Эпохальное событие для США, которое сделало пастора Мартина Лютера Кинга символом либеральной, несегрегационной Америки, вспоминает политолог Руслан Айсин. Он напоминает историю самых ярких лидеров черной Америки и их непростых взаимоотношений. Кинг, Хьюи Ньютон и Малкольм Икс, мусульманский проповедник и друг Мухаммеда Али — те, кто напомнил миру, что трагедия героев несет освобождение людям, которые скажут: «У меня есть мечта».
«ПРОТЕСТАНТИЗМ — ПРОСТРАНСТВО ДВУХПОЛЮСНОЕ, ПРЕДСТАВЛЕННОЕ ФУНДАМЕНТАЛИЗМОМ И ЛИБЕРАЛИЗМОМ»
55 лет назад, 28 августа 1963 года, США и остальной мир стали свидетелями самого известного антирасистского выступления в мировой истории. Возле мемориала Линкольна в Вашингтоне известный борец за гражданские права афроамериканцев, баптистский пастор Мартин Лютер Кинг обратился с речью, которая вошла в историю под названием «У меня есть мечта», к 200 тысячам собравшихся на площади его сторонников. Спич Кинга был признан лучшей речью XX века американским сообществом ораторского искусства. Американцы любят такое.
Считается, что это эпохальное событие в истории Соединенных Штатов. Пастор Кинг, как и писатель Стивен Кинг, стали символом либеральной, несегрегационной Америки. Но даже тот дискурс, который формулировал и пропагандировал Мартин Кинг, основывается на религиозном фундаменте. Кинг был пастором, его мировосприятие базировалось на христианских гуманистических ценностях. Но христианским же понятийным языком изъясняли свои идеи и его оппоненты. Эта парадоксальная двойственность характерна для американского бессознательного, которая пронизывает все человеческое и интеллектуально-духовное пространство Новой Атлантиды.
Как известно, в США преобладает протестантизм, представленный самым широким спектром сект и ответвлений. При этом протестантизм — пространство двухполюсное, представленное фундаментализмом и либерализмом. Без существенной поддержки одного из полюсов невозможно играть ведущую роль в американской политике. Мартин Кинг, бесспорно, талантливый и яркий оратор, смог тонко уловить эту особенность. Религиозный импульс борьбы за свои права, так как перед Богом равны все, придавал движению сакральную легитимность. За время своей религиозно-политической деятельности Мартин Кинг смог вырасти в фигуру международного масштаба. В 1964 году ему была присуждена Нобелевская премия мира, хотя тогда вряд ли кто-нибудь на полном серьезе мог предположить, что спустя 44 года чернокожий политик Барак Обама станет 44-м президентом США. А его преемником на этом посту — нынешний глава Белого дома Дональд Трамп, который придет к власти на волне белого расизма, поддержанного влиятельнейшими протестантскими общинами Средней Америки под лозунгом «Вернем штатам ее исконную идентичность».
Удивительно, но один и тот же протестантский дискурс выступает в роли взаимоисключающих социально-политических доктрин. Чего только стоит евангелист Хол Линдси, который считает, что в конце времен Россия атакует Израиль и случится глобальная ядерная война. При этом Линдси, человек крайне правых политических взглядов, имел влияние как среди республиканцев, так и среди демократов. В своей критике Обамы он дошел до того, что сравнил того с антихристом.
Мартин Кинг ратовал за мирный, ненасильственный характер борьбы, он был вдохновлен опытом Махатмы Ганди и отчасти претендовал на статус «американского Ганди», тот ведь тоже опирался в своем мессианстве на религиозные тезисы. Пацифизм тогда был сильно в моде, США бурлили против войны во Вьетнаме, хиппи входили в контркультурную моду, СССР трубил «о мире во всем мире». Но мир, даже такой, карнавально-хипповый, невозможен без войны, которая есть причина мира.
«ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ «ЧЕРНЫХ ПАНТЕР» БЫЛО ПАТРУЛИРОВАНИЕ СВОИХ РАЙОНОВ»
В 50–60-годы на улицах американских городов наблюдается всплеск насилия. И он большей частью связан с расовым противостоянием. Центральная власть активно разгоняет митинги и шествия чернокожих молодых людей, требующих к себе уважения. Противостояние по линии «власть–улица» имеет ярко выраженные черно-белые цвета. Это межрасовое противостояние: черный – значит, преступник априори, такая установка сидела в мозгах полицейских и политиков. В те годы бытовой и государственный расизм были нормой, активно реализуемой на практике. На этой волне в пику «мирному» чернокожему Мартину Кингу возникает политическое движение молодых чернокожих людей «Черные пантеры», которые по степени своего значения и влияния на общеамериканскую политику, масскультуру едва ли уступают культовому черному пастору.
Одним из ее основателей был Хьюи Ньютон, харизматичный и бойкий юноша, сын священника, опять-таки религиозный компонент в становлении темы борьбы за права. Ньютон своим острым умом, храбростью на опасных улицах, обостренным чувством справедливости снискал уважение у своих сверстников. Образование он получил, как говорят в таких случаях, в коридоре. Но при этом он активно занимался самосовершенствованием. Перелопатил греческих философов, Декарта. Естественно, в то время он не мог пройти мимо экзистенциалистов — Камю, Сартра и Кьеркегора, его восхищали политические идеи Мао Цзэдуна и Фиделя Кастро, был увлечен Лениным. Свою идеологическую нишу он определял как социалистическую.
