ТНВ ВПЕРВЫЕ РАСКРЫЛ СТОИМОСТЬ СВОЕГО БУДУЩЕГО СУПЕРМЕДИАЦЕНТРА НА БЕРЕГУ КАЗАНКИ: ЦЕНА ВОПРОСА — 3,6 МЛРД. РУБЛЕЙ

Канал «ТНВ-Планета», на который в последние два года делает ставку команда Ильшата Аминова, потерял существенную часть госфинансирования — в минувшем году бюджетные вливания в него в виде госзаказа были сокращены на 31,5%. В этих условиях ОАО «Телерадиокомпания «Новый век» вынуждено было пустить под нож новостную спутниковую программу на русском языке, а также молодежную передачу на основном канале, что сподвигло команду ОАО учиться больше зарабатывать на медиарынке. Ведь как выяснил «БИЗНЕС Online», госфинансирование составляет три четверти финансового пирога медиакомпании, ключевым учредителем которой по-прежнему является ТАИФ.

Компания Ильшата Аминова потеряла существенную часть госфинансирования — в 2013 году бюджетные вливания были сокращены на 31,5%

«ТНВ-ПЛАНЕТА»: МИНУС МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ

Запущенный два года назад спутниковый канал «ТНВ-Планета», ориентированный прежде всего на татарскую диаспору в России и за рубежом, потерял в минувшем году треть финансирования из бюджета, которое получает в виде госзаказа через республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». Как следует из годовой отчетности за минувший год, которую опубликовал на прошлой неделе медиахолдинг «Татарстан — Новый век», спутниковое ТV, годом ранее получившее выручку в 116 млн. рублей, на этот раз заработало только 85,3 миллиона.

С чем связана потеря «ТНВ-Планетой» практически трети своего дохода? Гендиректор ТРК «Новый век» Ильшат Аминов не смог оперативно прокомментировать данные отчетности в связи со своим отъездом, но мы готовы предоставить ему такую возможность. Нюансы «ТV-кухни», в том числе коммерческой, нам объяснили источники, близкие к телерадиокомпании. Причина падения выручки спутникового ТV, в общем-то, носит прозаический характер: было сокращено госфинансирование нового канала. «На первом этапе были серьезные инвестиции в инфраструктуру, новые студии, техническое оборудование, а после запуска финансирование было снижено. Причем в итоге на канале пришлось экономить. К примеру, отказались от выпуска новостей на русском языке на «ТНВ-Планете» и еще от некоторых программ. Правда, с началом вещания на Крым рассматривается возвращение в эфир новостей на русском», — рассказывает наш источник.

Как известно, канал «ТНВ-Планета» задумывался как канал для татар, проживающих за пределами РТ, вещающий практически в круглосуточном режиме. Его могут смотреть абоненты «НТВ-плюс» (пакет «Базовый»), «Триколор ТВ» (пакет «Оптимум»). Кроме того, канал, согласно материалам с сайта ТНВ, транслируется 33 кабельными операторами в 2472 населенных пунктах. На январь 2014 года количество (потенциальных) абонентов кабельного ТV достигло 1,3 млн. абонентов.

Одним словом, потенциал охвата аудитории немалый. Но как видим, пока этот масштабный проект очень далек от того, чтобы приносить сколь-либо существенный коммерческий доход. По всей видимости, топ-менеджементу ТНВ пока не удается нащупать его бизнес-модель, но возможно, такая задача перед ним и не стоит с учетом того, что «ТНВ-Планета» — все-таки больше культурологический проект. Так или иначе 92% выручки «ТНВ-Планеты» состоит из госзказа по линии «Татмедиа». И его снижение негативным образом повлияло на общие финансовые показатели ТНВ в целом: в прошлом году общее финансирование от агентства «Татмедиа» снизилось на 34,9 млн. рублей (на 10,5%) по сравнению с 333,3 млн. рублей в 2012 году. Впрочем, другой источник, близкий к ТНВ, утверждает, что прямого сокращения финансирования по «ТНВ-Планете» не было. «У ТНВ был очередной проект вроде «Яшь ТНВ» — молодежная программа. То есть это была разовая программа, которую планировали дальше продолжать, а сумму им не утвердили», — говорит он.

Структура выручки ОАО «ТРК «Новый век» по направлениям,
млн. рублей

2.jpg

70% ВЫРУЧКИ — ГОСЗАКАЗ

Что же происходит с экономикой телерадиокомпании в целом? По итогам 2013 года она уменьшила выручку на 5,7%: с 461 млн. рублей в 2012 году до 435 млн. рублей в 2013 году. Напомним, что медийными активами компании помимо «ТНВ-Планеты» являются одноименный аналоговый канал, а также радиостанция «Болгар FМ».

Основной канал ТНВ, как видно в таблице, сохранил выручку на уровне прошлого года, она увеличилась лишь на символические 200 тыс. рублей. С учетом инфляции этот показатель, скорее, можно расценивать как отрицательный. Интересная деталь: с коммерческой точки зрения наиболее успешным из трех направлений деятельности ТНВ оказалось татароязычное радио «Болгар FМ», которое показало рост выручки на 4,7 млн. рублей (до 23,4 млн. рублей) в 2013 году. «По радиостанции «Болгар-радиосы» в течение 2013 года проведена огромная работа по ее продвижению, в частности, в целях активной популяризации радиостанции проведены многочисленные концертные акции в жилых массивах Казани («Болгар радиосы» в каждый двор»), в эфире радиостанции проводятся ежедневные интерактивные акции с ежедневным вручением призов победителям. В результате коммерческая выручка «Болгар радиосы» по итогам 2013 года возросла относительно уровня 2012 года на 30 процентов», — утверждается в отчете.

Но главный финансовый поток ТНВ по-прежнему состоит из поступлений по линии республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». Так, государство перечислило холдингу в 2013 году 298,4 млн. рублей (69% от всех поступлений). При этом если радио поддерживали только на 31%, то телевидение — на 71% (спутниковое вещание, как мы уже сказали выше, на все 92%).

«На ТНВ лежит огромная нагрузка по освещению социально значимых тем. Динамика в отработке государственного заказа и освещении социально значимых тем у них положительная», — пояснила «БИЗНЕС Online» Нурия Беломоина — первый замруководителя агентства «Татмедиа», однако не стала комментировать как-либо данные, касающиеся финансовой стороны вопроса. Однако как следует из отчетности, не вся сумма является госзаказом. Есть еще и безвозмездные субсидии, они обозначаются в строке прочих доходов. В 2013 году компания получила помощь от государства в размере 97,33 млн. рублей — почти на уровне 2012 года (плюс 175 тыс. рублей сверху).

Что касается заказов основого акционера ТРК «Новый век» — ОАО «ТАИФ», то в этот раз в отчетности его следы можно обнаружить в разделе «Сделки, в совершении которых имелась заинтересованность». Всего была 21 сделка с заинтересованными лицами на общую сумму 2,6 млн. рублей. Из интересных заказов — проведение некоего корпоративного мероприятия для «Казаньоргсинтеза» на 239,6 тыс. рублей и 135,8 тыс. рублей, купля-продажа фотоальбомов «Казанский Кремль» за 76,8 тыс. рублей и т.п. В принципе, государству и главному акционеру давно пора определиться: нужен ли ТАИФу такой политический проект, как ТНВ? Если да, то его необходимо развививать и выводить на передовые позиции по всем параметрам (в том числе финансируя его обильно). Если ТАИФ лишен политических амбиций (что очень странно для такой мегаструктуры), то пора проекту найти другого инвестора, более амбициозного...

