Сталинизм нанес страшный удар по живой, внеконфессиональной Вере, превратив страну в сплошную стройплощадку и социальную пустыню с редкими культурными оазисами. В условиях государственного социализма сталинского типа установился жесткий примат рабочего времени над свободным. И даже мизерное, свободное от общественного труда время подчинялось производственно-идеологическому контролю, напоминает, продолжая цикл исторических заметок, автор «БИЗНЕС Online» Рустам Курчаков.
Алтайская пирамида
ТЕОКРАТИЯ «СОВЕТСКОГО ФАРАОНА» — ЧЬЯ ВЛАСТЬ, ТОГО И ВЕРА
В прошлой заметке было сказано, как и почему созданное под руководством Иосифа Сталина советское государство парадоксальным образом приобрело черты теократии — формы правления, при которой власть принадлежит главе церкви, духовенству. Ведь, по сути, Сталин взял на себя роль первосвященника «марксизма-ленинизма», а функции духовенства по совместительству выполняли партийные секретари, идеологи и пропагандисты.
Понятно, что в этой системе жестко пресекались даже намеки на инакомыслие в рамках установленного самим «первосвященником» канона марксизма-ленинизма. Постоянная борьба с «уклонами» от партийного курса, партийные «чистки» и т. п. — имеют прямую аналогию с историей борьбы с ересями, сектами и с историей инквизиции.
Напомню, что постоянная пропаганда велась не только через СМИ, но и в виде просветительских «политинформаций», «политчасов» и т. п., организуемых парторгами (партийными проповедниками — «хазратами») в трудовых коллективах. При этом проведение регулярных идеологических «уроков» (коллективных «молитв») поручалось самым политически и идейно грамотным членам партхозактива (своего рода «имамам»). При райкомах партии («приходах») действовали советы ветеранов партии («партийных старцев»), которые решали вопросы приема в партию новых членов, выезда за границу и т. п.
Время от времени проводились митинги трудовых коллективов (идейные служения и бдения «паствы»), чтобы поддержать очередное решение или постановление («фетвы») партийного руководства.
В целях повышения идейного уровня научной и творческой интеллигенции при райкомах и обкомах партии действовала система идеологических семинаров («медресе» и «духовные академии»). В идейно выдержанном стиле регулярно проводились также комсомольские собрания, пионерские линейки и даже утренники октябрят. «Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной…» — этот популярный стишок приписывают Агнии Барто.
Система «духовного управления» КПСС поразительно схожа со структурой РПЦ. В период брежневского «расцвета развитого социализма» (он же — «застой») съезды КПСС, с участием глав зарубежных компартий, напоминали Вселенские Соборы, Политбюро — Священный Синод, а Генеральный секретарь выступал в роли Патриарха. Вторыми по рангу в обкомах партии (Епархиях) были секретари по идеологии.
Прошу извинить за вольное использование конфессиональной терминологии — это сделано с единственной целью: показать, насколько глубоко в народную массу проникло влияние теократии. Ведь, это мало кто сегодня помнит, а большинство даже не застало. Хотя и после Сталина эта практика продолжалась по инерции вплоть до 80-х годов — она была основой идеологической системы СССР.
ЦАРСТВО МАТЕРИАЛИЗМА
Одновременно сталинизм нанес страшный удар по живой, внеконфессиональной Вере, превратив страну в сплошную стройплощадку и социальную пустыню с редкими культурными оазисами.
В условиях государственного социализма сталинского типа установился жесткий примат рабочего времени над свободным. И даже мизерное, свободное от общественного труда, время подчинялось производственно-идеологическому контролю со стороны общества и трудового коллектива. «Культпоходы», разного рода собрания коллективов и коммунистические субботники заполняли свободное от работы время.
Главной целью сталинских пятилеток было строительство и укрепление материальной базы советского строя, духовные же ценности производились для советских людей сугубо по остаточному принципу. Вернее сказать, это были даже не сами-по-себе ценности, а именно идеологические подпорки и «духовные скрепы», дополняющие урезанное материализмом мировоззрение на базе весьма аскетичного образа жизни большинства народа. А в годы войны и других потрясений жизнь многих и многих превращалась в борьбу за физическое выживание.