Основной деятельностью «Черных пантер» было патрулирование своих районов. С оружием в руках они защищали кварталы не от бандитов, а от полицейских. Когда полиция останавливала чернокожего парня, рядом возникали крепкие ребята в традиционных для пантер кожаных куртках с оружием в руках. Они не препятствовали работе копов, но внимательно следили за законностью их действий. Это пугало и раздражало не привыкших к такой дерзости фараонов.
Политическая программа пантер, составленная интеллектуалом Ньютоном, состояла из десяти пунктов, часть из которых была вполне адекватной; другая же представляла собой утопические требования. К первым относились требования достойного образования, жилья, работы, ко вторым: отказ от несения черными военной службы, освобождение всех темнокожих из тюрем, денежная компенсация за годы рабства.
О деятельности движения и самом Ньютоне можно прочитать в книге «Революционное самоубийство», выпущенной издательством «Ультра.Культура». Книга названа так не случайно. Концепцию революционного самоубийства Ньютон разработал под воздействием работы Дюркгейма «Самоубийство», из которой он взял идею о том, что подавляющее большинство самоубийств обусловлено социальными, общественными, а не внутриличностными проблемами. Ньютон расценивает самоубийство как высшую форму сопротивления давлению реальности и среды. В то же самое время он подчеркивает, что большинство самоубийц совершает так называемое реакционное самоубийство, то есть те убивают себя, не в силах бороться с окружающей его действительностью, трудностями и лишениями.
Концепция революционного самоубийства является противоположной идее самоубийства в привычном смысле: она не имеет ничего общего с лишением себя жизни по причине слабости духа. Она есть высший акт принесения себя в жертву интересам и идеалам революции, и сам Ньютон был готов на эту жертву. В своей деятельности он не раз «пробовал себя на зубок»; не думая лез в пекло борьбы, понимая, что рано или поздно его убьют. Оь этом он говорил неоднократно, считая, что настоящий революционер умирает именно так — за свои идеалы! Но, к несчастью, умер он от бандитской пули, выпущенной членом темнокожей организации, чьим основателем был выходец из «Черных пантер»...
«ТРИ ЧЕРНЫХ ЛИДЕРА, ИЗМЕНИВШИХ СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ»
Напряжение между сторонами росло, и рано или поздно оно должно было вылиться во что-то серьезное. В открытое противостояние с полицией «пантеры» вступили на годовщине смерти Малькольма Икса в феврале 1965 года, где они обеспечивали охрану его вдове. Тогда полицейские, разгонявшие митинг, оказались под прицелом дробовиков и отступили. Но только лишь для того, чтобы ответить жестко. Ньютон был арестован по обвинению в убийстве офицера Джона Фрея, которое доказать не удалось, но следствие длилось больше двух лет. В это же время был убит Мартин Кинг, к «пантерам» формально отношения не имевший, но его смерть привела к новым стычкам с властями. На улицах все чаще проливалась гражданская кровь.
Тогдашний глава ФБР Эдгар Гувер заявил, что «пантеры» представляют собой самую серьезную угрозу внутренней безопасности страны. В период c 1968–1970 годов полиция нападает на офисы «Черных пантер», чья численность достигала тогда десяти тысяч человек. За два года в тюрьмы были брошены около полутысячи «пантер», а потери с обеих сторон исчислялись десятками.
Упомянутый выше Икс, тоже сын баптистского священника, был еще одним важным лидером черного движения за свободу, но уже с мусульманским содержанием. Это был блестящий оратор, интеллектуал; неистовый жизненный мотор ревел в его груди. Начинал он как черный расист, но затем в тюрьме стал мусульманином и примкнул к движению «Нация ислама», где вскоре стал безусловным лидером. «Нация Ислама», основанная эксцентричным Валласом Фардом, объявившим себя мусульманским мессией — Махди, в 50–60 годах была значительной организованной силой. Но ислам у «нации» был специфический, с нарушением всех норм мусульманской ортодоксии, с расистским душком. Сам Икс называл себя не иначе как черным мусульманином. «Христос был чернокожим, Адам был чернокожим», — говорил он. Под его религиозный и политический призыв шли люди, в числе которых был и известный боксер Кассиус Клей, взявший после принятия ислама имя Мухаммед Али.
Но «черный ислам» Малькольма длился не долго. В 1964 году он едет в турне по Африке и совершает хадж, после чего отказывается от всех своих еретических, расистских высказываний и идей. «Обновленный» Икс устанавливает связи с Мартином Лютером, с которым до этого враждовал по причине того, что не хотел интеграции черных в белое общество и критиковал всех интегристов. Он предложил дружбу и союз Мартину Кингу, несмотря на религиозные расхождения, установил контакты со всеми черными лидерами и организациями, составляющими движение борьбы за гражданские права.
Проект афроамериканского союза, проработанного Малкольмом, мог кардинально изменить политический ландшафт черной Америки. А это сулило проблемы для власть имущих, которые испытывали и без того внушительное давление улицы, цветных активистов и пацифистской общественности. И он был готов к тому, что его могут убить, как застрелили президента США Джона Кеннеди, а впоследствии и Мартина Кинга. Он сказал жене, что его смерть станет результатом сговора между правительством, ФБР и «Нацией ислама». Последняя тогда активно работала под крышей спецслужб.
Вообще, в смерти их всех, как считают серьезные исследователи, неизменно приложило руку всесильное ФБР, ведомое директором агентства Джоном Эдгаром Гувером.
Мартин Лютер Кинг, баптистский священник, Хьюи Ньютон, левый интеллектуал и уличный боец, Малкольм Икс, мусульманский проповедник и друг Али — три черных лидера, изменивших Соединенные Штаты и напомнивших всему миру, что трагедия героев несет освобождение людям, чтобы они могли сказать: «У меня есть мечта...»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.