«МЫ НЕСКОЛЬКО РАЗ ПОДНИМАЛИ ВОПРОС О КРИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ ДАМБЫ»

В Нижнекамском районе сегодня заявили о высокой вероятности разрушения 12-километровой дамбы в районе поселка Красный Ключ. Начальник управления МЧС РТ по Нижнекамскому району Константин Слободюк, отчитываясь на деловом понедельнике о готовности к паводку, сообщил, что подъем уровня воды выше 59 м может привести к обвалу наиболее опасного участка на повороте дамбы протяженностью 700 метров. Эта дамба является основным защитным сооружением в Нижнекамском районе, уже в течение почти 30 лет она ограждает от весенней воды, по словам Слободюка, 25 тыс. садовых участков и культурно-спортивный комплекс «Ильинка».

«В течение последних лет мы несколько раз поднимали вопрос о критическом состоянии дамбы, — подчеркнул Слободюк. — Этот вопрос неоднократно рассматривался в республиканских и федеральных ведомствах, на заседаниях КЧС, в 2012 году была создана рабочая группа под руководством министра экологии, два года группа работала в районе». По словам Слободюка, в 2013 году ЗАО «Гидроспецстрой» и ПСО «Казань» подготовили проектно-сметную документацию для ремонта дамбы, сметная стоимость составила 621 млн. рублей. С документами на руках муниципалитет ходатайствовал в минэкономики и минэкологии РТ и РФ, прося выделить деньги на ремонт гидрозащиты территорий, но вопрос не решился.

Как рассказал Слободюк, в сентябре прошлого года противопаводковая комиссия в очередной раз осмотрела дамбу и пришла к выводу, что склоны ее обмываются за год более чем на метр. При 59-метровой отметке, установленной МЧС в качестве критической, можно представить, что будет в случае повторения рекордных уровней подъема воды в этих местах. Слободюк напомнил, что в 1979 году вода здесь поднималась до высоты 59,2 м, в 1990 году — до 58,1 м, в 2007 году — до 58,2 метра.

Часть берегоукрепительных работ на опасном участке в этом году провели за свой счет 15 предприятий Нижнекамска. Они завезли 50 тыс. т бетонной крошки и инертных материалов, но напряженности это не снимает. Отметим, что аналогичный объем работ здесь производится каждый год. Фактически берегоукрепительную насыпь в этом месте представляет собой навал строительного мусора. В случае чего МЧС рассчитывает на силы и средства тех же 15 предприятий.

В этом году запас воды в снегу Нижнекамского района составляет 129% от нормы — это на 3% меньше, чем в прошлом году. Высота снежного покрова достигает 45 см или 126% от нормы — на 1% меньше прошлогоднего показателя, а паводок 2013 года был пройден достаточно спокойно. В прошлый паводок как чрезвычайная ситуация было расценено лишь подтопление деревни Шингальчи — ее залило талой водой с полей после резкого потепления в апреле. Около Шингальчи в этом году дамбу укрепили, и деревня снялась с особого контроля.

Однако в целом уровень воды в Нижнекамском и Куйбышевском водохранилищах по состоянию на 17 марта на 70 см выше, чем год назад, и составляет 116 - 120% от нормы. Слободюк назвал уровень воды в обоих водохранилищах очень высоким. У Красного Ключа, например, уровень достиг отметки 51,8 м по Балтийской системе измерения, тогда как в прошлом году был ровно 51 метр. Так же обстоят дела и на малых реках республики. Наибольшую опасность представляют для района реки Кама, Зай, Шешма и Воротьма.

25767.jpg
Берег укреплен лишь строительным мусором, что, по словам экологов, не решает проблему

12 МЛН. РУБЛЕЙ СЛИЗНУЛА КАМА

Два года назад проблему нижнекамской дамбы поднимала ни много ни мало генпрокуратура России, причем тогда, в 2012 году, ремонт оценивался в 460 млн. рублей, а в 2007 году, когда проект прошел госэкспертизу, стоимость работ оценивалась и того меньше — в 383 млн. рублей.