Новый Иерусалим, Воскресенский собор. 2017 (Новоиерусалимскийкомплекс построен по замыслу церковного реформатора Патриарха Никона (1605-1681). Трансформация подмосковной Истры – в Иордан)
Надо понимать, что прежние иерархи РПЦ, которые фактически сдали «революционерам-февралистам» последнего царя-помазанника, не могли пользоваться доверием нового «Отца». Однако, учитывая исторические традиции русского народа, призванного выполнить роль «старшего брата» в семье народов СССР, Сталин сохранил структуры РПЦ, хотя и в сильно урезанном виде — в качестве второстепенной «духовной скрепы». Что касается других конфессий (ислам, буддизм и др.), то они были сметены еще первой революционно-троцкистской волной террора и фактически ушли в подполье.
Как видим, практика идейно-религиозной реформации в советских условиях разительно отличалась от ордынского принципа равенства всех вероисповеданий и свободы выбора каждым народом свойственного ему образа жизни. Вместо этого возобладал теократический принцип: власть навязывает народу свою веру.
Как и сейчас: «деидеологизация» стала ответом на прежнюю идейную теократию, то есть обращена в прошлое. А настоящая реальность навязывает всем культ золотого тельца. Не ведают, что творят…
ИСПЫТАНИЕ ЖИВОЙ ВЕРЫ
Важно осознать и незримую сторону советского опыта религиозного реформаторства. Репрессии по отношению к верующим и служителям культа во все времена являлись испытанием Веры, и должны были научить народ различать одно от другого: живую Веру от религии как социального института в системе власти.
На этом историческом фоне ярким контрастом выступает сохранение единобожия в памяти и образе жизни народов страны. В том числе, того самого, которое неточно называют «традиционным исламом казанских татар».
Это убедительный пример того, что любая властная деспотия бессильна перед живой Верой. Опираясь на всю глубину исторической памяти в преемственности Тангрэ-Ходай-Алла, она и смогла выжить. Но выжила и сохранилась до наших дней не в виде замкнутой конфессии, общины единоверцев, которая в дореволюционный период спасала татар от гнета царской «тюрьмы народов».
Она сохранилась только в немногих верных сердцах и семьях, благодаря связке поколений и непрерванному наследованию духовных ценностей по цепочке: деды — сыновья — внуки. Вернее даже в большей степени — по материнской линии, то есть бабушек и матерей. Потому что, как всегда бывает в годы испытаний, в основном пострадало и выпало из родовой цепи отцовское-мужское начало. Утрата, дающая о себе знать и в наши дни…
И в последние годы, когда в просвете Дня Победы появился пришедший из-за Урала Бессмертный полк, стали появляться воспоминания о том, как русские «атеисты» перед предстоящим боем молились в дальнем окопчике вместе с правоверным узбеком, татарином, казахом… Потому что на грани жизни и смерти вдруг становится ясно, что одной идеологии и имени вождя маловато — нужна более крепкая сила, чтоб не пасть духом и спасти свою душу в смертельном бою…
Такие примеры и светлые образы теперь все чаще всплывают в памяти людей, исключительно редко публикуются, но оставляют надежду… Надежду в извечной цепи образов, хранимых не только в православии, но и других верованиях: Вера-Инану, Любовь-Мэхэббэт и Надежда-Эмет…
Каждый из таких примеров судеб верных людей и семей поистине потрясающий, и время еще поднимет в нужный момент эти алмазы из пыли и пепла. К этой теме, надеюсь, еще вернемся, потому что она учит различать подлинную веру и духовную историю народа от искусственных и лицемерных реконструкций. И только восстановление этих оборванных родовых, а затем и народных нитей и цепочек наследования поможет обрести духовный стержень, необходимый для преодоления накопившихся противоречий и налаживания лучшей жизни.
ИСКУССТВО РАЗЛИЧАТЬ В ЕДИНСТВЕ ЗНАНИЯ И ВЕРЫ
Но если не ограничиваться отдельными светлыми примерами, а обратиться к нынешнему состоянию массового сознания, то немногое, что осталось сейчас в так называемой духовной сфере — это ностальгия по прошлому.
Дело в том, что культура, которая в обычных условиях является воплощением и предметной опорой духовности, в наши дни сильно накренилась в сторону коммерции и живет по законам рынка. А в религиозной сфере накопились свои внутренние проблемы, поэтому имеющийся и частично восстановленный духовный потенциал…- дай Бог, чтобы его хватило на позитивную трансформацию этого социального института в новых условиях.
