У «Республики Татарстан» Латышева тираж держится на прежнем уровне — 10005 экземпляров, у «Ватаным Татарстан» Сепперова падение на 35,7% (год назад печать составляла 10001 экземпляр)

МИНУС ТРЕТЬ ТИРАЖА — ПЛЮС ТРИ ДНЯ НА ПОДПИСКУ

Сегодня стали известны итоги подписной кампании на печатную прессу в Татарстане на второе полугодие 2014 года — понять масштаб провала можно по падению опубликованных в свежих газетах тиражей. Более всего рухнули газеты «Вечерняя Казань» и «Ватаным Татарстан». «Вечерка» с сегодняшнего дня печатается тиражом 14474 экземпляра, тогда как еще год назад он был 19411 экземпляров. Падение — минус 25,4%, то есть четверть (!) тиража.

Ежедневка «Ватаным Татарстан» 1 июля вышла тиражом 6432 экземпляра, тогда как год назад печать составляла 10001 экземпляр. Таким образом, зафиксировано падение на 35,7% — более чем на треть. Впрочем, если сравнивать с первым полугодием 2014 года, когда тираж газеты составлял уже 8,8 тыс. экземпляров, то это падение.

Спад и у «Шахри Казан» — газета вышла тиражом 3022 вместо 3136, которые были в предыдущем полугодии.

Тем временем тираж одного номера главной государственной республиканской газеты «Республика Татарстан» держится на прежнем уровне — 10005 экземпляров. А тираж «Казанских ведомостей» даже вырос — с 2400 до 2890 экземпляров.

Впрочем, издатели подводить итоги пока не спешат. «Почта в этом году продлила подписную кампанию до 4 июля, и результаты будут примерно 14 июля. По нашему холдингу пока ситуация даже лучше, чем за аналогичный период прошлого года», — заявил «БИЗНЕС Online» гендиректор ОАО «Татмедиа» Фарит Шагиахметов.

ДОБРАЛИСЬ ДО ЧИТАТЕЛЯ

Напомним, серьезное падение тиражей печатных СМИ предрекла в ходе интернет-конференции в редакции «БИЗНЕС Online» руководитель «Татарстан почтасы» Регина Кузнецова. «Падение тиражей, наверное, будет. Хотя я оптимист и хочется сказать, что мы сохраним тиражи на прежнем уровне. Но думаю, что падение будет не более чем на 20 процентов», — сказала она. Весенняя подписная кампания открывается с 1 апреля с новыми тарифами, сообщила тогда Кузнецова.

Дело в том, что с 1 апреля государство прекратило субсидировать затраты почты России на доставку прессы. В результате рост цен на подписку периодики составил от 25% в зависимости от формата издания, но ежедневная пресса в некоторых случаях «поднялась» и до 60%.

Регина Кузнецова предрекла серьезное падение тиражей печатным СМИ еще перед весенней подпиской

Напомним, что почта России получала из федерального бюджета субсидии на покрытие убытков на доставку периодики в размере 3 млрд. рублей ежегодно или треть всех расходов на доставку (9 млрд. рублей). В конце прошлого года министерство финансов РФ ликвидировало субсидии, в результате чего выпадающие доходы почтовиков должны уже лечь на плечи издателей. В феврале текущего года крупнейшие издатели страны (ИД «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Коммерсантъ», «Российская газета», «Московский комсомолец» и т.д.) подписали письмо на имя президента РФ Владимира Путина, в котором говорится, что подписная кампания второго полугодия 2014-го находится под угрозой — из-за секвестра субсидии цены подскочат, а тиражи снизятся. Так оно и вышло.

Интересно, что именно сегодня на круглом столе «Объединенного народного фронта» в Москве с участием министра связи Николая Никифорова обсуждались меры поддержки печатных СМИ в России. В частности, там прозвучала информация, что подписка на периодику в этом году сократилась в среднем на 17 - 20%. До конца 2014-го на поддержку региональных СМИ планируется выделить около 100 млн. рублей.

«Практика показывает, что результаты подписки напрямую зависят от востребованности издания у читателя. Там, где газета действительно интересна и любима читателем, снижение подписки не происходит. А там, где редакция расслабилась и прекратила борьбу за читателя, потеря подписки наблюдается значительно более интенсивная. Если посмотрим процент возврата из розничной сети, то у некоторых издателей он достигает 60 - 70%, все это лежит и просто не востребовано читателем. Это важный показатель, на который надо обратить внимание. Тут никакие дотации не помогут, если просто эту газету никто с полок не берет», — цитирует Никифорова Первый канал.

«ПОЧТА РОССИИ РУБИТ СУК, НА КОТОРОМ СИДИТ»

Миназим Сепперов — главный редактор газеты «Ватаным Татарстан»:

— В предыдущий период тираж у нас был 8,8 тысячи. А с июля тираж — 6,5 тысяч. Почта повысила подписные цены в два раза. Ежедневная газета формата А2 подорожала вдвое.

Летом все газеты обычно имеют тенденции к снижению тиража до 15 процентов, так как люди летом отдыхают. А у нас — 20 процентов. Это лучше, чем мы ожидали. После двойного повышения цен на подписку мы ожидали еще более худшей ситуации. Наш выпуск «толстушки» остался практически на том же уровне, падения тиража нет. Люди, которые выписывали «толстушку», нас не бросили. Те, кто выписывает ежедневный выпуск, тоже бы нас не бросили, если бы почта доставляла прессу каждый день. Нашу ежедневку доставляют раз в неделю, в лучшем случае два раза в неделю. Ну кому нужен такой сервис? Так что ситуация неудивительна. В ней оказалась и «Вечерняя Казань», и «Татарстан яшьлэре». Почта России рубит сук, на котором сама сидит. Кажется, сейчас там одумались, начали раздавать редакциям подсолнечное масло под видом возвращения части средств. Наверное, в следующий период такого делать не будут.

Расходы растут, и аппетиты тоже. Можно было повысить цену на 15 - 20 процентов, но не в 2 раза. Надо думать и о доставке: ежедневные издания люди должны получать ежедневно. Лично я обратил бы больше внимания на еженедельный выпуск газеты — выпускал бы две «толстушки» в неделю. Но решение принимают учредители.

Геннадий Наумов — главный редактор газеты «Аргументы недели» в Татарстане:

— О причинах обвала тиражей «Вечерки», «Ватаным Татарстан» я могу только догадываться. Нужно обратить внимание, присутствовали ли эти издания в киосках «Горпечати».

При этом мы вынуждены искусственно сдерживать тираж, потому что время от времени перестаем отгружать продукцию неплательщикам, прежде всего казанским. В соседних регионах такой проблемы нет. «Горпечати» мы, например, несколько месяцев уже не отгружаем газеты.

Понятно, что летом у всех изданий есть спад. Это мертвый сезон. Но даже в мертвый сезон большинство игроков требуют повысить тиражи, а мы вынуждены отказывать, потому что сколько можно уже их кредитовать. Думаю, такие существенные снижения тиражей именно с этим и связаны. Это борьба с неплатежами. Возможно, для газет, дотируемых государством, это не так болезненно.

Моя позиция давно известна — первой умрет государственная пресса. Это очевидно. Например, в Турции законом запрещена государственная пресса, чтобы населению не врали. А мы пока еще находимся в XIX веке.