кстати, в том числе и развитием науки. Конечно, и в нашей исламской семье всякое бывает. Но, поверьте, некоторые светские ученые Татарстана, которых вы представляете, точно также отнюдь не блещут эрудицией, да и вообще должным уровнем образования. При этом не секрет, что некоторые ученые придерживаются, например, откровенно националистических взглядов и подталкивают нас к межнациональной розни. Поэтому выискивать блох исключительно на теле мусульманской уммы и делать из этого огромные выводы, по меньшей мере, ненаучно. Люди — везде люди.

И потом, Рафаэль Сибгатович, вы же сами являетесь активным пропагандистом идей джадидизма, религиозного реформаторства. Тогда почему вы теперь сетуете на естественное в духе времени развитие мусульманской богословской школы, оскорбительно называя данный процесс половинчатым, стыдливым мазхабом? Не пора ли уже вам определиться со своими ценностными приоритетами?

При этом важно понимать, что определенный консерватизм, который действительно актуализируют и подпитывают в обществе религиозные институты, крайне важен для всего общества. Сегодня мы вооружены беспрецедентными технологиями от генной инженерии до ядерной энергии. И на фоне открывающихся перспектив самоуничтожения и саморазрушения человечеству необходимы сдерживающие механизмы для того, чтобы не бежать по дороге прогресса сломя голову, а взвешивать каждый свой дальнейший шаг. Цена вопроса здесь слишком высока. И потому, уважаемый Рафаэль Сибгатович, надо не бороться с консерватизмом религии и даже его определенном ретризмом, а мудро использовать данный потенциал во благо всего мира.

ЭКСПЕРИМЕНТ С ПРОЕКЦИЕЙ

Вы, Рафаэль Сибгатович, часто нападаете на религиозных деятелей, обвиняя их в эксклюзивизме, в притязании на монополизацию истины. Повторяете этот свой традиционный выпад и в своей последней статье. При этом люди, далекие от религиозных канонов, преподносятся вами эдакими ангелами во плоти: творческими, свободными, незашоренными и всегда открытыми к новым веяниям. Коварность ситуации заключается в том, что, во-первых, это далеко не всегда так, а во-вторых, в том, что когда вы рассуждаете подобным образом, то сами того не замечая, точно также скатываетесь на те же самые позиции эксклюзивизма, с которыми якобы боретесь. Только вы его переворачиваете в пользу собственной социальной группы, с которой себя отождествляете и направляете против тех, с кем дискутируете. Все это старо как мир.

В психологии есть такое общеизвестное понятие, как проекция, о чем я уже как-то писал на «БИЗНЕС Оnline». Предлагаю снова вспомнить об этой особенности человеческой психики. В следующий раз, когда вы вновь захотите выставить в нелицеприятном свете религиозных деятелей ислама, попробуйте провести небольшой эксперимент. Просто замените используемые вами словосочетания на другие, тоже вам хорошо знакомые: «клерикалов-мракобесов» замените на «провинциальных ученых», «кадимистов — прислужников царской охранки» — на «получателей грантов от разведывательных служб США», «мулл-бизнесменов» — на «прикормленных идеологов, обслуживающих власть». И вы легко заметите, что все, в чем вы так страстно обвиняете других, вы могли бы экстраполировать и на себя, почему нет?

И последнее. Уважаемый Рафаэль Сибгатович, хватит уже бороться с демонами у себя в голове, которых вы постоянно проецируете вовне на мулл и клерикалов. Перед всеми нами, перед нашей республикой и страной стоит очень много задач, которые мы можем решить только действуя все вместе. Как вы знаете, на этой неделе прошли торжества, посвященные включению Болгар во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО. Вот оно место единения всех нас, пространство для приложения совместных усилий, в том числе ученых историков и духовных деятелей. Вы можете и дальше спорить с религиозными людьми, постоянно искать подтверждения для своей правоты и, наверняка, это будет у вас получаться. Однако практический результат от таких усилий будет нулевой.

И в то же время, будучи эрудированными историком, масштабно мыслящим ученым и идеологом, вы можете внести огромный вклад в укрепление позиций булгарских святынь в татарском самосознании. Ведь именно Болгары являют собой материальное воплощение многих из тех ценностей, о которых вы справедливо говорите. Эти святыни без всякого преувеличения могут стать и уже становятся действенным смысловым якорем, вовлекающим мусульман Татарстана и всей России в орбиту наших национальных интересов, за которые, если я правильно понимаю ваши публикации, вы в действительности переживаете. И здесь нам всем очень нужна ваша помощь.

Рустам Батыр