Владимир Попов увлекся каллиграфией в 70 лет

«ДЛЯ МЕНЯ ВАЖЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»

Владимиру Попову 90 лет. Правда, возраст у этого темпераментного и увлеченного человека как-то не ощущается. Он рассказывает, что прошел всю войну, потом еще два года служил в Германии. После войны серьезно занялся живописью. В 1959 году на днях культуры ТАССР в Москве среди тысяч работ татарстанских художников были выделены именно его. Позже он одним из первых в Казани отдал дань станковой живописи, занимался графикой. В 70 лет неожиданно увлекся каллиграфией.

«Искусство каллиграфии сложное, в нем много канонов и традиций, но Владимир Попов справляется блестяще, его почерк узнаваем, — комментирует выставку Попова его коллега, кандидат искусствоведения, каллиграф Рустам Шамсутов. — Возможно, его тугры не каноничны, но в них есть энергетика и психологические портреты». Тугра — это квинтэссенция имени и фамилии, если к этим паспортным данным приложится еще и психологический портрет героя — это уже высший пилотаж. «Для меня тугра — не просто имя, мне важен психологический портрет, — говорит Попов. — Я увлекся каллиграфией совершенно неожиданно, в этом была некая доля авантюризма, наверное, во мне есть что-то от Остапа Бендера».

«ПУТИН — НАШ РУЛЕВОЙ»

На выставке можно видеть циклы прекрасных шамаилей, но зрители все-таки подольше останавливаются у стенда, где экспонируются тугры. Здесь есть тугры Ангелы Меркель и Франсуа Оланда, Рустама Минниханова и Минтимера Шаймиева и даже... самого Аллаха.

В центре тугры Владимира Путина — компас и руль. «Путин — наш рулевой, он рулит страной от Черного моря до Тихого океана, поэтому в центре тугры как бы зашифрован его характер, я передаю его через руль и компас», — поясняет Попов. Он оговаривается, что не все действия Путина ему нравятся, но за многое он президенту благодарен, в том числе за возвращение Крыма. Тугра Барака Обамы — круг в окружении звездочек. Это взятые им под крыло американские штаты. Попов напоминает, что Обама — первый афроамериканец, ставший президентом США, значит, он исключение из правил, само его избрание — это движение к прогрессу. А вот тугра татарстанского президента Минниханова вся словно в движении, в центре ее нечто вихреобразное, стремящееся ввысь, так Попов, кажется, весьма точно уловил характер главы нашей республики.

Самая неожиданная тугра... Аллаха. Она проста и сложна одновременно. Из точки, из ничего словно рождается вихрь, который захватывает вселенную.

«Союзы художников России и Татарстана выдвинули в этом году на соискание Государственной премии республики имени Тукая Владимира Попова, это не случайно, ведь он, пожалуй, один из самых известных каллиграфов России», — прокомментировал для «БИЗНЕС Online» выставку Попова художник Виктор Аршинов.

ВЫСТАВКА В... ДОРОЖНОЙ СУМКЕ

Попов говорит, что последние годы он в исламе, но уважает все религии и верит в единого Бога. Он с равным уважением ведет себя в церкви, в мечети и в синагоге. Его выставки давно знают и активно посещают во многих странах, исповедующих ислам. Экспозиции тугр и шамаилей Попова видели в Иране, Турции, Марокко, Ливане, Сирии, Египте, Иордании, Тунисе. Японское телевидение сняло о нем фильм, поводом стала «поющая тугра» Путина — ее художник создавал вместе с КБ «Прометей». Тугры на выставках — это вообще крючок, на который «цепляется» зритель, многим интересно увидеть психологический портрет-символ известного политика.

Перевозить экспозиции Попову просто — в сумку можно положить до 200 гравюр. И каждая его выставка за границей начинается с рассказа о созданных туграх, а завершается рассказом о Татарстане, по сути, презентаций нашей республики.