В НЕБЕ НАД ВОЮЮЩИМ ДОНЕЦКОМ

Сегодня в соцсетях активно обсуждается ситуация с самолетом из Казани, в день крушения малайзийского «Боинга» оказавшимся в небе Украины. Блогеры обратили внимание на то, что единственным рейсом, который проигнорировал блокаду воздушного пространство над восточной частью Украины после ЧП, стал рейс Казань — Анталия. Они смогли проследить его маршрут с помощью сайта Flightradar24, где в режиме реального времени можно наблюдать за передвижением воздушного транспорта.

Напомним, сразу же после авиакатастрофы руководство Европейской организации по безопасности воздушной навигации распорядилось закрыть воздушное пространство Украины для полетов самолетов гражданской авиации. Авиакомпании также заявили о прекращении полетов через воздушное пространство Украины. Такое решение приняли в частности российские «Трансаэро» и «Аэрофлот», Lufthansa, «Белавиа», «ЮТэйр», Virgin Airlines, Air France и «Турецкие авиалинии».

Блогеры обратили внимание на то, что единственным рейсом, который проигнорировал блокаду воздушного пространства над восточной частью Украины после ЧП, стал рейс Казань — Анталия

Рейс, который был замечен в районе зоны, где разбился пассажирский Boeing, выполнял турецкий авиаперевозчик Onur Air (Онур Эйр), который уже несколько лет занимается чартерными перевозками. Самолет в районе 22 часов вечера, судя по данным сайта, летел в районе Днепропетровска, до этого миновав с севера Краматорск — один из городов юго-востока Украины, где сейчас сохранятся напряженная ситуация. Напомним, что сообщения о гибели малайзиского «Боинга» появились раньше, в районе 17:30 по Москве.

На различных форумах можно почерпнуть весьма скупую информацию об этом авиаперевозчике. Среди клиентов Onur Air есть пассажиры, которые жалуются в сети на то, что компания поменяла в прошлом году расписание и многие туристы потеряли дни отдыха. Другие говорят о том, что летали самолетами авиакомпании на внутренних рейсах в Турции и уверяют, что нареканий нет. Известно, что Onur Air выполняет из Казани чартерные рейсы в Анталию три раза в неделю, перевозя туристов, купивших путевки у различных туроператоров.

«ЗАЧЕМ ДЕЛАТЬ ТАКОЙ КРУГ?»

Как самолет, летевший из Казани, мог попасть в закрытое воздушное пространство над Украиной?

— Когда самолет летит через воздушное пространство, ему диспетчер дает воздушный коридор, — объясняет генеральный директор компании AVT Азамат Сабиров. — Поэтому в данном случае вопрос больше не к авиакомпании, а к диспетчерской службе. Пилот не может сам себе устанавливать курс, он уже получает готовую карту маршрута — утвержденную, со всеми подробностями. По пути диспетчер может вносить поправки — попросить о снижении, например, или просить подняться на другой эшелон. Поправки могут быть, но они исходят с земли, от диспетчера. Если он видит, что пилот отклонился от курса, он немедленно выходит с ним на связь.

Как поясняют эксперты, по ходу полета экипаж осуществляет связь с различными диспетчерскими службами, которые расположены на пути его следования — это вопрос договорных отношений авиакомпаний с ними. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Азат Хаким — председатель совета директоров ГК «Тулпар», маршрут прокладывает сама авиакомпания. Критерии — экономия (то есть чтобы был покороче), следование расписанию. Подается заявка в аэронавигацию, которая утверждается. А окончательно маршрут определяет пилот. Если вдруг гроза и так далее, он имеет право изменить маршрут.

Генеральный директор туристического агентства «Персона Грата» Рамиль Мифтахов усомнился в целесообразности подобного маршрута и предположил, что в блогеры в сети клюнули на фейк.

— Рейсы в Турцию не летают через Украину. Я видел в интернете сканы полетов самолетов в оnline-режиме, и через Украину они не летают, — заявляет Мифтахов. — Даже когда я сам летел в Анталию, мы перелетали через Черное море, но не через Украину. Логика такая: если человек летит из России, зачем ему лететь через Украину, оплачивать дополнительное расстояние? Рейс летит через Ростовскую область, черноморское побережье и сразу оказывается в Турции. Если открыть и посмотреть карту, то зачем делать такой круг? Через Украину летать нелогично.

Впрочем, в пользу того, что картинка не является фейком, говорит тот факт, что многие пользователи Twitter в тот день заметили загадочный маршрут самолета из Казани. А картинка появилась уже после того, как многочисленные сообщения в микроблоге вызвали переполох.

