Сегодня в Доме дружбы народов в Казани по инициативе ассамблеи народов РТ прошло республиканское «представительное собрание» по вопросам совершенствования языковой политики и урегулированию вопроса об изучении русского и татарского языков в школах республики. В нем приняли участие министр образования РТ Энгель Фаттахов и премьер-министр Алексей Песошин.
Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Фаттахов, по итогам обсуждения принята резолюция, которую направят министру образования Ольге Васильевой. При этом он выразил уверенность, что изучение татарского языка в школах сохранится.
«Сегодня здесь собрались руководители совета учителей татарского языка, русского языка, родительских комитетов. Наша цель — сохранение покоя в республике. После сегодняшнего собрания будет принята резолюция. И на основании ее мы обратимся в министерство образования России. Работа идет, по моему мнению, будет еще долго идти, мы двигаемся в этом направлении», — заявил Фаттахов корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Он подтвердил, что встречался с Васильевой, но подробностей беседы раскрывать не стал. На вопрос, останется ли татарский язык в школах, министр образования ответил однозначно: «Останется, конечно, это ведь наш родной язык, государственный язык. Разве может быть республика без государственного языка?»
Римма Ратникова
Само совещание прошло за закрытыми дверями, некоторые подробности содержания резолюции «БИЗНЕС Online» раскрыла заместитель председателя Госсовета РТ Римма Ратникова. «Есть несколько конкретных пунктов: преподавание русского языка надо довести до стандартов, [татарский язык] в 10−11-х классах преподавать на добровольной основе. Преподавание государственного татарского языка должно быть обязательным — это жесткая позиция», — сказала Ратникова. «Безусловно, это компромисс, безусловно, мы отступаем, но, наверное, это сегодня нужно», — заключила она.
Текст принятой резолюции целиком приводит «Татар-Информ»:
Резолюция
Конституция Российской Федерации гарантирует, законодательство Российской Федерации в языковой сфере закрепляет право республик устанавливать свои государственные языки (в дополнение к основному государственному языку) и изучать их в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Законодательство Татарстана в языковой сфере полностью опирается на законодательную базу страны и определяет татарский язык государственным языком республики наряду с русским языком.
В республике сложилась многолетняя практика реализации государственного двуязычия, в том числе в сфере общего образования.
На поддержку государственных языков Республики Татарстан, а также других языков народов, проживающих в республике, направлена государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан», реализуемая с 1994 года. Нынешняя редакция Программы на 2014−2020 годы предполагает финансирование в среднем около 150 млн рублей в год.
Исходя из потребностей населения в получении общего образования на национальных языках, а также в изучении родных языков компактно проживающих в республике народов на протяжении десятилетий эффективно функционирует сеть национальных школ:
— 714 образовательных организаций с татарским языком обучения и преподаванием отдельных предметов естественно-математического цикла на русском языке;
— 93 организации с чувашским языком обучения и изучением чувашского языка;
— 27 школ с удмуртским языком обучения и изучением удмуртского языка;
— 19 школ с марийским языком обучения и изучением марийского языка;
— 3 школы с изучением мордовского языка;
— 1 школа с изучением иврита;
— 1 школа с изучением башкирского языка.
В 49 отделениях воскресных школ изучаются языки и культура представителей 25 народов, проживающих в Республике Татарстан.
В республике созданы все необходимые условия для развития русского языка. В текущем учебном году в Татарстане успешно функционируют 693 общеобразовательные организации с русским языком обучения, в том числе 200 школ с углубленным изучением русского языка и культуры. В них обучаются 79,9% всех школьников республики.
С 2014 года родители и дети имеют возможность выбора 1 часа в неделю для дополнительного изучения родных и государственных языков республики — около 70% воспользовавшихся данной возможностью выбрали русский язык. Дополнительно к этому 75% вариативного учебного времени в школах Татарстана также направлено на изучение русского языка. Выпускники школ республики (в условиях государственного двуязычия) демонстрируют высокие показатели — средний балл ЕГЭ по русскому языку имеет устойчивую динамику роста и является одним из лучших в Российской Федерации: в 2017 году данный показатель составил 72,57 балла, что является вторым показателем по стране после г. Москвы. Ежегодно Республика Татарстан занимает лучшие позиции в Приволжском федеральном округе по результатам участия в акции «Тотальный диктант».
