Владислав Гаврилов
Владислав Гаврилов

СЛЕДУЮЩИЙ ГОСТЬ — ПАРАЗИТ

Открывая заседание, председатель комиссии Владислав Гаврилов сообщил, что работа специальной депутатской группы, созданной еще на заре разгорающегося скандала, связанного с УЖК «Ключевое» и ее гендиректором Анной Сацук, отныне будет проводиться в рамках возглавляемой им профильной комиссии горсовета. На следующее заседание этой группы «гостем» приглашен директор челнинского ООО «Городской расчетный центр» (ГРЦ) Владимир Фадеев. К слову, в течение вчерашнего заседания название этой компании еще не раз звучало из уст депутатов и всякий раз в неодобрительном ключе. В частности, коммунист Ильдус Камалов даже назвал ГРЦ «паразитирующим органом» системы ЖКХ и «лишним звеном», без которого управляющие компании (УК) и энергоснабжающие организации сами могли бы разобраться, кто кому и сколько должен.

Однако изложим ход событий по порядку. Вначале слово взяла заместитель начальника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения исполкома города Эльвира Альменеева. В своем докладе она привела тяжелую для восприятия, но необходимую для понимания ситуации статистику. В рамках программы капремонта за прошлый год в автограде отремонтировали 166 домов на 1 млрд. 231 млн. рублей. Из них на средства федерального бюджета приходится 44,5 млн. рублей, республиканского — 294 млн., городского — 267 млн., население оплатило 625 млн. рублей. По статье «текущий ремонт» жителями было оплачено работ на 710,2 млн. рублей, что на 12% больше, чем годом ранее.

В 2013-м по услугам управления жилым фондом управляющими копаниями было начислено 263 млн. рублей, из которых оплачено 260,3 миллиона. Долг населения за ЖКУ на 1 января 2014 года составил 578,2 млн. рублей (рост за год — 2,8%). В план первоочередных мероприятий на 2014-й входит 100-процентная установка общедомовых приборов учета, перевод водоснабжения на закрытую систему, ежемесячный анализ финансово-хозяйственной деятельности УК. Кроме того, планируется утвердить новый единый типовой договор, который устранит проблемы между собственниками и УК в части средств, поступающих от рекламы, аренды и так далее. Программа капремонта на 2014 год сформирована на 141 многоквартирный дом, объем финансирования — 1,2 млрд. рублей.

Жилищный фонд города насчитывает более 9,5 млн. кв. м, деятельность по управлению и содержанию домов осуществляют 16 УК и 62 ТСЖ. Для выполнения задач по обеспечению населения ЖКУ заключены договоры с 43 подрядными организациями.

Анна Сацук
Анна Сацук

«ДОЛГО ЕЩЕ УПРАВЛЯЮЩИМ КОМПАНИЯМ БЫТЬ ПРОСЛОЙКОЙ?»

Настала очередь депутатов, и тут выяснилось, что проблемы сферы ЖКХ волнуют не только народ, но и слуг народа. Депутат Сергей Еретнов рассказал, что недавно вместе с руководителем исполкома города Фархадом Латыповым присутствовал на общем собрании жильцов дома 3/01. Напомним, что исполком Набережных Челнов подал в суд на жителей данного дома, желающих перейти на обслуживание к скандально известной Сацук. По итогам заочного голосования жильцов большинство выступило за смену УК, то есть «УО «Челныстройремонт» на УЖК «Ключевое». Однако муниципалитет требует отменить результаты, ссылаясь на то, что исполком также... собственник квартир в этом доме (29 квартир, кстати), но не принимал участия в голосовании.

«Всплыли очень интересные факты, которые подтвердил и исполком в лице господина Латыпова, — сказал Еретнов. — Из 47 миллионов рублей, потраченных на ремонт 3/01, примерно половина — федеральные деньги. Ремонт был сделан некачественно, жители подали в суд, выиграли его. Но фирма-подрядчик, которая этим занималась, ликвидировалась, а в УК денег на доработку нет. Мы имеем много претензий к «Челныстройремонту», но в данной ситуации я бы их защитил. Потому что УК сама подрядчика не выбирает, ей это диктуется из исполкома. Деньгами она тоже не распоряжается. Как УК заставить подрядчика работать? Получается, что исполком раздает деньги неизвестно кому, эта фирма выполняет ремонт домов — качественно или нет, неважно, — и ликвидируется. А исполком здесь, получается, как будто не при делах».