— Турецкая авиакомпания Onur Air выполняет регулярный чартерный рейс — летает в Анталию ежедневно, — сообщила «БИЗНЕС Online» Марина Гараева, пресс-секретарь международного аэропорта Казань. — Билетов в свободной продаже на этот чартер нет — все выкупается туроператорами. Говорить о том, как самолет оказался в воздушном пространстве Украины, может только сама авиакомпания. Они согласуют маршрут со своими авиадиспетчерами. Но нам известно, что многие авиакомпании теперь облетают стороной Украину, в том числе и наш базовый авиаперевозчик «Ак Барс Аэро».

«НА РИСК МОЖНО ПОЙТИ САМОМУ, НО НЕ С ПАССАЖИРАМИ»

Представитель Onur Air в международном аэропорту Казань на вопрос «БИЗНЕС Online» ответил: «Я, к сожалению, вам ничего об этом сказать не могу, поскольку не обладаю такой информацией». И посоветовали связаться с офисом авиакомпании в Турции. «БИЗНЕС Online» связалсяс офисом авиакомпании в Стамбуле, но нашего корреспондента несколько раз переадресовали на разные телефоны, в итоге четкий ответ нами по горячим следам получен не был.

«Через Украину я, конечно, не полетел бы, — рассказал «БИЗНЕС Online» советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. — Если бы я был один, то, может, и рискнул бы, но сажать пассажиров и везти их через Украину после того, что случилось, это, наверное, неправильно... Чем может быть продиктовано такое решение? В авиатранспортном бизнесе довольно большие накладные расходы. И когда рейсы были просчитаны по одному маршруту, а он удлиняется, расходы вырастают прилично — на топливо (это самое дорогое), ресурс самолета, аэронавигационные сборы. И неизвестно, согласится ли турфирма с предложением авиакомпании об увеличении цены. Это дело их взаимоотношений. И на подобный риск обычно идут мелкие авиакомпании... А один... наверное, полетел бы, но, конечно, не над зоной боевых действий. На какой-то риск можно пойти самому, но, конечно, не с пассажирами. Интересно, их спрашивали, согласны ли они рисковать. Думаю, нет».

Кстати, по словам генерального директора ООО «Авиасервис», экс-руководителя авиакомпании «Татарстан» Валерия Портнова, маршрут через Украину — оптимальный: «Мы летали через ростовскую зону и захватывали восток украинской зоны, контролировала их служба движения. Это был самый оптимальный маршрут», — рассказал он «БИЗНЕС Online».

460.jpg

Сайт Flightradar24, где в режиме реального времени можно наблюдать за передвижением воздушного транспорта (чтобы открыть ссылку, нажмите на фото)

Напомним, что 18 июля Росавиация распространила сообщения о том, что российские авиакомпании принимают решение о прекращении использования воздушного пространства Украины для выполнения транзитных полетов.

В связи с катастрофой самолета Boeing-777-200 «Малайзийских авиалиний» вблизи государственной границы с Российской Федерацией в период проведения боевых действий на Украине отечественные авиакомпании прекращают выполнение транзитных полетов с использованием воздушного пространства этого государства, говорилось в сообщении. Маршруты прокладываются в обход Украины через Российскую Федерацию с дальнейшим выходом в воздушное пространство других сопредельных государств, которые обеспечивают безопасный пролет через свою территорию. Возобновление транзитных полетов через украинскую территорию, по информации российских авиаперевозчиков, может произойти только после безусловного и гарантированного обеспечения безопасности полетов в воздушном пространстве Украины.

Отметим, что напряженная ситуация сложилась и в аэропорту Казань — вылетавшие в Симферополь пассажиры авиакомпании «Ак Барс Аэро» (АБА) беспокоились, как проходит маршрут. В результате коммерческий директор АБА Феликс Козлов заявил «БИЗНЕС Online»: «Мы в принципе не летаем над воздушным пространством Украины, причем уже давно, с начала конфликта. Те кратчайшие маршруты, которые у нас должны были проходить через территорию Украины, мы перенесли в другие государства, в частности в Болгарию мы летаем через Турцию. Что касается Симферополя, рейсы туда мы выполняем через Анапу, дальше выходим на Черное море и именно с моря заходим на Симферополь. Таким образом, мы не затрагиваем территорию Украины и даже близко к ней не подлетаем, потому что это небезопасно», — сказал он. Козлов напомнил о вышеупомянутом заявлении Росавиации и отметил, что европейские авиакомпании, возможно, не увидели опасности ситуации на Украине: «Европейские коллеги в силу своего отношения к украинскому вопросу не обращали внимания на возможную опасность. Но мы все понимаем, что уже довольно давно Украина — зона боевых действий. И по всем правилам страхования воздушных судов в зоне боевых действий летать нельзя».

«БИЗНЕС Online» продолжает наблюдать за развитием ситуации. Мы готовы предоставить слово авиакомпании Onur Air для комментария по поводу полета.