В республике принята и реализуется Концепция развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года.
Обновлены примерные рабочие программы по татарскому языку и литературе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и включены в федеральный реестр примерных программ. 64 учебника по татарскому языку и литературе включены в федеральный перечень учебников, 49 учебников имеют положительные заключения и готовы для внесения в федеральный перечень.
Ежегодно реализуются крупные образовательные проекты, направленные на развитие родных языков: Международная олимпиада по татарскому языку, Международная олимпиада по русскому языку для обучающихся школ с нерусским языком обучения, республиканские олимпиады по государственным языкам, а также по чувашскому, удмуртскому, марийскому, мордовскому и башкирскому языкам.
В то же время существуют определенные проблемы, связанные с реализацией государственного двуязычия в общеобразовательных организациях. Федеральным законодательством гарантировано, что законодательно государственные языки республик в составе Российской Федерации изучаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Вместе с тем имеет место правовая неопределенность, связанная с отсутствием механизма реализации данного права субъектами Российской Федерации. В этих условиях Министерство образования и науки Республики Татарстан разработало необходимые рекомендации для реализации в общеобразовательной сфере и обеспечило их осуществление. В результате татарский язык как государственный язык республики по факту изучается за счет учебного времени предметной области «Родной язык и литература».
Это обстоятельство стало предметом обоснованного недовольства части русскоязычной родительской общественности по следующим основаниям:
— татарский язык изучается как родной, что таковым не является;
— объемы изучения русского языка не соответствуют объемам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации с 2015 года.
Кроме того, предъявляются нарекания по качеству обучения татарскому языку, перегруженности программ теоретическим материалом, а также недостаточным уровнем использования эффективных методик, направленных на коммуникативные навыки.
Данные обстоятельства стали предметом негативных оценок в ходе проверки Рособрнадзора и Генеральной Прокуратуры Российской Федерации в общеобразовательных организациях республики.
В этой ситуации активизировались противники изучения татарского языка. В Интернете созданы соответствующие группы. В социальных сетях и мессенджерах распространяются сообщения с призывами писать заявления об отказе от изучения татарского. Запущена волна бездумных высказываний и оскорблений, негативными сценариями заполнены отдельные издания.
С учетом нарастающей напряженности в языковой сфере, Ассамблея народов Татарстана, руководствуясь конституционными принципами обеспечения прав народов на изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации, а также родных языков народов Российской Федерации, выступила с инициативой проведения республиканского представительного собрания.
В рамках республиканского представительного собрания было организовано обсуждение актуальных вопросов языковой политики в области образования, обеспечения конституционных прав граждан на свободный выбор языка обучения с участием руководителей муниципальных методических объединений учителей русского языка и литературы, татарского языка и литературы, муниципальных родительских комитетов, представителей Аппарата Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, Конституционного Суда Республики Татарстан, Совета по реализации законодательства о языках Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Общественной палаты Республики Татарстан, ученых и научных сотрудников Казанского (Приволжского) федерального университета и Академии наук Республики Татарстан, руководителей национально-культурных автономий народов Поволжья.
Участники представительного собрания поддерживают необходимость развития практики государственного двуязычия, сохранения и развития сети национальных образовательных организаций, учета интересов различных типов образовательных учреждений, максимально бережного отношения к педагогическим кадрам, их подготовке и переподготовке.
Обращаемся к широкой общественности и СМИ о недопустимости нагнетания напряженности по языковому вопросу.
Выражая консолидированную позицию, участники представительного собрания считают необходимым поддержать меры, предложенные Министерством образования и науки Республики Татарстан:
- к 1 января 2018 года объемы изучения русского языка довести до уровня, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации для всех типов образовательных учреждений;
- в 10−11 классах изучение татарского языка перевести на добровольную основу — по соответствующему профилю подготовки;
- обеспечить изучение татарского языка как обязательного предмета — государственного языка Республики Татарстан — на уровнях начального общего и основного общего образования.
Также считаем необходимым обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о включении предметной области «государственный язык субъекта Российской Федерации» в федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования и соответствующие примерные образовательные программы, разработке вариантов примерных учебных планов, предусматривающих изучение государственного языка субъекта Российской Федерации.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 278
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.