В качестве решения проблемы Еретнов предложил не проводить конкурсов на капремонт (и вообще каких-либо конкурсов) без присутствия депутатов. Следующий «камень» в огород чиновников бросила депутат Ольга Тарнаева: «У меня вопрос к представителям исполкома. Для чего УК вошли в СРО? Там ведь огромный взнос и должны быть гарантии на случай, если подрядчик обанкротится. Почему они не работают?»

 Исполком Набережных Челнов подал в судна жителей дома 3/01, желающих перейти на обслуживание в УЖК «Ключевое»
Исполком Набережных Челнов подал в суд на жителей дома 3/01, желающих перейти на обслуживание в УЖК «Ключевое»

Депутат горсовета Сергей Ямашев поинтересовался, подошел ли город к той черте, за которой средства, собранные с жильцов каждого дома, могут только на этот дом и тратиться. «Когда мы начинали формировать программу ремонта жилых домов, решили, что сначала выведем весь жилой фонд на какой-то определенный уровень, используя большие федеральные и республиканские средства, а уже потом начнем считать на каждый дом отдельно, — сказал Ямашев. — С тех пор прошло 10 лет. Скажите, можем ли мы теперь рассчитывать средства на каждый дом? Если нет, то когда сможем? Мы, видимо, так и будем продолжать ремонтировать то, что когда-то не отремонтировали, а потом возьмемся за новые дома, которые к тому времени уже станут старыми?!»

Его поддержал депутат Михаил Золотухин, отметив, что механизм расходования денег на капремонт до конца не отработан: «Денежные средства, которые сегодня формируются на капремонт, должны резервироваться на каждом доме и по регламенту быть истраченными. Мы же их опять собираем в кучу! Понятно, что новым домам эти средства не нужны, а если их просто положить в банк, то они вроде как обесценятся. Если уж глобально и по серьезному смотреть на эти вещи, нужно садиться и делать какие-то предложения на уровне федерального законодательства».

Золотухин без стеснения признался, что, несмотря на продолжительную работу с УК, так и не смог разобраться, как эта система вообще устроена: «Что это за сфера деятельности, которая, с одной стороны, называется бизнесом, а с другой, имеет дело с бесконечными непокрываемыми долгами? УК — это юридические лица, стандартные коммерческие структуры. Эти организации должны получать прибыль. Такая компания приходит к населению и по большому счету встает между этим населением и энергетическими компаниями в качестве прослойки, чтобы собирать деньги с одних и отдать другим. С одной оговоркой: УК платит в любом случае. Неважно, собрала она средства с людей или нет, это никого не волнует!»

Депутаты еще долго рассуждали о том, как исполком, депутаты, горожане могут влиять на коммерческую структуру, поставленную в заведомо проигрышные условия. Их вопросам, казалось, не было конца и края. Только вот ответов не последовало. В отсутствие своего шефа Альменеева предпочла просто записать вопросы депутатов, чтобы ответить на них позже.

Сергей Ямашев (слева) и Михаил Золотухин (в центре)
Сергей Ямашев (слева) и Михаил Золотухин (в центре)

«УК ПЛАТЯТ НЕ ИЗ СВОЕГО КАРМАНА»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», разошлись во мнениях насчет того, сколько еще выдержат УК в финансовом плане при существующих правилах игры, но в то же время заметили, что гораздо эффективнее было бы иметь прямые договоры жильцов с поставщиками ресурсов.

Михаил Застела — член Общественной палаты РТ, эксперт по ЖКХ:

— Да, УК платят за коммунальные услуги полностью, не собрав необходимую сумму от населения. Но ведь они не из своего кармана платят. Постановление №354 (пункт №118) гласит, что при необходимости УК имеют право разбивать платежи по необходимости. То есть они перекидывают на уплату коммунальных услуг суммы, собранные за жилищные услуги. Так что тут ничего страшного нет. Страшнее, когда УК не могут собрать платежи с юрлиц, «прописавшихся» на первых этажах их зданий. И чтобы ликвидировать этот пробел, они собирают с жильцов. А это уже в корне неправильно.

