В попытке остановить рост цен, не договорившись с российскими компаниями, финансово-экономический блок страны принял угрожающее решение — запретить поставки дизтоплива и бензина (за рядом исключений). Эта мера не сможет привести к быстрому снижению цен на розничных рынках, уверен главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев.

В статье для «БИЗНЕС Online» эксперт отмечает, что от снижения цен на бирже до поставок на АЗС пройдет много времени. «Это нужно купить топливо по новым ценам и с заводов довезти, а ситуация с логистикой в России резко ухудшилась. Скорость доставки — чуть ли не полтора месяца. То есть компании только через полтора месяца смогут продавать топливо, которое купили через биржу по более низким ценам. Быстро это никак не может сказаться на розничных ценах, и они продолжают расти», — объяснил Грачев.

Спикер также добавил, что как стратегия эта мера «вообще действовать не может». Компании, уверен Грачев, это прекрасно понимают, потому что порядка 50% дизтоплива экспортировалось.

«Ну запретили его экспортировать, а дальше что с ним будет происходить? Станут копить в емкостях, так как потребить в стране в таких объемах его не смогут. Через какое-то время резервуары переполнятся, — пишет эксперт. — Достоверно оценить, через сколько именно, никто не может, но, по старым советским оценкам, это те же самые месяца полтора. Потом надо будет эти запреты снимать, иначе придется останавливать нефтеперерабатывающие заводы, что спровоцирует еще более резкий рост цен на дизтопливо».

Напомним, 21 сентября правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизеля для стабилизации цен на внутреннем рынке. Также ранее кабмин увеличил нормативы поставок бензина и дизельного топлива на биржу и организовал ежедневный мониторинг закупок топлива для нужд сельхозпроизводителей.