Комплексную программу развития авиаотрасли, разработанную в 2022-м, могут скорректировать, пишет «Коммерсантъ». По словам источников издания, аудиторы заключили, что на 1 тыс. гражданских самолетов, которые хотели выпустить до 2030 года, нет «экономически оправданного спроса».

Фото: «БИЗНЕС Online»

Группа консультантов из Сбербанка и «Газпром нефти» по поручению правительства весной начала аудит на заводах Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Эксперты проверили заводы, где производятся новые гражданские самолеты SJ100 (новое название SSJ100 с импортозамещенными двигателями и большей частью комплектующих), МС-21, Ил-114 и Ту-214.

По мнению аудиторов, между спросом на авиаперевозки и производством самолетов по программе существует дисбаланс по объемам и типам самолетов, к тому же программа не соответствует коммерческому спросу. Реальная потребность оценивается в 50−60 самолетов в год, а запланировано производство от 140 до 270 воздушных судов.

Также изменилась структура спроса, она сместилась в сторону МС-21. Спрос на Ту-214 производства Казанского авиазавода будет ограничен по времени, а SJ100 оказался в профиците после отказа «Аэрофлота» от этого самолета.

По итогам проведенного аудита минтрансу, ОАК и авиакомпаниям предложили разработать новую целевую модель перевозок с оптимальной маршрутной сетью и типами воздушных судов. Программа развития авиаотрасли, «нарисованная в спешке 2022 года», не отражает ни возможности промышленности, ни потребности авиакомпаний и пассажиров, заявил источник.

О запланированном аудите сообщалось в начале лета. Правительство поручило провести проверку еще весной, когда в «Ростехе» (управляет ОАК) объявили о переносе сроков поставок самолетов.

Напомним, в начале июня глава «Аэрофлота» Сергей Александровский сказал, что авиакомпания из-за сдвига сроков намерена отказаться от закупки 40 казанских Ту-214 в пользу МС-21. Осенью 2023-го на КАЗе говорили о планах начать поставки Ту-214 российским авиакомпаниям в следующем году. Однако в марте в минпромторге и «Ростехе» сказали о переносе поставок всех отечественных пассажирских самолетов. Между тем 17 мая глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщал о подписании с «Аэрофлотом» твердых контрактов на поставку 11 Ту-214 производства Казанского авиазавода.