Обозреватель Forbes Максим Артемьев объяснил, почему в России продолжают продвигать идею строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ): по его мнению, дело не столько в структурной мегаломании, сколько в «человеческом факторе». Между тем экономический фон сейчас не самый лучший для возведения магистралей, считает он.

Так, на днях один из топ-менеджеров РАО «РЖД» Дмитрий Катцын пообещал, что ВСМ Москва — Нижний Новгород (участок ВСМ Москва — Казань) введут в эксплуатацию в 2024 году, а Москва — Санкт-Петербург — в 2026-м. Если проанализировать мировой опыт ВСМ, то известно, что в странах, сопоставимых по площади с РФ, — США, Канаде, Бразилии или Австралии — скоростные поезда не прижились, подчеркивает автор. Популярностью ВСМ пользуются в странах с высокой плотностью населения: Японии, Южной Корее, Тайване, Китае.

Между тем в России плотность населения — 8,5 человека на квадратный километр при самой большой территории в мире. Таким образом, автор статьи называет очевидным только один маршрут ВСМ — от Москвы до Санкт-Петербурга, где сосредоточено большое количество населения и туристов. Во всех остальных случаях, в том числе с Казанью, достаточно скоростных поездов уже имеющегося типа, подчеркивает Артемьев.

По его мнению, продвижение ВСМ связано с «человеческим фактором»: в частности, президента РФ Владимира Путина многое издавна связывает с проектами магистралей, указывает Артемьев. Так, Путин в своей книге «От первого лица» писал, что его переезду в Москву из Санкт-Петербурга (после того, как Анатолий Собчак проиграл выборы) способствовал Алексей Большаков, который в 1991–1994 годах был гендиректором РАО «Высокоскоростные магистрали», а после — вице-премьером правительства.

Эта компания в те годы задумала строительство одноименной магистрали. По указу Бориса Ельцина она получила акции 23 предприятий, государство гарантировало облигации почти на миллиард рублей. В итоге был вырыт только котлован, на месте которого в 2010 году появился ТЦ. РАО «Высокоскоростные магистрали» обанкротилось. Путин, по его собственным воспоминаниям, благожелательно отнесся к увольнению Большакова и помогал ему.

«Нынешнее состояние российской экономики, в которой с 2014 года происходит устойчивое падение доходов населения, а перспектив сравнительно быстрого выхода из кризиса не просматривается, — не лучший фон для строительства ВСМ. Демографический фактор — структура размещения населения в России — также не благоприятствует подобным проектам. Возможно, отрицательный опыт попытки реализации ВСМ 1990-х должен служить лишним предостережением, а не побуждением вопреки всему доказать реальность мечты», — заключил автор статьи.