Директор ФГУН УПС «Татарстан Почтасы» Регина Кузнецова
Регина Кузнецова: «Падение тиражей, наверное, будет. Хотя я оптимист и хочется сказать, что мы сохраним тиражи на прежнем уровне. Но думаю, что падение будет не более чем на 20 процентов»

ПОДПИСКА УХОДИТ В ПИКЕ

Весенняя подписная кампания открывается с 1 апреля с новыми тарифами — сообщила вчера в ходе интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» директор УФПС «Татарстан почтасы» — филиал ФГУП «Почта России» Регина Кузнецова.

По ее словам, рост цен на подписку периодики составит от 25% в зависимости от формата издания, но ежедневная пресса может «подняться» и до 60%, отметила она.

«Поэтому почта России, понимая, что нужно хоть как-то сохранить институт подписки (а это очень серьезно), внедрила новые услуги: выдача подписных изданий до востребования или в абонементный ящик, там скидка составляет до 40 процентов», — сообщила Кузнецова, отметив, что самая затратная составляющая доставки — это «ноги почтальонов».

Напомним, что почта России получала из федерального бюджета субсидии на покрытие убытков на доставку периодики в размере 3 млрд. рублей ежегодно — или треть всех расходов на доставку (9 млрд. рублей). В конце прошлого года министерство финансов РФ ликвидировало субсидии, в результате чего выпадающие доходы почтовиков должны уже лечь на плечи издателей. В феврале текущего года крупнейшие издатели страны (ИД «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Коммерсантъ», «Российская газета», «Московский комсомолец» и т.д.) подписали письмо на имя президента РФ Владимира Путина, в котором говорится, что подписная кампания второго полугодия 2014-го находится под угрозой — из-за секвестра субсидии цены подскочат, а тиражи снизятся.

Кстати, на тот момент не был сформирован и каталог подписных цен изданий. Впрочем, он окончательно не сформирован до сих пор, сообщила Кузнецова. Однако она заверила, что отдельные распечатки и электронный каталог появятся в кассах почты 1 апреля.

Руководитель УФПС «Татарстан Почтасы» заявила: «Падение тиражей, наверное, будет. Хотя я оптимист и хочется сказать, что мы сохраним тиражи на прежнем уровне. Но думаю, что падение будет не более чем на 20 процентов».


«СЮРПРИЗ» ОТ МИНФИНА И УРОКИ ВЫЖИВАНИЯ

Главные редакторы уже просчитали, насколько вырастут цены на их издания — в среднем на 40 - 60%. Для читателя это приличные деньги. Выход в одном, считают руководители изданий, — сохранять розничную реализацию и серьезно наращивать контент. ОАО «Татмедиа» же предвкушает «чистку» медиаполя, с которого уйдут слабые игроки.

Александр Латышев — главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

— Тут не надо быть волшебником-прогнозистом, чтобы подтвердить, что подписка упадет. Насколько? Цифры могут разниться, но я предполагаю, что 20 процентов — это еще мизерная цифра, может упасть и больше. Подписная стоимость на нашу газету вырастет на 60 процентов. Почту России в этой ситуации я бы винить не стал, потому что они зависят от тарифа, который утверждает минсвязи РФ. Что сказывается на этом решении из Москвы, тут можно только предполагать. Видимо, в целом не очень удачная экономическая ситуация в стране. Но в любом случае 3 миллиарда рублей, которые изымают, я считаю, могли бы найти. Это не такие уж и большие деньги в масштабе страны. Где-то до четверти изданий по России, на мой взгляд, в ближайшее время почат в бозе. Может, как ни парадоксально, кому-то от этого станет и хорошо, медиарынок будет сужен и придется иметь дело с меньшим числом его участников. Но в любом случае это очень тревожный сигнал для печатной прессы, который и без этого испытывает серьезное давление со стороны того же интернета. Мы государственное издание, но таких в экономическом отношении тяжелых времен не испытывали. Но мы жизнеспособные. Научились зарабатывать сами, научились ту же подписку организовывать сами, треть тиража у нас — розница, не распространяется по подписке. Тяжело, идем на расходы, но, как оказалось, что мы ушли в будущее, и сейчас розница нас выручит. Мы, конечно, тоже «упадем», но может, не на такую величину, если бы упали без розницы.

Дарья Парфенова — главный редактор газеты «АиФ в Татарстане»:

— Из 25 тысяч наших читателей в Татарстане порядка 10 тысяч получают газету по подписке. Мы буквально на днях получили новые тарифы, и теперь получается такая цена: если сейчас подписка на домашний адрес стоит 527 рублей, то с 1 апреля будет уже 722 рубля. Пока мы агитируем наших читателей подписываться сейчас, до 1 апреля, до времени, как начнут действовать другие тарифы. О новых тарифах стало известно недавно. И нам еще только предстоит продумать ряд мер, чтобы сохранить нашего читателя. Знаете, многие издания идут по пути снижения производственных издержек, к примеру, переходят на более дешевую бумагу или срезают поля, и за счет этого можно сэкономить. Но наша московская редакция от этого отказывается, потому что нечестно, если читатель за большие деньги получит газету меньшего формата.

Андрей Григорьев — главный редактор издания «Московский комсомолец — Поволжье»:

— Второе полугодие и так провальное по подписке, все же сезон отпусков. А тут еще такой «сюрприз». По самым негативным прогнозам для нас — мы «просядем» где-то процентов на 20. Сейчас цена подписки издания — 480 рублей, по новым тарифам она уже составит порядка 700 рублей. Это именно по подписке, которая занимает значительно меньшую часть, поэтому мы менее болезненно, чем другие, эту ситуацию переживем. В принципе, розница хорошо идет и я не вижу причин, чтобы она падала. И потом, за прошлый год мы постарались максимально укрепить контент, сделали его заметно отличающимся от других. Так что будем надеяться, что читатели, для которых понятно, что эти 200 рублей не лишние, все же сделают выбор в пользу нашего издания. Как раз из-за качества контента.

Фарит Шагиахметов — генеральный директор ОАО «Татмедиа»:

— Что касается журналов, выходящих в «Татмедиа», то удорожание незначительное. Мы уже отдали каталог с учетом повышения доли почты. Некоторые журналы незначительно подняли расценки. А вот для газет повышение получилось существенным, в среднем произошел рост на 52 процента. Доля почты у журналов получилась в среднем 70 процентов, а доля редакции — 30 процентов. У городских газет, например, «Казанские ведомости», «Шэхри Казан», доля редакции получается 7,5 - 9 процентов, а 90 процентов — доля почты.

Буквально сегодня мы провели переговоры с почтовиками, уменьшили вес газет за счет изменения формата, плотности бумаги. И сейчас еще раз вернулись к тому, чтобы понизить стоимость подписки еще рублей на 40. Будем работать.

Я считаю, что мировой тренд «винилового будущего» правилен. Во всем мире возвращаются к виниловым пластинкам. И то же самое происходит и с печатной прессой — возвращается мода на принт. Я предполагал, что так и будет. Предсказание, что печать скоро умрет, неправильное.

Повышение цен, думаю, сейчас подчистит на рынке слабых игроков. Останутся наиболее интересные издания, издательские дома. Не думаю, что будет какая-то катастрофическая ситуация или что повышение цен критично скажется на подписке.