РЅСѓСЂРёСЏ.jpg
Нурия Беломоина: «На ТНВ лежит огромная нагрузка по освещению социально значимых тем. Динамика в отработке государственного заказа и освещении социально значимых тем у них положительная» (фото: tatarstan.ru)

КОММЕРЧЕСКИЕ ДОХОДЫ КАК ВОЕННАЯ ТАЙНА

Возращаясь к бюджету ТНВ, резюмируем: за минусом названных доходов, «рыночная», не связанная с госзаказом, доля выручки ТНВ составляет 136,6 млн. рублей. Для сравнения: в 2012 году этот показатель составлял 127 млн. рублей, то есть коммерческая часть выручки подросла почти на 7%. Рост лишь незначительно обогнал инфляцию и, по сути, замедлился. Как отмечал аналитический центр «БИЗНЕС Online» в публикации о финансовых итогах работы ТНВ год назад, последние три года (с 2010 года) рекламная выручка росла быстрее — на 10% ежегодно.

Структура коммерческих доходов ТНВ является тайной за семью печатями, топ-менеджемент не комментирует эти показатели. Но известно, что это не только реклама. Неплохую выручку всегда давала сдача в аренду передвижных телевизионных станций, подготовка телепередач для различных министерств и ведомств. Но как пишут составители годовой отчетности, в 2013 году произошло снижение заказов ПТС на спортивные трансляции. Впрочем, тут к месту будет вспомнить недавнее решение ТНВ об отказе от спортивного вещания в целом. В отчетности можно найти общие слова, что «наибольший удельный вес в общем объеме выручки составляет госзаказ по «ТНВ-Татарстан» (около 49%). В целом доходы по телевидению с учетом госзаказа и коммерческих доходов составляют 91 процент от общего объема доходов».

«Рекламные доходы ТНВ составляют в районе 8 - 9 миллионов рублей в месяц. Пиковые значения составляют 10 - 15 миллионов рублей. В год от рекламы приходит примерно 130 миллионов рублей», — рассказал наш источник, знакомый со структурой доходов ТНВ.

Что касается территориальной структуры выручки, то львиная ее часть, как и ожидалось, приходится на Казань — 380,7 млн. рублей (88% от всех поступлений). Но в то же время именно в столице у телеканала поизошло самое серьезное снижение — минус 23,7 млн. рублей по сравнению с 2012 годом.

Территориальная структура выручки ОАО «ТРК «Новый век»,
млн. рублей

3.jpg

КОМУ-ТО ИНДЕКСАЦИЮ, КОМУ-ТО ПРЕМИЮ

Несмотря на падение выручки, накладные расходы у телеканала не снижаются. Так, оплата труда основного персонала выросла на 13,6% с 165,5 млн. рублей за 2012 год до 188 млн. рублей за 2013 год. Фактически рост зарплат вдвое опережает официальную инфляцию за 2013 год (по данным Росстата, она составила 6,5%).

Разница между выручкой и себестоимостью, то есть валовая прибыль, упала на 69% с 81,9 млн. рублей за 2012 год до 25,1 млн. рублей за 2013 год. Но замедление оборота не помешало увеличению накладных расходов. Коммерческие затраты (реклама, сбыт) выросли на 11,9% до 27,2 млн. рублей. Управленческие затраты (оплата труда управляющего и вспомогательного персонала, ремонт непроизводственных зданий и т.д.) выросли на 3,9% до 81,9 млн. рублей по итогам 2013 года. Однако тут все не так просто: речь идет не о каких-то крупных материальных тратах. Менеджмент решил не лишать себя прибавки к зарплате: расходы на оплату труда управленческого персонала выросли практически одинаково с ростом зарплаты основного коллектива — на 13,7% до 48,9 млн. рублей за 2013 год.

Правда, результат основной деятельности оказался отрицательным. Операционный убыток вырос в 4 раза до 84 млн. рублей в 2013 году. Но за счет господдержки в виде субсидий в бухотчетности появилось положительное сальдо прочих расходов и доходов: оно осталось на уровне 92,1 млн. рублей, как и годом ранее. Чистая прибыль ТРК «Новый век» при этом уменьшилась в 6,8 раза с 55,8 млн. рублей за 2012 год до 8,2 млн. рублей за 2013 год.

УНИВЕРСИАДА НЕ ПОМОГЛА

Изучая финансовые показатели компании, «БИЗНЕС Online» запросил телевизионные рейтинги ключевого канала холдинга — «Татарстан — Новый век». Согласно данным, предоставленным компанией TNS Russia, телеканал «Татарстан — Новый Век» (ТНВ) по итогам 2013 года заметно ухудшил позиции в доле просмотров. Предоставленное измерение охватывает аудиторию возраста 4+, 18+. Временной промежуток изучения: 5:00 — 29:00 (с пяти утра одного дня до пяти утра другого). Так, по аудитории 4+ доля ТНВ в 2011 году составила 1,8% от всех телезрителей, в 2012 — 2,5%, а уже в 2013 — всего 1,6%.

По аудитории 18+ падение также заметное: доля телеканала в 2011 году — 1,9, в 2012 — 2,7, а в 2013 — 1,7, то есть снижение показателя в 2013 году по сравнению с предыдущим годом почти в 1,5 раза.

В то же время в отчетности медиахолдинга говорится, что в течение 2013 года вносились необходимые изменения в сетку вещания телеканала с целью поддержания и повышения зрительского интереса. Так, в качестве позитивного примера, который положительно повлиял на общую долю канала, указываются запущенные в производство и эфир в 2013 году хит-парад «Музыкаль дистэ» со средней долей 7,53 (по данным TNS Gallup media в Казани), детективный сериал «Черное озеро» (средняя доля 2,73), первый ситком на татарском языке «Тамак» (средняя доля 1,8), а также освещение в эфире телеканала «ТНВ-Татарстан» мероприятий, связанных с проведением в Казани XXVII Всемирной летней Универсиады-2013 (средняя доля 4,55).

Изменили свой формат, адаптируясь к зрительским предпочтениям, основные программы канала. Популярная программа «Татарлар» приобрела формат ежедневной программы и итогового дайджеста по четвергам (средняя доля 1,95). Новостные программы (на русском и татарском языках) увеличили свой хронометраж, введя наиболее актуальный сюжет «Гвоздь программы» в завершении выпуска, что положительно сказалось на общей доле телесмотрения программы, увеличив показатель доли телесмотрения почти в 3 раза: с 1,03 (до смены формата) до 2,9 (после смены формата), говорится в отчетности.

НОВЫЙ ДОМ ДЛЯ ТЕЛЕВИЗИОНЩИКОВ ЗА 3,6 МЛРД. РУБЛЕЙ

Завершим анализ отчетности ТРК «Новый век» приоритетами на этот год. Первой задачей перед собой медиахолдинг ставит повышение доли телесмотрения ТНВ и «ТНВ-Планета», а также «Болгар радиосы» и количества посещений сайтов общества. Последний, по замыслам составителей отчетов, должен стать самостоятельным медиа. «Возможности наполнения сайта нашим видео- и аудиоконтентом, свежими новостными материалами, несомненно, дают возможность сделать его одним из самых успешных СМИ в сети интернет», — надеются в ТРК. Следующим приоритетом называют дальнейшее развитие «ТНВ-Планеты», а также создание собственных телевизионных фильмов на татарском языке. Для этого в будущем предлагается создать отдельное подразделение, которое будет снимать фильмы для обоих каналов.

4.jpg

В 2014 году запланировано создание новой эфирной аппаратной «ТНВ-Татарстан», замена всех студийных камер большой производящей студии АСБ-1, а также модернизация центральной аппаратной телевидения. Все эти работы оцениваются в 51 млн. рублей.

