Тимур Нагуманов (в центре) рассказал, что за 2013 год поступило 76 обращение предпринимателей в устной форме, а 125 — в письменной. Устно просят в основном деньги, а вот письменно формулируют уже серьезные проблемы

«ЗОЛОТАЯ ТРОЙКА» ПРОБЛЕМ БИЗНЕСА

Сегодня бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов, назначенный на этот вновь созданный пост в январе минувшего года, впервые отчитался перед депутатами Госсовета о проделанной работе. По его словам, за прошлый год поступило 201 обращение предпринимателей на самые разные темы, из которых 76 в устной форме, а 125 — в письменной. Устно бизнесмены просят в основном помочь деньгами, а вот письменно формулируют уже более серьезные проблемы.

Уголовного преследования касались 15 обращений, как минимум по одному из которых бизнес-омбудсмену удалось добиться прекращения дела в отношении предпринимателя. Тут Нагуманов особо поблагодарил прокуратуру Татарстана — именно с этим ведомством было заключено самое первое соглашение вновь созданного института уполномоченного по защите прав бизнеса. В итоге с февраля 2013 года в прокуратуру было направлено 13 материалов по жалобам предпринимателей, по одному из которых отменено решение об отказе в возбуждении уголовного дела и предприняты другие шаги.

Тем временем самыми проблемными с точки зрения количества и содержания обращений предпринимателей к бизнес-омбудсмену оказались три сферы. Первая: земельные и имущественные отношения, на вопросы регулирования которых бизнесмены жалуются больше всего (более четверти всех обращений Нагуманову). Второе место (16 обращений) занимает проведение проверок различными ведомствами. А на третьем месте — сельское хозяйство (13 обращений). Фермеры жалуются бизнес-омбудсмену на многочисленные нарушения сроков доведения субсидий и на сложность выделения земельных участков. При этом каждое обращение по-своему уникально, подчеркнул Нагуманов, добавив, что жалобы на споры между двумя и более хозяйствующими субъектами уполномоченный не рассматривает, концентрируясь на нарушении прав предпринимателей при их общении с госорганами.

УСЛОВИЯ В ЦЕЛОМ БЛАГОПРИЯТНЫЕ, НО...

Впрочем, работа с обращениями предпринимателей — лишь одно из двух больших направлений работы института уполномоченного. Второе направление — выявление системных проблем. К примеру, аппарат уполномоченного совместно с экспертами провел оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в Татарстане. «Условия в целом оцениваются как благоприятные, — поспешил успокоить Нагуманов. — Но сдерживающий фактор — высокий уровень бюрократической нагрузки. Получение земельного участка, получение разрешений на строительство, ввод объекта, подключение к сетям. Они остаются продолжительными и затратными».

Еще одна большая проблема — доступ к финансированию. Предприниматели отмечают сложность предоставления документов, они вынуждены приносить кипы заявок, поскольку по каждой программе поддержки подразумевается свой пакет документов, основную часть которого составляют справки и выписки.

Кроме того, общеизвестными проблемами являются налоговая нагрузка и контрольные мероприятия органов власти. По словам Нагуманова, 47 из 120 письменных обращений (почти 40%) поданы на действия или бездействие органов местного самоуправления.

— Подводя итоги, можно сказать, что 2013 год стал этапом становления для института уполномоченного. В 2014 году планируется продолжить работу с обращениями. Только за первый квартал поступило более 40 письменных обращений от предпринимателей. Они сейчас в работе, — подытожил Нагуманов.

Артем Прокофьев
Артем Прокофьев: «Когда создавался институт [бизнес-омбудсмена], было много вопросов, где его ниша. Сегодня отчет и доклад служат ответом»

«КОГДА СОЗДАВАЛСЯ ИНСТИТУТ, БЫЛО МНОГО ВОПРОСОВ, ГДЕ ЕГО НИША...»

