Ильдус Янышев Ильдус Янышев размышляет о верховенстве закона, о морали, этике, о роли невероятного количества приходов в Америке

«ЧЕМ ВЫШЕ ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА, ТЕМ ВЫШЕ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА»

Недавно в «БИЗНЕС Online» была публикация о том, что Россия в мировом рейтинге верховенства права занимает далеко не почетное 89-е место из 113. Прочитав эту новость, я решил поразмышлять о верховенстве закона. Почему важно об этом говорить? Совершенно очевидно, что чем выше верховенство закона (уровень правовой культуры), тем выше уровень жизни для большинства, – не для узкого круга, а именно для большинства населения страны. В связи с этим мне очень нравится определение этики, которое дал американский биолог Гаррет Хардин: «Этика – это наука о способах распределять ресурсы». Можно просто провести корреляцию в этом рейтинге между уровнем жизни и уровнем верховенства закона. И основой всего этого, конечно же, является наличие высокой морали в обществе. Мораль как основа нормотворчества формируется, регулируется и функционирует в таком обществе.

Я на этом рос, воспитывался, фактически и моя профессиональная деятельность была посвящена тому, чтобы право и порядок царили, доминировали на тех объектах, которые обслуживала наша компания. Но, как видим, прошло уже более 26 лет, как коммунистическая мораль, система права поменялась на другую (мы зовем ее рыночной), а ситуация кардинально не улучшилась.

Существует классическая теория о том, что жизнь человека во многом регулируется на первичном уровне. Это вначале инстинкты, потом рефлексы, потом традиции – и уже право. Далее идут более высокие регуляторы – это мораль, вера и разум. Поэтому я считаю, что верховенство права наступит тогда, когда в обществе будет высокая вера, и как минимум мораль, которая явится хорошей основой для правового регулирования всей общественной, экономической, политической жизни общества. Дай нам бог дожить до этих времен...

«В США СЛОЖИЛСЯ РЫНОК ДУХОВНЫХ УСЛУГ»

Относительно морали у меня есть интересные заметки. В последнее время я езжу по США на велосипеде, поэтому могу в качестве иллюстрации сказать о том, как функционирует и регулируется моральная система в Америке. Конечно, мы смотрим много фильмов, новостных телепередач и прочих «информационных продуктов», которые формируют наши представления о США. Но есть мои личные представления и наблюдения, которые я получил в результате вот уже многомесячного велопохода и непосредственного восприятия этой страны через общение, наблюдения и участия в некоторых процессах.

В США моя экспедиция на велосипеде идет по основным штатам – Нью Йорк, Нью Джерси, Северная Каролина, Флорида, Алабама, Луизиана, скоро будет Техас... И что я заметил? В США огромное количество различного рода религиозных учреждений. Они все разные, они по-разному называются, они соседствуют друг с другом буквально стена к стене... И у меня такое впечатление, что в США, как в стране с высокоразвитой рыночной экономикой, сложился рынок «духовных услуг». Церкви здесь существуют благодаря пожертвованиям своих прихожан. Проповеди или просто встречи с гражданами происходят несколько иначе, чем у нас. У граждан очень популярны просмотры по телевизору различных шоу на духовные темы, эти передачи собирают миллионные аудитории.

Я, как велотурист, был приглашен одной из церквей на ночлег – она предоставляет ночлег всем, независимо от вероисповедания, культуры, страны происхождения, возраста. И креативный директор этой церкви решил открыть приют для велотуристов. Он мне рассказал, что бюджет у этой, в общем-то, небольшой методической церкви баптистов составляет два с половиной миллиона долларов в год. Количество прихожан, которые платят, – около трех тысяч. Я спросил: «А как люди платят?» Он ответил, что по-разному, но в среднем существует некая моральная норма, что платеж должен быть около 10 процентов от дохода человека. То есть та самая библейская десятина, которая в Америке стала общественной нормой и позволяет существовать тысячам, невообразимому количеству различного рода приходов.

Эти приходы очень своеобразные. Это не просто место, куда люди приходят, чтобы помолиться или исповедоваться. По сути, эти приходы стали центром социальной жизни, социальной опеки. При многих церквях я вижу так называемые family life centre – центры семейной жизни. Здесь дети и их родители получают социальные услуги по типу психологических тренингов, вне всякого религиозного контекста – они могут быть посвящены лидерству, здоровому питанию, воспитанию детей, решению конфликтов в семье... Множество различных тем. И церкви с этим хорошо справляются – не на традиционной религиозной основе. Приглашают спикеров, коучей, не связанных с какой-либо религией, и те говорят о моральности и формируют ту самую мораль общества.

