МУСУЛЬМАНСКИЙ СИМВОЛ КАЗАНИ

На днях стало известно, что Духовное управление мусульман РТ (ДУМ РТ) через подконтрольный ему издательский дом «Хузур» отправило в Роспатент заявку на регистрацию нового товарного знака: «Казань — северная столица мусульманского мира». Товарный знак объединит под собой целый ряд печатной, аудио-, видеопродукции и интернет-проектов, реализация которых планируется в ИД «Хузур».

Товарный знак представляет собой стилизованную башню Сююмбике в зелено-бело-красной цветовой гамме Татарстана. Вся картинка подана в форме перевернутого цветка тюльпана.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор ИД «Хузур» Ришат Хамидуллин, заявка была подана еще до Нового года. «Она рассматривается в течение года, есть свои определенные процедуры. Мы ждем, что, возможно, к началу осени будет ответ, — сообщил он. — Дизайн товарного знака разработали собственные дизайнеры издательского дома «Хузур», которым мы высказали свои пожелания. Это башня Сююмбике, символизирующая нашу республику, и тюльпан, символизирующий ислам. Мы решили использовать эту символику, чтобы была более понятна идея. Подали в таком виде, сказали, что так допустимо».

Отметим, что официальным символом ДУМ РТ является зеленый полумесяц, в который вписана башня Сююмбике, а логотипом дружественного татарстанскому муфтиату Центрального духовного управления мусульман, которое возглавляет Талгат Таджутдин, является стилизованный татарский тюльпан. То есть ДУМ РТ решило объединить оба символа в новом бренде.

«Исторически так сложилось, что ислам был принят в Болгаре, потом на этой территории, территории Поволжья, распространялся. Татарстан, можно сказать, был северным форпостом распространения ислама. Отсюда началось распространение религии по всей России. Казань всегда была центром притяжения всех мусульман, центром образования, науки, книгопечатания. Мы сейчас общаемся с представителями мусульманской общины других регионов, и для них Казань всегда была определенным эталоном», — ответил на вопрос о цели регистрации патента Хамидуллин. По его словам, получение патента на товарный знак — вопрос небольшой стоимости, всего нескольких тысяч рублей.

Зарегистрированный товарный знак планируется активно использовать в работе ДУМ РТ. «В прошлом году Духовное управление издало 24 книги, в этом — планирует около 78. Планируем выпускать аудиокниги, интернет-проекты. Планируем использовать эту символику в данной продукции и распространять по всей России. В дальнейшем хотели бы заявить о себе и на международном уровне, — рассказал глава «Хузура». — Одна из главных наших задач — возрождение татарского богословского наследия. Сейчас мы занимаемся также тем, что заново набираем книги, которые писали наши богословы еще на литературном арабском языке. Арабы в восторге от них, поэтому мы хотим показать все это нашим зарубежным коллегам».

Что касается коммерческого использования товарного знака, то, по словам Хамидуллина, денег на выпуске книг они не зарабатывают. «Мы продаем их, но только чтобы иметь возможность в дальнейшем печатать книги. Не скажу, что издательское дело ликвидное. И у нас нет цели выпускать коммерческие проекты», — уточнил он.

Ришат Хамидуллин и Камиль Самигуллин
Ришат Хамидуллин и Камиль Самигуллин

БРЕНДОВАЯ СТОЛИЦА

Напомним, что 2 апреля 2009 года администрацией Казани было официально объявлено о покупке прав на бренд «Третья столица».

Использовать слоган «Третья столица России» Казань начала еще в марте 2007 года, разместив его на своих стендах на международных выставках MIPIM во французском Канне и ITB в Берлине. Использование рекламных растяжек даже привело к конфликту между столицей Татарстана и Нижним Новгородом. Свое право на бренд власти Нижегородской области обосновывали историческим фактом: во второй половине XIV века Нижний был столицей Нижегородско-Суздальского княжества. Власти республики, в свою очередь, обращали внимание на то, что третьей столицей России Казань назвал во время празднования ее тысячелетия (отмечалось в 2005 году) прежний президент страны Владимир Путин. Казань, по данным нижегородских властей, победила потому, что подала заявку в Роспатент на несколько дней раньше конкурентов.