«У города Нижнекамска имеется угроза разрушения береговой полосы, защищающей населенные пункты и объекты производственного и социального значения от затопления, — предупреждала на своем сайте российская прокуратура. — В период паводка, волнового воздействия во время сброса Нижнекамской ГЭС данный участок подвержен интенсивному размыву. Разрушение берега идет как в глубь территории, так и с увеличением глубины, образованием ям. Скорость разрушения достигает одного и более метров в год, увеличиваясь с каждым годом». Под угрозу ставились судоходство, населенные пункты, садоводческие участки, культурно-спортивный комплекс и производственные базы. Прокуратура предлагала безотлагательно укрепить 2,65 км береговой линии. Рабочая группа минэкологии РТ, исследовав места обвала берега, увеличила цифру до 3 км, определив площадью потенциального затопления 22 кв. километра.

Напомним, в 2002 году часть дамбы уже была опасно размыта половодьем. Мэр Нижнекамска, которым в то время был Ильсур Метшин, выделил из городского бюджета 2,15 млн. рублей на восстановление, в 2006 году в этот же участок было вложено еще 10 млн. рублей. Год спустя все вложения снова смыло водой — местами защитный грунт размылся до бетонного основания дамбы. В 2012 году из-за резкого потепления в районе затопило все низины с жилыми домами. В зоне затопления оказались 4 сельских поселения — Каенлинское, Краснокадкинское, Простинское и Шингальчинское, 7 населенных пунктов и 2 моста. Под угрозой разрушения оказалась подъездная дорога у Камских Полян.

Отметим, что уровневый режим Нижнекамского водохранилища зависит от соседей — Башкортостана, Удмуртии, Чувашской Республики и Пермского края, соглашение же по поддержанию уровня воды заключено трехстороннее — между Татарстаном, Башкортостаном и Удмуртией. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Слободюк, прогнозировать уровень воды в Каме на период паводка невозможно, он будет зависеть от объемов сброса на трех ГЭС: Нижнекамской, Воткинской и Ульяновской. На сегодня в районе Красного Ключа уровень достиг 51,8 метра. Вместе с садовыми участками под затопление в случае прорыва дамбы попадут и три населенных пункта — Дмитриевка, Ильинка и Пробуждение. По мнению начальника нижнекамского управления МЧС, дамбу следует ремонтировать только целиком.

«Та работа, которую мы проводим на протяжении последних нескольких лет на отдельных участках за счет республиканского и местного бюджетов, не приводит к должному результату, — считает Слободюк. — Латать дамбу местами смысла нет. С каждым паводком все, что мы насыпаем, смывается. Сегодня две трети дамбы находится под бетонной подушкой, но в некоторых местах она просто треснула. А последняя треть — это просто земляное полотно, отсыпанное сверху отходами либо асфальта, либо бетона».

По словам Слободюка, в 2009 году на уровне республики проект реконструкции был защищен, но федеральный бюджет завернул финансирование ввиду наступившего кризиса. Проект 2013 года, подготовленный «Гидроспецстроем» и ПСО «Казань», также был одобрен Главэкспертизой РТ. Однако источник требуемых 621 млн. рублей республикой не определен.

25765.jpg

РАЙОН ГОТОВ ПРИНЯТЬ 14 ТЫС. ЭВАКУИРОВАННЫХ

Ледоход в этом году прогнозируется на 8 - 10 числа апреля, а полностью освободиться ото льда Нижнекамское водохранилище должно в 20-х числах. Сейчас на обоих водохранилищах готовят емкости к приему талых вод, МЧС запланировало на 2 - 3 апреля предупредительные подрывы льда для защиты нескольких деревень и моста через реку Шешму. Анализируя паводки прошлых лет, в зону риска пока записано 14 населенных пунктов в 6 сельских поселениях. На этих территориях проживает более тысячи человек, которые содержат 380 голов домашнего скота, в том числе 300 голов КРС. Вопросы эвакуации как людей, так и живности, по словам Слободюка, на сегодня решены, есть запас медикаментов, пищи и предметов первой необходимости. План эвакуации подразумевает задействование двух автоколонн, состоящих из машин двух нижнекамских ПАТП. Готовы к приему людей пункты временного размещения в военно-патриотическом центре «Патриот» и санатории «Шифалы», всего в районе имеется 41 пункт временного размещения, где могут устроиться порядка 14 тыс. человек.