Выслушав доклад бизнес-омбудсмена, депутаты задали ему ряд вопросов. Депутаты, формулируя вопросы, честно признавались, что при голосовании год назад за учреждение должности бизнес-омбудсмена и назначение Нагуманова на этот пост сомневались в их целесообразности. Но, выслушав доклад, поняли, что институт бизнес-омбудсмена работает и приносит некую пользу. «Когда создавался институт, было много вопросов, где его ниша. Сегодня ваш отчет и доклад служат ответом. Как вы сегодня видите ту область, нишу института уполномоченного и перспективы?» — спросил представитель фракции КПРФ Артем Прокофьев.

По словам Нагуманова, нишу он нашел достаточно быстро. «Мы поняли свою уникальность и отличие. Нашей основной и, по сути, единственной задачей является защита прав предпринимателей. Мы ориентированы только на защиту бизнеса, и это то, с чем мы приходим с утра на работу и с чем вечером дома ложимся спать. У прокуратуры есть дилемма между интересами общества, государства и бизнеса, когда им надо решать, на чью встать сторону. У нас же такой дилеммы нет», — ответил Нагуманов.

Сооснователь и совладелец «Эссен продакшн АГ» Вадим Махеев спросил у Нагуманова, есть ли смысл, спустя год с момента учреждения института бизнес-омбудсмена, вносить изменения в закон. «Есть некоторые вопросы, которые мы хотели бы изменить, — признался Нагуманов. — Есть сложности в работе с уголовными обращениями, так как уполномоченный не имеет права знакомиться с материалами следствия и решениями по уголовным делам. Также есть вопросы, связанные с тем, что нам позволено направлять заключения в отношении органов власти, но данные заключения носят рекомендательный характер. Не установлен законом даже срок ответа на эти заключения. Хотя можно было бы усилить их роль в качестве инструмента медиации, досудебного решения споров».

Отвечая на вопрос об общественных приемных бизнес-омбудсмена, Нагуманов рассказал, что в самое ближайшее время (вопрос двух недель) откроются две полноценные приемные в Казани и Набережных Челнах — в дополнение к тем пунктам, которые уже действуют на базе районных отделений центра поддержки предпринимательства.

Вадим Махеев
Вадим Махеев (справа) спросил у Нагуманова, есть ли смысл, спустя год с момента учреждения института бизнес-омбудсмена, вносить изменения в закон

«МЫ ВАС ЗА ГОД НИ РАЗУ НЕ ВИДЕЛИ НА ЗАСЕДАНИЯХ ГОССОВЕТА»

Зампред комитета по экономике Госсовета РТ Марат Хайруллин посоветовал Нагуманову собирать вокруг себя многочисленные организации по поддержке предпринимательства, сделав их основным своим активом.

—Мы с вами часто встречаемся на мероприятиях этих организаций. Но не они вас должны приглашать туда, а вы должны их приглашать на свои мероприятия. Они должны вокруг вас собраться. У вас главный политический ресурс, что вы при президенте. Все это прекрасно понимают, — сказал Хайруллин.

— В Сингапуре тоже были проблемы защиты прав предпринимателей. Ли Куан Ю по профессии адвокат, сделал главный шаг — он отправил в отставку всех старых судей, нанял новых молодых судей, создал независимый суд, который стал главным инструментом в защите прав предпринимателей, — рассказал Хайруллин, добавив, что роль бизнес-омбудсмена не аналитическая, а правозащитная, причем в статусе чиновника.

Кроме того, Хайруллин пригласил Нагуманова посещать заседания Госсовета: «Ждем от вас законотворческой деятельности. Мы вас за год ни разу не видели на заседаниях Госсовета». А спикер Госсовета Фарид Мухаметшин добавил, что молодой бизнес-омбудсмен, судя по докладу, доказал свою полезность малому бизнесу РТ.

— Это первый отчет перед депутатским корпусом, первый доклад. Но те сомнения, которые были у депутатов, нужен этот институт или не нужен, как будет он работать, постепенно развеиваются. Институт набирает ход, набирает практику, — подытожил он.

«БЫЛ СЛУЧАЙ, КОГДА ЕГО ПРОСЬБЫ БЫЛИ ПРОСТО ПРОИГНОРИРОВАНЫ»

Итоги работы бизнес-омбудсмена в Татарстане газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Танзиля Сариева — предприниматель из технополиса «Новая Тура»:

— Я непосредственно сталкивалась с его работой и могу сказать, что Нагуманов Тимур еще «сыроват», не может отстаивать свою позицию. Был случай по «Новой Туре», когда он не смог добиться предоставления необходимой документации. Его просьбы были просто проигнорированы. Тут многое можно списать на молодость и отсутствие опыта. Однако в то же время могу подчеркнуть, что потенциал там есть. Он очень умный, энергичный, просто ему необходимо больше практики.

Но больше обращаться с какими-либо вопросами я не буду, потому что помощи как таковой я от него не вижу. Что касается пожеланий, то в Казани необходимо создать какой-то координационный совет, поддерживающий деятельность предпринимателей. Казань — очень большой город, и у предпринимателей очень много проблем, и такое объединение Казани необходимо. Как вариант, его бы мог возглавить как раз Тимур Нагуманов, чтобы он тоже был вовлечен в эту работу. Понимаете, сейчас практически не ведется никакой работы с нашими представителями, нам даже не откуда узнавать какую-то новую информацию, хотелось бы кардинальных перемен в этой сфере.

Ильнара Лихачева — член Общественной палаты РТ:

— В Указе "Об уполномоченном при Президенте РТ по защите прав предпринимателей" обозначен широкий перечень полномочий омбудсмена. Прежде всего, это взаимодействие с представителями бизнеса, рассмотрение жалоб и направление рекомендаций по восстановлению их прав и интересов. За прошедший год, Тимур Нагуманов вошел в пятерку лучших обмудсменов.

Мы неоднократно пересекались на различных деловых мероприятиях и, прежде всего, на заседаниях Общественной палаты. Сфера деятельности у бизнес-омбудсмена не простая. Приходится одновременно разбираться во многих проблемных вопросах и отвечать на поставленные задачи. Могу сказать, что Тимур оказывает посильное содействие и не прячется за пустыми обещаниями.

Денис Нитенко — совладелец ночных клубов Opera, Bubble Gum и «Батыр» (Набережные Челны):

— Совсем недавно мы обращались к уполномоченному по поводу административных препятствий в выделении земель. В это сфере существует очень много проблем, которые очень тормозят развитие малого и среднего бизнеса. Ответ пока еще не был получен, но и запрос был отправлен не так давно.

В принципе активность Тимура Нагуманова видна. Видно, что он решает вопросы, встречается с предпринимателями. Что касается проблем, то в Татарстане еще не решена проблема доступа к инфраструктуре: подключению к электроэнергии, другим сетям. А вообще поле сферы деятельности очень обширное, пока еще малый и средний бизнес прибывает в некоем загоне. И процент, который занимает малый и средний бизнес в общем валовом продукте, говорит сам за себя. Он очень низкий, и мы очень сильно отстаем в этом вопросе от развитых стран. Поэтому в Татарстане есть над чем работать.

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

— Судя по тому, что я читаю в Twitter, судя по ситуации в Татарстане в целом, я думаю, что результаты работы Нагуманова неплохие: видна его активная деятельность, активные встречи.

У меня у самого был вопрос, касающийся паркинга и вывесок, но я выходил напрямую на Ивана Кузнецова — заместителя руководителя исполкома Казани, потому что эта проблема имела прямое отношение именно к нему. Но я думаю, что если бы с этими вопросами обратился к Тимуру Нагуманову, то, зная его те же дружеские отношения с Песошиным, уверен, что также получил бы квалифицированную помощь. Сейчас нужно отдать должное, наш президент Рустам Нургалиевич привлек к работе очень много молодых, прогрессивных кадров, которые открыты к любым контактам. Когда есть такие кадры, и самому омбудсмену работается легче.