В обществе укрепилось мнение о повсеместной распространенности ученых степенейФото: «БИЗНЕС Online»

Лидеры по «остепененности» — Москва и ПФО

Один из трендов научного XXI века в нашей стране — широкая популярность ученых степеней во всех слоях общества. В науку пошли как преподаватели университетов и научные сотрудники, так и те, кого интересовали только заветные три слова в визитной карточке («кандидат <...> наук» или «доктор <…> наук»). В обществе укрепилось мнение о повсеместной распространенности ученых степеней. Так ли это на самом деле? Для скептиков сразу отмечу, что анализ будет базироваться на открытых статистических данных — официальных результатах переписи населения (данные Росстата за 2020 год). Их можно найти в интернете и проанализировать самостоятельно.

Итак, по данным переписи населения, в нашей стране насчитываются 441 674 кандидата и доктора наук. Это 0,3% от населения нашей страны. Сюда входят и «видные ученые», которые засветились на сайте «Диссернет», а также те, о ком шла речь в статье о «фабриках диссертаций» в расследовании «БИЗНЕС Online». Теперь мы наглядно видим, что в нашей стране ученых, занимающихся реальной исследовательской работой, не так уж и много. По федеральным округам РФ расклад получился следующий.

На первом месте с большим отрывом лидирует Центральный федеральный округ. Неудивительно, Москва — столица и огромный магнит с большими карьерными возможностями для талантливых и активных. Второе место по количеству проживающих обладателей ученых степеней прочно удерживает Приволжский федеральный округ. И это тоже предсказуемо — в Поволжье большое количество крупных городов с развитой университетской сетью. На третьем месте — Северо-Западный федеральный округ. При этом основная масса ученых сосредоточена в Санкт-Петербурге. 

В Сибирском федеральном округе в лидерах по остепененности (долей кандидатов и докторов наук в общей численности населения региона) Томская и Новосибирская области. Эти регионы обладают основным человеческим капиталом и серьезной исследовательской материально-технической базой. В Новосибирске это, безусловно, Академгородок, а в Томске абсолютно новаторский с идеологической точки зрения и очень перспективный проект «Большого томского университета».

Пятое место в национальном рейтинге… после Башкортостана

Взглянем на сухую статистику под призмой общефедеральных событий из мира науки. В ноябре 2022 года впервые был представлен национальный рейтинг научно-технологического развития регионов за 2021 год. Татарстан показал очень хороший результат, заняв почетное пятое место в абсолютном зачете (среди всех регионов РФ). Впереди нас оказались Москва и Санкт-Петербург, а также Томская область и Башкортостан. Тем не менее позиция нашей республики — в первой пятерке, что свидетельствует о значительном потенциале развития высоких технологий.

Рейтинг базируется на 33 показателях, два них напрямую связаны с развитием кадрового потенциала региона:

  • удельный вес лиц, имеющих ученую степень (кандидата, доктора наук), в общей численности исследователей,
  • доля исследователей в возрасте до 29 лет в общей численности исследователей.

Именно эти два показателя характеризуют исследовательский кадровый потенциал территории. Конечно, не все аспиранты защитят свои кандидатские диссертации и тем более немногие потом свяжут свою жизнь с наукой, но такие ценные кадры, где бы они в дальнейшем ни стали трудиться, всегда будут продвигать высокотехнологичную экономику вперед.

Как же влиять на эти показатели? Прежде всего, необходимо увеличивать количество исследователей, в том числе молодых, поскольку чем больше исследователей в кадровой структуре нашей республики, тем выше потенциал развития.

Эффективность аспирантуры в Татарстане — 23%

Снова обратимся к статистике. По данным переписи населения, в нашей республике 11 118 человек с учеными степенями кандидата и доктора наук: 9 326 — кандидатов наук, 1 792 — докторов наук. Всего кадров высшей квалификации насчитывается 47 969 человек. Так кто же эти 36 851 человек? Это граждане, которые прошли обучение в аспирантуре, но по какой-либо причине не защитили диссертацию. Получается, среднее значение эффективности аспирантуры в нашей республике равно 23% (делим число остепененных граждан на общее количество граждан, отнесенных к кадрам высшей квалификации).

Для примера: в Башкортостане данный показатель равен 20%, в Томской области — 37%, в Санкт-Петербурге — 39%, в Москве — 45%. Эффективность аспирантуры отчасти отражает положение регионов в национальном рейтинге научно-технологического развития регионов. Конечно, влияние это опосредованное и его степень очень сложно точно определить. Но для развития исследовательского потенциала нашей республики все же нужно учесть и этот параметр.

