Премьер-министр РФ подписал распоряжение об увольнении куратора мусорной реформы — замглавы минприроды РФ Владимира Логинова. Официально Логинов ушел по собственному желанию «Премьер-министр РФ подписал распоряжение об увольнении куратора «мусорной» реформы — замглавы минприроды РФ Владимира Логинова. Официально он ушел по собственному желанию»

НАЦПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЯ» СЭКОНОМИТ НА ПЕРЕРАБОТКЕ ТКО

В последний день октября премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об увольнении куратора «мусорной» реформы — замглавы минприроды РФ Владимира Логинова. Официально он ушел по собственному желанию. Неофициально, по моему убеждению, за отсутствие достижений в реализации «мусорной» реформы. Чиновник проработал всего лишь год, но оценка его работе дана жесткая. По сути, глава федерального правительства признал то, о чем средства массовой информации говорят уже много месяцев: реформа провалилась.

Двумя неделями ранее прозвучало еще одно публичное заявление: в течение следующих трех лет сократится финансирование национального проекта «Экология», причем он оказался единственным из 13, который будет подвергнут секвестру. Сэкономить решено на реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО», а точнее, на инвестициях в строительство производств по сортировке и переработке отходов. В 2020 году расходы по данной статье планируется сократить на 20%, или 10 млрд, в 2021-м — на 22%, или 12 млрд, и в 2022-м — на 4%, или 17 млрд рублей. Основной причиной называют снижение поступлений от экологического сбора.

Данное решение — это признание провала реформы, ведь сэкономить решили на той самой инфраструктуре, которая и должна обеспечить целевые показатели федерального проекта. Как без финансирования достичь переработки 36% твердых коммунальных отходов (ТКО) к 2024 году, если сегодня, по самым оптимистичным подсчетам, перерабатывается 7%? Без мощного перерабатывающего сегмента весь эффект реформы сведется к монополизации рынка регператорами, росту нормативов накопления ТКО и тарифов, увеличению количества полигонов и дальнейшему загрязнению территорий. Возникает закономерный вопрос: а стоило ли огород городить?

Симптомы провала «мусорной» реформы проявляются не только в секвестре нацпроекта. По последним оценкам национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), банкротство угрожает примерно 30 регоператорам из 220, при том что у большинства из них наблюдаются миллионные кассовые разрывы. Многократный рост нормативов накопления ТКО и тарифов спровоцировал кризис неплатежей, разрешить который планируется усилением административного давления на бизнес.

В предложениях минприроды есть и положительные моменты. В частности, предлагается разработать меры стимулирования населения к раздельному сбору отходов, а также рассчитываться за вывоз отходов по фактическому объему их накопления «В предложениях минприроды есть и положительные моменты. В частности, рекомендуется разработать меры стимулирования населения к раздельному сбору отходов, а также рассчитываться за вывоз отходов по фактическому объему их накопления»

ТАКТИКОЙ НЕ РЕШИТЬ СИСТЕМНЫЕ СБОИ

Снижение поступлений от экологического сбора минприроды предлагает компенсировать, совершенствуя практику его администрирования. Сейчас законодательство позволяет производителю и импортеру товаров самостоятельно обеспечивать утилизацию упаковки, снижая тем самым размер экологического сбора. Минприроды предлагает в рамках расширенной ответственности производителя (РОП) внедрить за три года норматив, рассчитанный на 100-процентную утилизацию упаковки, то есть с учетом всех технологических затрат на данный процесс. Это, по мнению министерства, позволит собирать до 136 млрд рублей экологического сбора. Для сравнения: в 2018 году размер экологического сбора составил 2,2 млрд рублей. Концепция учитывает прогноз цен на товары — они должны подорожать лишь на 0,25–1,5%. Кроме того, на базе Российского экологического оператора минприроды предлагает создать еще одного монополиста — оператора РОП, который станет распоряжаться средствами утилизационного фонда. Именно в последний должны поступать все платежи в рамках 100-процентной РОП. Администрировать их доверят налоговой службе.

Нельзя сказать, что внедрение 100-процентной РОП однозначно вредно. Эта практика распространена в развитых европейских странах. Однако сами производители и импортеры товаров сомневаются в предложенных расчетах. По их данным, за три года цены вырастут не на 1,5%, а как минимум на 10%. Кроме того, нет гарантий, что экологический сбор будет расходоваться эффективно и по целевому назначению — для создания и эксплуатации инфраструктуры переработки ТКО.

Издержки мусорной реформы имеют свою цену, и кто-то ее должен заплатить. В данном случае известно кто — бизнес и население «Издержки «мусорной» реформы имеют свою цену, и кто-то ее должен заплатить. В данном случае известно кто — бизнес и население»

Сомнения оппонентов минприроды обоснованы. Монополисты редко демонстрируют свою эффективность, тем более если речь идет о некоем операторе РОП. К примеру, региональные операторы в сфере ТКО в большинстве своем лишь собирают платежи — они не вывозят отходы сами и пользуются сомнительными схемами с посредниками. Итогом становятся регулярные «мусорные» кризисы в российских регионах — последний, к примеру, в Бийске Алтайского края. Случаев же нецелевого использования средств, фактически их разворовывания в России предостаточно — из актуальных можно привести в пример миллиарды, исчезнувшие на строительстве космодрома Восточный.

Впрочем, в предложениях минприроды есть и положительные моменты. В частности, рекомендуется разработать меры стимулирования населения к раздельному сбору отходов, а также рассчитываться за вывоз отходов по фактическому объему их накопления.

В любом случае отставка куратора реформы Логинова выдает растерянность власти. Очевидно, что 100-процентная РОП не гарантирует прорыва. Это тактический шаг, не способный нивелировать системные просчеты в самой концепции «мусорной» реформы. Он не решит проблему отраслевого монополизма, а значит, и не изменит принципиально характер тарифной политики. Издержки «мусорной» реформы имеют свою цену, и кто-то ее должен заплатить. В данном случае известно кто — бизнес и население.

Депутат Государственного совета РТ Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции