Почти половине российских семей (48,2%) денег хватает только на еду и одежду, а покупка товаров длительного пользования (бытовой техники, мебели, смартфонов) вызывает затруднение. Об этом пишет РБК со ссылкой на данные Росстата за четвертый квартал 2018 года.

Самая высокая доля респондентов, которые не могут позволить себе товары долговременного пользования, — среди молодых семей (59,2%) и семей, состоящих только из неработающих пенсионеров (57,9%).

Почти 15% российских семей сообщили, что им хватает денег только на еду, а покупка одежды и оплата услуг ЖКХ вызывают затруднения. Больше всего тех, чей доход покрывает только расходы на еду, среди многодетных семей (28,3%) и среди семей неработающих пенсионеров (30,4%).

Значительные группы населения имеют минимальные потребительские возможности и живут от зарплаты до зарплаты, прокомментировал научный сотрудник Института социального анализа РАНХиГС Дмитрий Логинов. Стратегия выживания и экономии крайне опасна, потому что не оставляет возможности для развития, вложений в образование, отдых и здоровье, сказал он.

«Даже небольшой потребительский шок — например, пришел в негодность телевизор, стиральная машина или задержали зарплату — вынуждает людей экономить еще сильнее», — отмечает эксперт.

Согласно исследованию, российские семьи все больше расходуют имеющиеся сбережения и берут кредиты. Тот факт, что население использует заемные средства, а также более активно тратит сбережения, имеет нездоровую природу и не связан с активизацией потребительского спроса, считает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.

«Такую модель поведения можно охарактеризовать как модель вынужденного потребления, которая также заставляет людей тратить свои накопления с целью поддержания необходимого уровня жизни», — сказал аналитик.