Рустам Батыр: «Мы, запертые в собственных домах и квартирах, массово превратились в эдаких Робинзонов Крузо, самое время вспомнить учение монотеистических религий, сделав его своим Пятницей на самоизоляции» Рустам Батыр: «Мы, запертые в собственных домах и квартирах, массово превратились в эдаких Робинзонов Крузо, самое время вспомнить учение монотеистических религий, сделав его своим Пятницей на самоизоляции»

«МЫ, ЗАПЕРТЫЕ В СОБСТВЕННЫХ ДОМАХ И КВАРТИРАХ, МАССОВО ПРЕВРАТИЛИСЬ В ЭДАКИХ РОБИНЗОНОВ КРУЗО»

Великий и мудрый Аристотель заложил основы западного понимания человека, провозгласив, что тот «по своей природе есть общественное животное». Коронавирус, активно разрывая сегодня наши социальные связи, подтверждает правоту этого суждения, обрекая многих из нас на стресс и душевную подавленность. Однако есть и другое понимание человеческой природы, которое мы встречаем в древнем учении монотеизма. Оно не отрицает нашей социальности, но акцентирует внимание на трансцендентной/божественной самости людей. Человек создан по образу и подобию Божиему, учит Библия. Бог вдохнул в человека от Духа Своего, провозглашает Коран. Сегодня, когда мы, запертые в собственных домах и квартирах, массово превратились в эдаких Робинзонов Крузо, самое время вспомнить учение монотеистических религий, сделав его своим Пятницей на самоизоляции. Раз наша социальная оболочка стремительно рассыпается, почему бы не опереться на то, что неизменно остается внутри?

Во многих религиозных традициях существует практика уединения. История ислама, собственно, с нее и началась. Так, до начала своей пророческой миссии наш Пророк частенько уединялся в пещере Хира, что находится в окрестностях Мекки. Там, оставаясь наедине с самим собой, он искал ответы на бездонные вопросы мироздания. В одну из таких ночей Мухаммад почувствовал, что его кто-то сдавил, да так сильно, что у него перехватило дыхание, и в безмолвной тишине прозвучал таинственный голос: «Читай!» С этого слова началось последнее Откровение Бога человечеству, явленное через ниспослание Св. Корана. В то уединение Мухаммад вошел простым человеком, а вышел посланником Бога.

Уединяться рекомендуется в исламе всем верующим. Эта практика называется «итикаф». Прибегать к ней можно в любое время, но по сложившейся традиции чаще всего в итикаф уходят в месяц Рамадан. К сожалению, многие современные мусульмане России мало знают об итикафе, т. к. имамы пренебрегают подобной духовной традицией, тем более в Рамадан — время ежедневных ифтарных маджлисов со вкусными пирогами. При этом некоторые из наших иерархов охотно пускают перед журналистами театральную слезу, оттого что им, дескать, тягостна мысль о закрытии мечетей, в которых прославление Бога нынче приостанавливается. Но вот пойти на молитвенное уединение в своей мечети, как к тому призывает ислам, в том числе ханафитского толка, у них почему-то мысли не возникает. Они предпочитают самоизолироваться дома — рядом с холодильником и телевизором.

Пожалуй, единственное исключение из религиозных мусульманских деятелей Татарстана в этом плане составляет муфтий ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин, который уже не первый год совершает итикаф в последней декаде Рамадана. Возможно, Камиль хазрат и допускает некоторые ошибки в стратегии развития татарстанского муфтията, о чем ваш покорный слуга неоднократно писал на страницах «БИЗНЕС online», но вот в чем ему нельзя отказать, так это в последовательном возрождении вековых и часто подзабытых традиций ислама и сунны Пророка, причем не только на словах, но и через личный пример. Только вряд ли ему последуют другие имамы республики: пироги их пока уверенно побеждают, как Хабиб — Макгрегора.

Единственное исключение из религиозных мусульманских деятелей Татарстана в этом плане составляет муфтий ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин, который уже не первый год совершает итикаф в последней декаде рамадана Единственное исключение из религиозных мусульманских деятелей Татарстана в этом плане составляет муфтий ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин, который уже не первый год совершает итикаф в последней декаде Рамадана

«ВОТ С КАКИМ ОСТЕРВЕНЕНИЕМ МЫ БЕЖИМ ОТ СЕБЯ!»