И еще один момент: деньги, которые УК собирают с жильцов за поставку энергоресурсов, это должен быть только транзит. Ведь, по сути, УК не являются поставщиками, хотя законодательно это так закреплено. Гораздо эффективнее было бы иметь прямые договоры жильцов с поставщиками ресурсов. Кроме того, собираемость квартплаты сейчас составляет где-то 98 процентов. Я намереваюсь посоветовать комитету по тарифам Татарстана установить некую долю, например, 2 процента, за собираемость платежей в пользу УК. Ведь, например, газовики имеют свою кассовую службу, на которую испытывают издержки. В данном случае то же самое. Но тут есть вопросы: то ли эту сумму надо заложить в тариф, то ли, что не исключено, она там уже заложена — расходы на сборы и кассовое сопровождение платежей. В ближайшее время я планирую этот процесс активизировать и, думаю, скоро мы увидим результаты.

Комиссия по жизнеобеспечению населения и градостроительству
Комиссия по жизнеобеспечению населения и градостроительству

Галина Лукина — генеральный директор УК «Ремжилстрой»:

— Я не могу прогнозировать, сколько выдержат нынешнюю систему УК. Все-таки и финансовое положение у всех разное, и взаимоотношение с населением. Но мы определенно сталкиваемся с фактом того, что население не платит полностью квартплату. Даже пенсионеры, которых всегда в этом плане приводили в пример. Они приходят и говорят: «Мы не можем платить такие суммы за отопление!» Когда говорили, что мы будем платить по факту потребления тепла, вроде все были довольны. Но люди не отдавали себе отчет, насколько крупные это будут суммы. И вот когда приходят платежки, все жалуются, что не могут столько платить, забывая, что летом за тепло будет приходить ноль. В общем, ситуация пока неясна. Может, пойдет сбор платежей, может, нет. Но 92 процента в январе, 93 процента в феврале — это ужас, я такого не припомню, чтобы нам за месяц начисляли коммунальные платежи на 100 миллионов рублей. Может быть, мы погорячились, когда переходили на оплату за тепло по факту. К тому же и гигакалория существенно подорожала. И вот сейчас приходят счета, люди возмущаются и говорят, что если бы как раньше платили 1/12 каждый месяц, было бы легче.

Антон Трусов — совладелец Cafe Cafe:

— Мне кажется проблема в том, что все платежи идут в ГРЦ и ресурсоснабжающие компании просто забирают все деньги с этого счета по своим услугам, а на оплату других поставщиков ничего не остается. Другие, оставшись без денег, начинают выбивать дебиторскую задолженность через УК из населения. Дебиторка растет, УК устали это делать, это понятно, но, извините пожалуйста, платежи-то тоже растут! Не по дням, а по часам! Я думаю, УК продержатся в таких обстоятельствах до лета, а затем статус-кво восстановится. Так и происходит от сезона к сезону. Зимой УК воют из-за высоких платежек, к лету ситуация выравнивается. Осенью и весной кризис.

Мне кажется, пример, на который нужно равняться, — это УЖК «Ключевое». Конечно, Сацук тоже не ангел, но, по крайней мере, она борется именно с беспределом госкомпаний. Отовсюду только и слышно, что все должно быть по закону, а на самом деле госкомпаниям просто на всех глубоко плевать. Вот они и должны договориться на своем уровне о том, чтобы всем стало легче жить, и им самим в том числе. Понятно, что если ты на золотой жиле сидишь, ты просто так не уйдешь, но УК — это коммерческая организация, ее в одном месте зажмут, она в другом отыграет. Вот я по своим платежкам смотрю. Если до Нового года тариф на услуги компании был 118 рублей, то теперь 125 рублей. Накидывают, чтобы, например, закрыть зарплату дворников.

У меня УК «Махалля». Относительно нормальная, хотя меня беспокоит вопрос сервиса. Плачу исправно, квартплата бывает завышена, но потом вроде перерасчеты какие-то бывают. Я сильно не углубляюсь. Но я плачу за домофон, а он второй месяц не работает. И непонятно, куда звонить, потому что на квитанции есть только телефон расчетного центра. Туда звонишь, начинаешь говорить о проблеме, там трубку кладут. Каждой УК нужен call-центр, чтобы они хотя бы мониторили проблемы. Ясно, что 60 процентов населения будут спрашивать, почему так дорого, но остальные-то будут говорить: сделайте домофон, и у меня претензий не будет. Тогда и ропота меньше станет.