А те, кто еще помнит и ностальгирует по советскому прошлому, — пусть они попробуют различить в своей памяти то, что системно навязывалось с самого верха теократической пирамиды, от того, что внизу было живым общением живых людей, а не только «функционеров Системы». Жизнь пробивается через любую деспотию, пока люди сохраняют человечность отношений
Различить то и другое — это ключевая проблема нашего времени, связанная с разрывом поколений, о чем скажем ниже. Ведь, общество в целом и, наверное, каждый человек оказались сегодня в поистине гамлетовской ситуации: «Порвалась дней связующая нить…и как обрывки мне соединить?!»
Чтобы терпеливо и бережно соединить обрывки личной, родовой и народной памяти, надо уберечься от крайностей и найти срединный путь. Нельзя ни отвергать своего прошлого, в котором остались отцы, деды и прадеды, ни создавать себе кумира из отживших «мощей» прежней Системы, которые следует достойно похоронить в родной земле — и тоже для памяти.
Задача не просто трудная, но после долгих лет безвременья и смуты она кажется невыполнимой. И где же просвет? Трудность в том, что беспокойному массовому сознанию придется отказаться от привычного черно-белого восприятия прошлого и настоящего и овладеть искусством различать цвета. Тогда в многообразии цветов появится в просвете восприятия и искомый образ будущего.
То есть современный человек, родовое сознание которого прошло множество испытаний на прочность Знания и Веры, теперь вполне созрел для того, чтобы, наконец, собрать их в своем целостном восприятии жизни — соединить разум и сердце. Тогда и библейский образ «радуги Завета» становится конкретным и жизненно необходимым образом твоего собственного полноценного и многоцветного восприятия и приятия жизни, как она есть на самом деле…
Радуга над Караколем. Алтай, 2008
А продвинутому в хайтеках и изощренных информтехнологиях человеку-технократу должен быть понятен своевременный знак и хитрый намёк: с появлением и развитием мощи и скорости компъютерных сетей не стоит целиком отдаваться линейному пути «рацио», перегружая свой ум и мозг — конкуренция на этом поле уже проиграна.
Пришло время не соревноваться со своим ПК, подключаясь в локальную сеть с собственным «мозговым компьютером», а постепенно активировать другие точки и зоны своего организма, открывающие возможность для многообразия восприятия и продуктивного творчества. Что же касается «искусственного интеллекта», то лучше не дразнить чертей, пока не увидишь картину жизни и мира во всей полноте, а не только на плоском дисплее своего рассудочного ума.
Искусству различать жизнь в многообразии цветов и звуков учит «аль-Фуркан» — Книга Различения. Это одно из названий — в наши дни, может быть, самое актуальное — Книги Корана, завершающей единую линию Откровений. В ней и находится ключик к внеконфессиональной живой Вере, неразрывно соединенной со Знанием.
Ведь ислам — это не отдельная религия, о чем, к сожалению, забыли многие мусульмане. Ислам в единстве Знания-Веры был ниспослан, вслед за пророчеством Иисуса, и транслирован через пророка Мухаммада, чтобы исправить искажения и «опечатки», привнесенные людьми в Книгу писаний.
А главное — указать, что в единстве Знания и Веры «нет ни эллина, ни иудея», то есть верное единобожие внеконфессионально. И единое адамово племя разделено на языки, народы и конфессии лишь для того, чтобы испытать их на гордыню, стремление к обособленности и превосходству над другими. И надо уметь разглядеть и различить («аль-фуркан» — бифуркация) эту «каинову болезнь» современности, которая прячется под самыми благозвучными именами и словами-перевертышами…
Продолжение следует.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте также:
- Рустам Курчаков: «В эпоху перемен ключевую роль играет историческая память народа». Часть 1-я
- «О превратностях духовного наследования». Часть 2-я
- «На первый и скороспелый взгляд, видны только «вершки», разделяющие единый народ на нации». Часть 3-я
- «Стоишь со смущенным ликом пред внутренним светом ТАНгРА…» Часть 4-я
- Чингисхан и неприкаянное наследство Орды. Часть 5-я
- Иосиф Сталин – наследник Ленина, Чингисхана или Ивана Грозного? Часть 6-я
- «Два Иосифа. Казна и хозяйство». Часть 7-я
- «Кащеева система» номенклатурной бюрократии. Часть 8-я
- Неизжитое наследство: что взять с собой и от чего пора избавиться. Часть 9-я
- Разумеется, никакого 1000-летия Казани Сталин бы не допустил, да никто бы и не заикнулся…Часть 10-я
- Сталин как религиозный реформатор. Часть 11-я
Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online» Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.