Умение быть наедине с самим собой — важный навык. В наше время доминирующие ценности потребительского мира, нескончаемые витрины тщеславия наподобие «Инстаграма», бесконечная реклама, удящая на блесну общественных трендов и заданных стандартов моды, выворачивают многих современных людей вовне, полностью превращая их в выхолощенных изнутри экстравертов. Мы фактически разучились оставаться наедине с самими собой и слышать голос своего сердца. Оттого и сходим с ума, оказавшись в четырех стенах. Но, если не можем получать наслаждение и умиротворение в обществе самих себя, разве это не повод задуматься, что с нами что-то не так? Самоизоляция в данном смысле весьма точный маркер, который выявляет степень самоотчужденности человека. Она воочию показывает нам силу внешних костылей и подпорок, с помощью которых мы ковыляли (а думали, что шли) по жизни. Увы, как оказалось, без них многие из нас всего лишь инвалиды, чей разрушительный период полураспада ускоряется с каждым следующим днем самоизоляции.

Современный человек боится тишины, ведь в безмолвии проступает тихий голос нашего сердца, который в обычной жизни мы заглушаем грохотом кандалов мирской беготни. Он зовет нас слезть с наркоманской иглы социального рабства и начать жить настоящей жизнью, основанной на собственном выборе и предпочтениях. Однако такой шаг требует мужества. Это страшно. И потому вместо того, чтобы решиться на него, многие затыкают себе уши. Кто-то глушит голос своей души бессмысленным листанием ленты в соцсетях и бесцельным блужданием по интернет-контенту, а кто-то по старинке — закладывая за воротник. Не случайно с началом карантинных ограничений по всей в стране массово вырос спрос на алкогольную продукцию. Испугавшись подобной деградации населения, власти ряда регионов (Карелии, Хакасии, Якутии, Башкортостана, Ленинградской области, Пермского, Красноярского и Забайкальского краев) были вынуждены даже ввести ограничения на продажу этой богопротивной гадости. В Европе падение пошло еще дальше: чем глубже люди погружаются там в карантин, тем больше фиксируется самоубийств и домашнего насилия.

Вот с каким остервенением мы бежим от себя!

«ОБЩАЯ МОЛИТВА, ЗАБОТЛИВО РАССЕЯННАЯ НАД НАШИМ РОДНЫМ КРАЕМ, СОГРЕВАЕТ ДУШИ ЛЮДЕЙ»

Наши духовные иерархи прекрасно осознают кромешность той тьмы, которую разверзывает перед людьми погружение в одиночество. В ДУМ РФ и ДУМ РТ, например, запустили живые онлайн-лектории, активизировали консультирование по телефонам горячих линий и реализуют целый комплекс других мер, которые призваны помочь людям пережить самоизоляцию.

Некоторые из данных мер лидеры ислама реализуют совместно со своими православными коллегами: как-никак испытание пандемией пришло в наш общий дом. Так, вчера мы стали свидетелями, как митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил крестный ход над Казанью со списком Казанской иконы Божией Матери. Одновременно с этим по призыву муфтия духовного управления мусульман РТ Самигуллина в мечетях республики массово сделали хатм, то есть многократно прочитали Св. Коран от начальной басмалы до последней буквы заключительного аята.

Наверняка скептики, ухмыльнувшись, скажут, что с коронавирусом надо бороться не силой молитвы, а вакциной и антибиотиками. Эти высокоумные люди видят только часть реальности, а целостная правда состоит в том, что мы живем в мире смыслов, где символические жесты обладают зачастую куда большим значением, чем прямая материальная сила. Муфтий и владыка показали нам свое единство и наглядно продемонстрировали, что они делают в сложившейся ситуации все, что от них зависит. А значит, и мы сегодня должны сплотиться перед общим вызовом и делать то, что зависит от каждого из нас: оставаться дома, беречь себя и своих близких, заботиться о пожилых и других людях, находящихся в зоне особого риска.

Но, мне кажется, в совместном молитвенном порыве владыки и муфтия есть еще один смысл. Общая молитва, заботливо рассеянная над нашим родным краем, согревает души людей. Людей, которые, которые когда-то поверили, что мы общественные животные, но совершенно позабыли другую часть истины: в глубине каждого из нас колышется дыхание Бога. И если мы позволим раскрыть в себе эту свою истинную природу, то поймем, что экзистенциональное одиночество, страх которого навевает нам самоизоляция, не более чем иллюзия, придуманная людьми, запамятовавшими, что они созданы по образу и подобию Бога, который в действительности ближе к нам, чем наша яремная вена.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции