1.-В-2013-году-Ак-Барс-Аэро-выдала-рекорд-по-выручке.jpg
В 2013 году «Ак Барс Аэро» выдала рекорд по выручке

РЕКОРД, НО КАКОЙ ЦЕНОЙ

ОАО «Ак Барс Аэро» (АБА) увеличило выручку на 12,6%: с 3,11 млрд. рублей в 2012 году до 3,51 млрд. в 2013-м. Это новый абсолютный рекорд в истории компании. Поступления от непосредственно авиаперевозок увеличились на 19,4% до 3,41 млрд. рублей.

Однако этот рекорд достался нелегко. Основные издержки прибавили 13,3%. Опережающий рост себестоимости обусловил падение валовой прибыли на 17,3 млн. рублей до 28,6 миллиона. Уже на этом этапе можно отметить, что менеджменту необходимо срочно оптимизировать все возможные составляющие себестоимости. И пожалуй, есть над чем работать, так, средняя заработная плата подскочила сразу в 1,5 раза — с 47,7 тыс. рублей в 2012 году до 71,4 тыс. в 2013-м. В связи с этим отметим появление в АБА антикризисной должности исполнительного директора. Сначала на нее был приглашен региональный директор «ВымпелКома» Руслан Максудов. Но, проработав месяц, он подал заявление об увольнении (предположительно, по состоянию здоровья). Новым исполнительным директором стал Васил Каюмов (до этого — генеральный директор ОАО «КАПО им. Горбунова» и советник президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»).

Если говорить о физических показателях, то в 2013 году АБА перевезла 386,1 тыс. пассажиров, что на 4% больше, чем в 2012-м. Средняя загрузка кресел составила 67,2%. Налет на 14 пятидесятиместных CRJ-200 вырос на 3% — с 19,6 тыс. до 20,2 тыс. часов, из них на чартерных маршрутах — 2,8 тыс. часов. Однако показатели начала 2014 года пока не радуют. Так, по данным Росавиации, в январе-феврале АБА перевезла 46 901 пассажира (84,9% по отношению к аналогичному периоду 2013-го — 55 219 пассажиров), а занятость кресел снизилась до 52,9%.

2.-Сегодня-на-Крыле-пять-Цессн.jpg
Сегодня на Крыле пять Cessna

Коммерческий директор АБА Феликс Козлов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» объяснил спад шедшими до недавнего времени корректировками в расписании. «Первая задача, которую мы перед собой поставили, — убрать задержки рейсов, — сообщил он. — Нам это удалось: задержки, которые сегодня есть, на 99 процентов объясняются метеоусловиями». Однако, как видится, на положение дел влияют несколько факторов. Первый: процесс, по сути, слияния коллективов АБА и авиакомпании «Татарстан» (АКТ), проходивший в крайне нервозной обстановке. Второй: постоянная смена руководителей — летных, коммерческих директоров и так далее. Третий: проблемы со своевременной выплатой зарплаты. Четвертый: на крыле находятся далеко не все самолеты: 9 из 15 CRJ-200 и 5 из 15 Cessna Grand Caravan (коммерческий директор объяснил это плановыми работами на бортах). Пятый: АБА — преемница АКТ, а соответственно, ее несколько поблекшей репутации; в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» генеральный директор АБА Петр Трубаев отмечал: «Негатив создан очень приличный, придется долго над его устранением работать».

ДОНЕСТИ ИНФОРМАЦИЮ ДО ПАССАЖИРОВ

В отчете напоминается, что в связи с прекращением полетов АКТ на баланс АБА поступило 15 самолетов Сessna 208B Grand Caravan на общую сумму 1,62 млрд. рублей. В этом году АБА предстоит выполнить на них программу субсидированных перевозок по ПФО. С ней связывают немалые надежды. Напомним, авиакомпания назначена консолидатором программы: вместе с девятиместными «барсовскими» Cessna Grand Caravan по Поволжью летают восьмиместные Pilatus ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» и L-410 ГУП «Международный аэропорт Оренбург». Вчера на совещании в Казани руководство трех этих авиакомпаний обсуждало возможную оптимизацию расписания. По словам Козлова, есть намерение летать не только по столицам региона. Например, будет рейс Бегишево — Самара — Бугульма и обратно. Кроме того, на некоторые направления в этом году планируется ставить CRJ200. К слову, из других «маршрутных» новостей отметим решение о возобновлении популярного рейса в Прагу: «Все ожидали от нас Праги, и 31 мая мы планируем взлететь по этому маршруту — получили назначение на регулярные рейсы», — порадовал вчера коммерческий директор АБА.

Но надежды на проект полетов в ПФО пока, скорее, связаны не с прибылью, а с имиджевым фактором. В этом солидарны все участники вчерашнего заседания. «Это социальный проект, который только в будущем может быть направлен на развитие авиационного бизнеса, — рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель начальника производственно-коммерческого отдела международного аэропорта Оренбург Роман Бондаренко. — Рентабельность есть, но она мизерная. Для нас это очень хорошая возможность для развития: из мелкой региональной компании можно превратиться во что-то большее». С ним, в принципе, согласен генеральный директор «Авиа Менеджмент Груп» Эльбрус Саламов: «Назвать рентабельность удовлетворительной очень сложно. Как говорят в Росавиации, эта программа не для того, чтобы авиакомпания увеличила капитализацию, а для того, чтобы начали летать пассажиры. У нас рентабельность на уровне 14 процентов».

3.-Коммерческий-директор-АБА-Феликс-Козлов-уверен,-что-Р
Коммерческий директор АБА Феликс Козлов уверен, что потерю бизнес-авиации не стоит драматизировать и компания покажет рост по ряду направлений

По словам Козлова, одна из ближайших задач в рамках проекта ПФО — ликвидировать некоторый провал в информационной поддержке: «Один из главных вопросов — как донести до пассажиров информацию о рейсах. И пока слабо работаем с системами электронных продаж». Наибольший спрос ожидается на направлениях Казань — Самара, Казань — Пермь. Кстати, АБА перевезла по программе 5 тыс. пассажиров: пятитысячного встречали и поздравляли вчера в аэропорту Казань — им стал казанец Александр Маркин, купивший билет из Пензы в столицу РТ.

ПРИБЫЛЬНЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ И БИЗНЕС-ДЖЕТЫ

Впечатляют показатели сегмента бизнес-авиации.

Налет на бизнес-джетах составил 1758 часов или 148% от показателя 2012 года. Предположительно, сегодня в парке «Ак Барс Аэро» 7 бизнес-джетов: два Bombardier Challenger 604, три Bombardier Challenger 605, Bombardier Challenger 850 и Dassault Falcon 7X (появился 5 июня, его стоимость оценивается в 1,53 млрд. рублей). Кроме того, «Ак Барс Аэро» сдает в аренду рассчитанный на трех пассажиров турбовинтовой Diamond DA42NG. Также, видимо, в парке АБА еще остаются два Як-40 в варианте VIP-бортов.

Вертолетный «участок» АБА каждый год увеличивает налет на разных типах вертолетов. Во многом это связано с увеличением парка вертолетов. На конец прошлого года в эксплуатации авиакомпании находилось четыре Robinson R-44, три Bell 429, три Bell 407, два Ми-8МТВ, один ЕС-135. Общий налет на вертолетах — 2,5 тыс. часов против 2,4 тыс. часов по итогам 2012 года. Любопытно, что за аренду вертолета Eurocopter компания получила 94,3 млн. рублей, потратив на него всего 52,3 млн. рублей. Грубо говоря, один вертолет заработал 42 млн. рублей.

Словом, не удивительно, что АБА стала дипломантом национальной авиационной премии «Крылья России-2013» в номинации «Авиакомпания года — оператор деловой авиации» (церемония прошла 7 апреля). Но по иронии судьбы бизнес-авиации в АБА больше не будет — принято решение о ее выделении в отдельную компанию, и эксперты склонны говорить о хороших перспективах татарстанской VIP-авиации. Увы, для АБА это означает, что вопрос оптимизации издержек коммерческих перевозок встанет в 2014 году еще более остро.

«С финансовой точки зрения уход бизнес-авиации в чем-то, конечно, скажется, — не стал отрицать Козлов, — но вряд ли надо драматизировать ситуацию. У нас есть другие направления, на которых мы в этом году покажем рост. Сейчас мы должны выйти на полный цикл технического обслуживания CRJ200. Этих самолетов в России стало достаточно много. Надеюсь, «Ак Барс Аэро» будет иметь сервисную базу, которая позволит тяжелые формы обслуживания CRJ200 проводить здесь, и другие перевозчики вместо того, чтобы гонять самолеты во Францию, Германию, будут их отправлять к нам».

ПРОЦЕНТЫ ЗАКРЫЛИ С ПОМОЩЬЮ ГОСУДАРСТВА

Хоть и малый, но все же положительный результат от операционной деятельности мгновенно перекрывается расходами на обслуживание кредитов. Так, проценты к уплате выросли в 1,5 раза до 177 млн. рублей. И неспроста: кредитный портфель потяжелел на 20% — с 5,12 млрд. до 6,15 млрд. рублей (175% к выручке). При этом главным кредитором с объемом ссуды в 3,4 млрд. рублей выступает «АК БАРС» Банк.

Проценты удалось закрыть за счет хорошего баланса прочих статей. Львиную долю как в доходах, так и в расходах занимают суммы от реализации основных средств. На таких операциях компания потеряла 64 млн. рублей. Пришлось потратить 39 млн. для покрытия налога на имущество, еще 39,5 млн. — на курсовые разницы и покрытие убытков прошлых лет в размере 99,6 млн. рублей.

По сути дела, итогом 2013 года мы могли увидеть хороший минус — около трети миллиарда рублей. Но серьезную поддержку оказал бюджет, который выделил компании 364 млн. рублей, это на 175 млн. больше, чем в 2012 году. В итоге чистая прибыль АБА выросла на 14,6% — с 4,1 млн. до 4,7 млн. рублей.

Определенные надежды на оздоровление АБА можно связывать с тем, что она переходит из ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» в другой могущественный холдинг — ОАО «Связьинвестнефтехим». И, по нашим данным, в конце февраля со стороны СИНХа уже последовали солидные финансовые вливания. Помогут ли такие меры и что получится в итоге, мы сможем понять в конце летнего сезона, когда, по всей видимости, решится и сам фундаментальный вопрос, будет у Татарстана своя коммерческая авиакомпания или нет.

Основные экономические показатели ОАО «АБА»

Наименование показателя

2012

2013

Абсолютное изменение 2013 к 2012

Изменение в %

Выручка, млн. руб.

3113

3505

392

12,6

Себестоимость, млн. руб.

3067

3476

409

13,3

Затраты на 1 руб., руб.

0,985

0,992

0,007

0,7

Валовая прибыль, млн. руб.

45,9

28,6

-17,3

-37,7

Коммерческие расходы, млн. руб.

8,6

11,6

3

34,9

Прибыль (убыток) от продаж, млн. руб.

37,3

17

-20,3

-54,4

Проценты к получению, млн. руб.

0,2

1,9

1,7

850

Проценты к уплате, млн. руб.

70,7

177,3

106,6

150,8

Прочие доходы, млн. руб.

343

1168

825

240,5

Прочие расходы, млн. руб.

304

994

690

227,0

Чистая прибыль (убыток), млн. руб.

4,1

4,7

0,6

14,6