Среди планов ближайшей перспективы и строительство нового здания ТНВ стоимостью 3,6 млрд. рублей. Об этом девелоперском проекте «БИЗНЕС Online» год назад в деталях расказывал Аминов, но сумма инвестиций была раскрыта впервые. Планируемая площадь медиацентра 34 тыс. кв. м с размещением в нем 7 производящих телевизионных студий, в том числе и для производства сериалов. Помимо этого холдинг Аминова планирует открытие региональных отделений коммерческих зданий ТНВ в Челнах и Лениногорске «для организации процесса продаж и размещения рекламы путем рекламных врезок в эфиры телеканалов «ТНВ-Татарстан» и радиостанции «Болгар радиосы» в городах Альметьевск, Лениногорск, Челны, Елабуга и Нижнекамск».

«А ДОЛЖНА ЛИ «ТНВ-ПЛАНЕТА» ЗАРАБАТЫВАТЬ?»

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам высказать свое мнение об экономических показателях ТНВ.

Алексей Байнов — руководитель группы «Телеком» агентства Deltaplan (Екатеринбург):

— Телеканал ТНВ — это нишевой канал с ограниченной аудиторией. Его уместнее рассматривать как социальный проект, а не коммерческое телевидение. В этом свете его финансовые показатели не столь важны, на первый план выходит качество контента. О последнем можно судить, опираясь на рейтинги телеканала. По данным TNS на начало 2014 года, ТНВ занимал 12-е место по телесмотрению в Казани, в 10 раз уступая Первому каналу и в 2,5 — «Рен ТВ». Полагаем, телеканалу еще есть на чем работать, совершенствуя свое наполнение.

Армандо Диамантэ — экс-директор челнинского филиала «Эфира», директор муниципального русского театра «Мастеровые»:

— Телеканал ТНВ очень непростой. Какого-то роста у него в 2013 году я точно не заметил. Более того, пошло под сокращение спортивное вещание, а это была достаточно сильная сторона. Что предлагается взамен, и будет ли это достаточно рейтинговым — это вопрос. Поэтому я бы охарактеризовал нынешнее состояние телеканала даже не как стагнацию, а как стабильность — он не колышется ни туда, ни сюда.

Телеканалу приходится сложно. В основном из-за каких-то языковых вещей. Он достаточно популярен в селах, деревнях — я это точно знаю, а вот завоевать городскую аудиторию ему пока сложно. Во время роста всего рынка по доходам доля ТНВ росла, но она никогда не была критической. Понятно, что это сильно связано с контентом и умением службы продаж. У нас есть лидер на рынке — телеканал «Эфир» — по продажам, да и по контенту. Поэтому говорить о каких-то прорывах со стороны ТНВ я мог бы очень осторожно. Вообще, ТНВ может предлагать рекламу на всю республику. Что касается спутникового телеканала, маловероятно, что на нем можно заработать. ТНВ — это же дотационный канал. Я несколько раз попадал на «ТНВ-Планету» и каких-то отличий от ТНВ не нашел.

Римзиль Валеев — публицист и общественный деятель:

— Прежде чем говорить о возможностях заработка спутниковым телеканалом «ТНВ-Планета», ему надо собрать свою аудиторию. Аудитория должна быть в каждом регионе, а пока что «ТНВ-Планету» смотрят в Татарстане. Теоретически, аудиторию собрать можно, это дело времени.

Канал сейчас находится в стадии развития, и финансирование его сокращаться не должно, так же как и контентная часть. Хотя средств не хватает. Пользуясь случаем, отмечу, что финансирования на мою историческую программу, например, хватило только на 6 передач, и в бюджете это не заложено. Сейчас ищут финансирование.