Несомненно, возможности столичных регионов не идут в сравнение с региональными. Тем не менее и здесь есть потенциал роста. Для этого необходимо сформировать программу повышения эффективности работы аспирантуры в республиканских университетах. Задача эта совершенно нетривиальная, поскольку базируется она на мотивационных аспектах, которые должны побуждать молодежь не просто отсиживаться в аспирантуре до достижения 27 лет, но и активно вкладывать свои силы и время в подготовку диссертационной работы. Ведь очная аспирантура — это, как правило, четыре года напряженной работы с неочевидным конечным результатом. К сожалению, в нашей стране за пределами академического сообщества ученая степень мало что решает и она не обеспечивает серьезной прибавки к заработной плате.

Германия: после диссертации отработай на заводе!

В качестве примера эффективного системного подхода к формированию высококвалифицированного управленческого и профессорско-преподавательского звена на государственном уровне можно привести опыт Германии. В этой стране с очень высоким уровнем инженерной подготовки принято после успешной защиты диссертационной работы не оставаться в университете, а обязательно уходить в отрасль — как правило, на пять лет. А уже после обязательной «практической отработки» специалист может решить для себя, что же ему интересно — остаться в отрасли или вернуться в университет для преподавания. При этом не исключается и вариант совмещения.

Такой подход позволяет обеспечить университеты высококвалифицированными преподавательскими кадрами, обладающими большим практическим опытом работы в реальном секторе экономики, и сформировать топ-менеджмент компаний из высококвалифицированных кадров. И если вдруг при знакомстве с немецкими промышленниками вы услышите повсеместное обращение Dr., то вам не показалось, — это не просто красивый оборот речи: ваш собеседник действительно доктор, только не врач, а доктор наук. Конечно, для реализации такого подхода у нас в стране необходимо, чтобы сначала на наших предприятиях появилась такая потребность в кадрах высшей квалификации, ведь, как известно, спрос рождает предложение.

Москва и Петербург — лидеры по развитию человеческого капитала

Как же обстоят дела с «остепененностью» в пяти регионах – лидерах национального рейтинга? Ожидаемо по показателю развития «человеческого капитала» лидерами оказались Москва и Санкт-Петербург (0,83% и 0,72% соответственно), которые значительно превышают общероссийский показатель в 0,3%.

Также в лидерах Томская область (60 тыс. студентов, обучающихся в 6 очень хороших университетах, что на 556 тыс. населения города Томска говорит само за себя). В ситуации с Томской областью можно уверенно говорить о свершившемся диалектическом переходе количественных изменений в качественные. 

Татарстан по показателю человеческого капитала незначительно, но выше, чем Башкортостан. Однако последний обогнал нас по другим группам показателей, и поэтому в итоговом зачете все же находится на ступень выше.

РФ: четвертое место в мире по числу ученых

Если рассмотреть количественные показатели других стран, то самый свежий материал, который удалось найти, относится к 2019 году*. РФ прочно удерживает четвертое место в мире по количеству персонала, занятого в исследованиях и разработках. Данные свидетельствуют об уровне вовлеченности населения тех или иных стран в исследовательскую повестку.

Примечательны результаты Китая, Республики Корея, Италии и Бразилии. В этих странах за практически два десятилетия развития наблюдался многократный рост числа исследователей. К сожалению, наша страна такими результатами похвалится не может — рост отрицательный.

Татарстан: меньше ученых старше 70

Теперь сравним возрастную структуру исследователей в Татарстане с общероссийским трендом. Первое, что бросается в глаза на федеральном уровне, — значительное количество кандидатов и докторов наук в возрасте старше 70. В Российской федерации 198 376 человек в возрастом старше 70, что составляет 14,3% от общего числа кадров высшей квалификации. Подобная возрастная тенденция полностью поддерживается в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Томской области. В Татарстане 3 848 возрастных ученых, и это лишь 9,5% от общего числа кадров высшей квалификации, проживающих в республике.

Показатели говорят о многолетних традициях научных школ в этих трех регионах. Со второй половины ХХ века, когда в Советском Союзе проходило активное формирование крупных исследовательских центров, Москва, Санкт-Петербург и Томск находились в авангарде этого процесса. С учетом разрыва поколений, случившегося в начале 90-х, неудивительно, что старшее поколение профессорско-преподавательского состава доминирует в общероссийской академической среде.

Любопытно, что остальные возрастные диапазоны кадров высшей квалификации в нашей республике и в РФ в целом совпадают. Характерная особенность нашего региона — в значительном количестве исследователей в возрастной категории 35–39 лет. Если учесть, что в аспирантуру, как правило, поступают после окончания университета, а защищают кандидатскую диссертацию в 26–27 лет, логично предположить, что это самое многочисленное поколение пришло в науку 9–13 лет назад. Получается, что 2009–2013 годы оказались временем расцвета популярности исследовательской карьеры в нашей стране. После этого наблюдается только спад. Причем каждое новое поколение значительно меньше предыдущего. И это, к сожалению, тревожный знак для отечественной науки.

Привлечь или вырастить своих?

Возвращаясь к рассмотрению регионов-лидеров национального рейтинга, можно отметить практически идентичный характер распределения докторов и кандидатов наук по различным возрастным категориям. Это говорит о том, что регионы нашей страны в одинаковой степени были подвержены всем демографическим явлениям, негативным и позитивным. Конечно, при таком анализе необходимо учитывать масштабы субъектов РФ. В столичных регионах за счет большого числа людей формируется «академическая воронка», в которую попадают и очень талантливые, и не очень талантливые исследователи. Самое главное, их там очень много. Соответственно, столичные университеты и иные научно-исследовательские организации фактически имеют возможность выбирать лучших из лучших в нашей стране. И это, разумеется, оказывает влияние на все, начиная от уровня фундаментальных и прикладных исследований и заканчивая суммами привлеченного финансирования.

Это объективная реальность, и изменить ее сейчас просто невозможно. Москва и Санкт-Петербург в ближайшие годы так и останутся на первом и втором местах национального рейтинга. Продвинуться же на ступеньку или две выше в течение нескольких лет для нашей республики вполне возможно. Только для этого необходимо очень серьезно развивать кадровый потенциал в области фундаментальных и прикладных исследований и разработок. И здесь есть два очевидных пути: привлечение уже состоявшихся ученых из-за пределов республики и воспитание собственной «скамейки запасных». Разумеется, я выступаю за второй вариант развития событий, поскольку только он позволит сформировать в республике и новые актуальные научные школы, и усилить уже существующие. Для этого в науке должны работать кадровые «лифты». Молодежь должна видеть истории успеха среди своих коллег и друзей, а не выдуманные сказки из отчетов о зачислении в кадровый резерв. 

Вызывает беспокойство тренд на резкое снижение количества кандидатов и докторов наук в возрастных категориях 20–29 лет и 30–39 лет. Это заставляет задуматься о перспективах намеченного научного рывка и технологической независимости нашей страны. Максимум кадров высшей квалификации (кандидатов наук и доктора наук плюс закончившие аспирантуру без защиты диссертации) относятся к диапазону 35–39 лет.

Но при рассмотрении остепененных исследователей во временном диапазоне 10 лет в пяти регионах – лидерах национального рейтинга на первое место выходит категория 40–49 лет. На первый взгляд такая ситуация кажется абсурдной, но это только по первому впечатлению. Получается, что аспиранты, которые обучались в 90-х, защищались намного чаще, чем их коллеги из ХХI века, получившие образование в 2009–2013 годах. То есть по общей массе в нашей стране больше ученых в возрасте 35–39 лет, а по «качеству» (кандидаты и доктора наук) — в интервале 40–49 лет. Такая вот статистика.

***

Сделаем следующие выводы:

  1. Наша страна по ситуации на 2019 год находится четвертом месте по количеству исследователей в мире. При этом, к сожалению, за последние 10 лет наблюдается отрицательная динамика роста.
  2. В среднем по РФ кандидаты и доктора наук составляют долю в 0,3% от населения страны старше 6 лет. При этом в республиках Башкортостан и Татарстан показатель немного ниже среднего по РФ.
  3. Тенденции в кадровом потенциале пяти регионов-лидеров соответствует результатам национального рейтинга научно-технологического развития регионов.
  4. Максимальные интеллектуальные ресурсы во всех возрастных категориях, как и ожидалось, сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге.
  5. Усредненная возрастная структура остепененных исследователей в республиках Башкортостан, Татарстан и отчасти в Томской области характеризуется более молодым кадровым составам.