На повестке дня общей подготовки к паводку остается не до конца решенным вопрос каналов оперативного оповещения населения. Кроме единой диспетчерской службы 112 в пяти поселениях НМР уже имелась система экстренного оповещения населения, и в январе этого года экстренная связь была внедрена в Кармалах и Красном Ключе, на что бюджет РТ выделил по 200 тыс. рублей. В остальных же поселениях района спасатели планируют при необходимости пользоваться громкоговорителями.

Слободюк в своем докладе также отметил, что ревизия всех 26 прудов района показала их удовлетворительное состояние, что же касается 11 скотомогильников, то ни один из них в зону подтопления не попадает. 11 марта на совместном заседании комиссий по ЧС и противопаводковой, которое прошло под руководством председателя комиссии по ЧС Тагира Камалетдинова, было решено зарезервировать по плану «Половодье-2014» 370 человек личного состава, 18 катеров и моторных лодок, 26 гребных лодок, 18 пожарных машин, 20 мотопомп и 83 автомобиля спецтехники на Нижнекамский район. Прогнозы гидрометцентра РТ пока утешительны: температурный режим способствует плавному прохождению половодья. В свете ситуации с дамбой это не мешает управлению МЧС района оценивать ситуацию с грядущим паводком как сложную.

«160 МИЛЛИОНОВ ЗА ГОД — ВПОЛНЕ РЕАЛЬНЫЙ РОСТ ЦЕНЫ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить последствия возможного наводнения и беспримерный рост цены проекта берегоукрепления всего за один год в исполнении ПСО «Казань» и ЗАО «Гидроспецстрой».

Артур Гарифуллин — гендиректор СК «Специнженерстрой» (берегоукрепительные работы):

— Разрушения год от года увеличиваются, это влияет на стоимость работ, но прямую корреляцию между темпом разрушения дамбы и ростом цены ее ремонта вывести нельзя. Удорожание цены на 160 миллионов рублей за год вполне возможно, раз проект изменился. Цена зависит от используемых строительных материалов, а технологий сегодня очень много. Если проект подразумевает металлические сваи, то он дорожает быстро, потому что цена на металл растет быстро в последние годы. Вполне возможно, что и километраж берегоукрепления год от года растет, поскольку берег разрушается. Определенные способы берегоукрепления позволяют не ремонтировать защитные сооружения целиком, а латать наиболее уязвимые участки — это, опять же, зависит от технологии. Выбор подходящей технологии доступен в любой ситуации, хотя все равно приходится отталкиваться от того, из каких материалов дамба изготовлена первоначально.

Александр Гусаров — начальник филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Средневолжрыбвод» РТ:

— Есть такое понятие, как «технические условия эксплуатации водохранилища». Их нельзя нарушать. Но какие именно последствия может иметь наводнение в Красном Ключе, навскидку сказать невозможно. Там слишком много надо просчитывать, слишком много условий учитывать. Как изменится температурный режим окружающей среды, как изменится гидрология и т.д. Да и изменится ли вообще. Нельзя исключать, что наводнение с точки зрения ихтиологии и не приведет к каким-то особо негативным последствиям.

Андрей Калайда — старший научный сотрудник НИИ озерного и речного рыбного хозяйства, экс-замминистра экологии РТ:

— Никаких негативных последствий для камского плеса Куйбышевского водохранилища с точки зрения воздействия на ихтиофауну не будет. Дамба ведь построена только для того, чтобы решить вопросы инженерной защиты населения. На защиту гидробионтов и вод эти сооружения не направлены и не влияют.

Ильдус Камалов — генеральный директор ООО «Камский инженерный центр «Синергия», депутат горсовета Набережных Челнов от КПРФ:

— Последствия прорыва дамбы очень сильно зависят от многих факторов. Но давайте вспомним, что в начале 2000-х годов уже было там наводнение — прорвало часть дамбы. И тогда садоводческие общества были затоплены так, что только трубы домов были на поверхности. Кроме того, вода оттуда уходила очень долго. Если нечто подобное повторится, будет очень плохо. А если неблагоприятно совпадут еще некоторые факторы, например бурная весна, высокий паводок, момент сброса воды с водохранилища, то последствия вообще могут быть катастрофичными. Конкретно, конечно, просчитать экономический и экологический ущербы сейчас нельзя, но наверняка они будут огромными.