Абдулхак Батюшов — главный редактор ТК «РЕН-Набережные Челны»:

— После запуска телеканала «ТНВ-Планета», а это огромный проект, который важен, когда речь идет об имидже и продвижении республики, не думаю, что есть смысл смотреть на какие-то финансовые показатели. В этой части проделана очень большая работа. Как любая компания, стремящаяся к хорошим финансовым показателям, результатам, ТНВ идет в правильном направлении. Сегодня нужно говорить о том, что ТНВ — это полноправный участник рекламного рынка Татарстана с достаточно уникальным контентом и уникальными возможностями, которые ни одна другая телекомпания сегодня предложить не может. ТНВ абсолютно конкурентоспособен на рекламном рынке. Думаю, что коллектив делает большую и качественную работу.

Основной актив и носитель, конечно, телеканал ТНВ. Думаю, что и основная доля рекламных доходов приходится на него. Что касается «ТНВ-Планеты», не знаю, ставится ли вообще для него такая задача. Возможно, и не надо ставить такую цель, так как это совершенно другой продукт с другим предназначением. Теоретически на нем можно заработать, конечно. А радиостанции как участники рынка в республике в любом случае проигрывают телеканалам. В структуре ТНВ большое количество радиостанций по всей республике, и свою лепту в экономику компании они, конечно, вносят, но не в таком объеме.

Как я понимаю, менеджмент ТНВ в 2013 году еще больше занялся монетизацией своих активов по всей республике. Не все активы, которые есть у компании, сегодня полностью монетизируются так, как могли бы.

Ольга Глухова — директор рекламного агентства «Виват»:

— С телеканалом ТНВ я сотрудничаю давно. Мы сотрудничаем ровно. Я не могу сказать, что есть большие обороты по размещению на данном телеканале, но тем не менее достаточно ровно и регулярно. Клиенты довольны, когда попадают в новости. Все с удовольствием смотрят татарские новости, подача их хорошая, понятная местному населению.

Что касается развития телеканала, то оно идет динамично, хорошо, программы имеют рейтинг среди своей целевой аудитории.

Если рассматривать ТНВ как ресурс, я считаю, что он вне конкуренции. Есть, конечно, еще телеканал «Эфир» с программой «Город». Но если речь идет о татарской части населения, то это однозначно ТНВ. Хотя и русскоязычное население смотрит его.

Если рассматривать с точки зрения бюджета рекламодателя, то распределение доходов ТНВ, наверное, выглядит так: телеканал ТНВ — номер один, затем радио и спутниковый канал. Пока у нас далеко не все ловят спутниковый канал. «ТНВ-Планета» однозначно интересен рекламодателям, но в том случае, если бы размещение было пакетным.

Алена Ермолаева — директор рекламного агентства «Два товарища»:

— Впереди 2015 год и всеобщая цифровизация телевидения, и в связи с этим у ТНВ сногсшибательные перспективы. Я уверена, что уровень дохода ТНВ в 2015 году вырастет в разы. В любом случае та ситуация, которая происходит сейчас на рынке, должным образом повлияет на контент телеканала. Его необходимо корректировать, чтобы привлекать аудиторию. Что касается распределения доходов по направлениям, думаю, что у телеканала ТНВ первое место, затем идут спутник и радио.

Денис Кусков — генеральный директор Telecom Daily:

— ТНВ — региональный канал с собственным контентом и расписанием передач для татар в первую очередь. Региональные каналы, в силу своей специфики и недофинансирования не могут сравниться с федеральными, но имеют и преимущества для части своей аудитории. На территории региона телеканал конкурентоспособен.

Спутниковый телеканал «ТНВ-Планета» — менее доходный вариант. Аудитория при данном варианте не такая большая, а также он вряд ли стоит в списках основных каналов у поставщиков услуг. То есть он прежде всего носит сегментированный характер.

Основные экономические показатели ОАО «ТРК «Новый век»

5.jpg

TV Index — Январь 2011 — Декабрь 2013

11.jpg

Примечание
Доля (Share)
Данная статистика отражает среднее количество человек, смотревших телепрограмму (телеканал), выраженное в процентах от общего количества телезрителей.