Нижний в итоге довольствовался титулом «Столица Поволжья». Казани звание «Третьей столицы» обошлось в 40 тыс. рублей. На бренд «Третья столица» даже пытался претендовать Екатеринбург, но безуспешно. Впрочем, Казань к настоящему времени брендом «Третья столица» практически не пользуется.

МАРКА ДЛЯ МАССОВОГО ПРОДВИЖЕНИЯ

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали, насколько интересен товарный знак с эстетической точки зрения, а также для увеличения туристической привлекательности.

Сергей Насекин — казанский дизайнер:

— То, что Казань является самым северным пунктом распространения ислама, является правильным для точки зрения отражения в чем-либо. Это достаточно привлекательно.

Этот товарный знак я представляю себе как торгово-коммерческую марку. Как у Казани или любого другого города мира есть свой герб, и к нему создается туристический логотип для продвижения в массах. В этом случае это выглядит похоже.

Само графическое решение слишком очевидное. Слишком банальные и избитые образы взяты за основу. Возникает вопрос по использованию башни Сююмбике в данном контексте. Есть версия, что она была построена по образу и подобию сторожевой, а не религиозной башни. Но все это предположения и башня Сююмбике как символ северной столицы исламского мира вызывают у меня некоторые вопросы.

Второй элемент — тюльпан — традиционный символ Казани, Татарстана, но тоже несколько избитый. Тонко чувствующие художники к нему не обращаются, потому что есть избитость. Не совсем нравится, как тюльпан оплетает башню. Как будто что-то поглощается. И ярусы башни читаются на красном фоне, а на зеленом — нет.

Мне нравится цветовое решение — лаконичное, небанальное. Взят не готовый шрифт, а если и готовый, то он доработан. Смотрится гармонично. Кстати, запись «Казань — северная столица мусульманского мира», очевидно, должна иметь также варианты на татарском и английском языках.

Сам слоган тоже имеет право на существование. Эту мысль надо было где-то отразить. Логотип, конечно, вызывает вопросы, но в целом все гармонично сидит. Видно, что здесь поработал какой-то художник со стажем, в возрасте, судя по использованным решениям.

Рустем Тарзиманов — директор по продажам «Салават Lufthansa City Centre»:

— Я смотрел программу развития туризма в Татарстане, и одним из направлений развития внутреннего туризма в ней указан паломнический туризм. В какой-то степени регистрация товарного знака интересна, но вряд ли привлечет туристов, потому что этот вид туризма достаточно специфичен, и одного только товарного знака недостаточно для желания людей приехать. Поэтому не думаю, что увеличится поток туристов, но лучше делать что-то, чем ничего.

Заявку подали, чтобы развить туризм, повысить узнаваемость Татарстана как мусульманской республики. Смысл, наверное, в этом есть. Мне рассказывали люди, которые приглашали в Казань, например, малазийцев или инвесторов из арабских стран — очень большая проблема, что в Казани нет халяльных ресторанов.

Чисто внешне логотип мне не очень понравился. Сама инициатива разработки такого логотипа и бренда в целом правильная, но реализация оставляет вопросы. На мой взгляд, разработка товарного знака для города должна согласовываться с соответствующими структурами города (исполкомом) и агентством по туризму, учитывать многие аспекты.

Григорий Бусарев — генеральный директор агентства «Артпатент»:

— Безусловно, закрепление за городом прав на такой статус, как «Казань — северная столица мусульманского мира», путем регистрации товарного знака — очень важный момент как с общественной, так юридической точки зрения. Взять хотя бы, к примеру, резонансную историю с регистрацией товарного знака «Третья столица России», которую мы проводили для администрации города. Именно данная регистрация товарного знака сыграла свою ключевую роль в имиджевой истории Казани.

Конечно же, надо помнить о некоторых ограничениях при регистрации. Например, словесный элемент «Казань» является неохраноспособным, так как указывает на место реализации товаров и оказания услуг и противоречит статье 1483 Гражданского кодекса РФ. Поэтому он будет исключен из правовой охраны, в отношении него в свидетельстве будет отметка «неохраняемый элемент».

Также существуют ограничения с регистрацией в качестве товарных знаков объектов культурного наследия, в частности, экспертом Роспатента может быть дополнительно затребовано согласие на регистрацию изображения башни Сююмбике в качестве элемента товарного знака. Вместе с тем все зависит от степени стилизации изображения и субъективного мнения эксперта Роспатента.