Существование огромного количества приходов (а их надо как-то содержать, отапливать, платить заработную плату) свидетельствует о том, что их хорошо посещают, ведь финансируются они за счет именно частных пожертвований. Государство в этом не участвует стопроцентно, потому что ему просто невозможно было бы содержать такое огромное количество церквей, даже такой богатой стране, как США. И эта конкуренция, видимо, формирует то самое качество, рынок услуг, когда люди голосуют своим долларом и своим временем, идут туда, где им интересно, где им полезно...

«В АМЕРИКЕ НЕ ДАЙ БОГ ПОПАСТЬ В ИНФОРМАЦИОННУЮ БАЗУ ЗА КАКОЕ-ЛИБО ПРАВОНАРУШЕНИЕ»

Я разговаривал и с местными жителями, и с российскими эмигрантами об уровне моральности в США. И в целом они говорят, что люди в Америке действительно менее криминализированы. В многонациональном американском обществе есть глубокое чувство патриотизма – национальный флаг страны можно увидеть возле добротных жилых домов, а можно увидеть и у бездомных, которые толкают перед собой коляску со скарбом, над которым развивается маленький флажок. Можно увидеть на улицах огромные полотнища флага страны. Американцы гордятся своими традициями, государственными символами. Они могут ругать правителей, но свою страну – никогда. И каждый американец уверен в том, что его государство не обманет и не оставит в беде, и это правда. Поэтому считается большим грехом обмануть государство – это значит, ты пытался обмануть своих сограждан...

В тех случаях, когда право и мораль не срабатывают, срабатывает государство – в виде хорошо функционирующей системы информационного учета. В США не дай бог попасть в информационную базу за какое-либо правонарушение, особенно связанное с налогами или преступлением, за которое предусмотрено наказание. Такая информация становится доступной и работодателям, и страховым компаниям, и пенсионным фондам, и многим другим структурам. В результате твоя жизнь оказывается уже не такой комфортной. Поэтому люди здесь – если не по моральным соображениям, то по чисто практическим, под давлением информационных технологий – стараются соблюдать закон. И это тоже поддерживается всем верховенством закона.  

В формировании высокой правовой и этической культуры населения играет немалую роль, на мой взгляд, и избирательная система. На протяжении более 3 тысяч километров по этой стране я видел на дорогах избирательные плакаты, свидетельствующие о том, что практически во всех штатах избирают в муниципальных образованиях не только депутатов, но и судей, шерифов, руководителей отделов образования, налоговых инспекций и даже прокуроров. Не знаю, как при этом обеспечивается единообразие в применении законов, но это так.

Да, США пока еще не на самом высоком месте в рейтинге  стран мира по индексу верховенства закона за 2017 год – страна занимает 19-е место. Уже неплохо для такой большой страны, где очень много эмигрантов и людей с низкими доходами. Система как-то справляется. Конечно, легче наладить верховенство закона в небольших государствах, таких как Голландия или Дания, где все прозрачно, где легко найти любого человека, где правонарушителю тяжело укрыться не только от государственного надзора, но и от человеческих оценок, от так называемого морального общественного регулятора.

Эти заметки я пишу не для того, что бы в очередной раз порассуждать на тему «как там у них хорошо, а у нас плохо». В США много своих проблем, а нам есть тоже чем гордиться. Есть объективные процессы, которые приходят на помощь в качестве «моральных регуляторов» общества: блокчейн, big data, «умные вещи», электронный учет всего и вся. Я верю в то, что информационные технологии и в России начнут работать в ближайшем будущем и в этом направлении. Уже сейчас невозможно представить себе жизнь без оставления следов в информационном поле. Мы что-то покупаем, мы что-то продаем, мы где-то путешествуем, мы берем кредиты, мы публикуемся, о нас кто-то пишет – и этот процесс никому не остановить. Следы эти уже становятся вечными. Китай уже вовсю тестирует такие системы «определения благонадежности граждан». В России эти процессы начали формироваться в банковском сообществе. При их интеграции с базами данных налоговой, Росреестра, ГИБДД и других источников может быть создан принципиально новый информационный продукт. И вопрос всего лишь в том, как их обработать и сделать доступ к ним тем, кто может принимать какие-либо значимые решения: предположим, при выдвижении на руководящие посты, в депутаты, при выдаче кредита, при поступлении на должности, требующие высоких моральных качеств... Мораль в России обязательно сформируется благодаря этим информационным технологиям. Быть честным станет быть не просто выгодным, а необходимым.

Ильдус Янышев

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции