ЧТОБЫ ВОЗРОДИТЬСЯ, НУЖНО СНАЧАЛА ОКОНЧАТЕЛЬНО УМЕРЕТЬ

Я помню те времена, когда у нас была легкая промышленность. Не сказать, что это была супермощная индустрия, что она отвечала запросам покупателей, но тем не менее. В магазинах рядами стояла продукция советских предприятий. В конце 80-х, будучи студентом, я приезжал из Челнов в Казань. В это время в городе работал «Таттрикотажбыт», «Татшвейбыт». Целые этажи были заполнены швейными станками, шел производственный процесс, люди работали, получали зарплату.

А затем пришел Китай. Цеха позакрывали, людей распустили. Специалисты, проработавшие в отрасли несколько десятков лет, оказались невостребованы. С одной стороны, обидно, что мы не смогли сохранить потенциал и отдали рынок на откуп Китаю, а с другой, в этом есть определенный порядок, смысл. Для того чтобы возродиться, нужно сначала окончательно умереть. Я это наблюдаю не только в легкой промышленности, но и в других сферах. Думаю, что в нашей отрасли должно пройти около 50 лет, чтобы все нормально заработало и появился положительный результат. Почему так долго? Потому что те специалисты, которые трудились в Советском Союзе, не успели передать навыки своим ученикам. И даже если это происходило, молодежи негде было применять полученные знания. Новое поколение будет начинать фактически все с нуля. Слава Богу, есть пока заведения, где готовят портных, модельеров, технологов...

Говорят, что сейчас Китай уже не тот. Дескать, цены там за последнее время на одежду заметно выросли. Я же думаю, что это только цветочки. Основной рост цен на китайскую продукцию начнется после того, как своим демпингом эта страна добьет мировую легкую промышленность. Как только конкуренции не останется, в Поднебесной сразу задерут стоимость одежды, и тогда уже будет не до шуток.

Нам нужно выживать уже сегодня. Может быть, начинать нужно с малых предприятий и небольших объемов? Мне кажется, что любой творческий человек должен смотреть чуть вперед. Я, к примеру, постоянно делаю коллекции на полгода вперед, пытаясь предугадать тенденции индустрии. Так и в развитии легкой промышленности в России нужно работать чуть-чуть на опережение.

ЖАКЕТ «ВЫРВИ ГЛАЗ» И ЗОЛОТЫЕ ЗУБЫ

Часто приходится сталкиваться с мнением, что в Казани одеваются скучно. С другой стороны, а чего наряжаться-то? Я согласен, что есть мероприятия, где необходим дресс-код. Но я могу вас заверить, что в целом люди у нас одеваются очень даже недурно. Не все же у нас имеют возможность кататься на яхте и жить в собственных особняках. Это нормальный люд, который хочет и может одеваться со вкусом. Если у кого-то что-то не получается в выборе стиля или в одежде, это не должно являться объектом осуждения. Я люблю людей в каждой социальной прослойке. Собственно говоря, я сам вырос в деревне.

К примеру, приезжаю на родину в Кукморский район, соседка обязательно придет ко мне посоветоваться — я же модельер. Как-то перед Сабантуем нарядилась и спрашивает: как, мол, она выглядит? А на ней в алых маках платье, «вырви глаз» зеленый кримпленовый жакет и платок с люрексом. Картину дополняют зубы золотые. И она по-настоящему счастлива! И как я ей скажу, что черное платье с ниткой жемчуга в ее случае будет смотреться более уместным?

Есть определенная среда обитания, традиции, менталитет. Я сам вырос в этой среде и знаю, что она этот платок и платье держит в сундуке и надевает исключительно по праздникам. Это надо уважать. У нее богатая, самобытная культура. И она никогда не выйдет к людям «в чем попало».

Я считаю, что нельзя всех под одну гребенку сгребать, задавать в моде некий шаблон. Нельзя унижать человека, если он одет не в то, что в Париже считают модным. Люди счастливы, они живут в этом мире. Их окружение одевается так же, в этом и есть жизнь. И я просто не имею права влезать к кому-то со своими советами и учить, как правильно нужно одеваться.

Другое дело, когда человек сам об этом просит. Ему хочется выбраться из своей оболочки, что-то изменить в своей жизни.

Как-то я принимал участие в шоу, где нужно было кардинально поменять стиль для участника проекта. Организаторы спрашивают меня, все ли они предусмотрели, пригласив визажиста, парикмахера и модельера. Я говорю: «Вы главное забываете, без помощи психолога тут не обойтись».

То, что на человеке — это отражение того, что у него внутри. Вы просто не сможете переодеть девушку в то, что вам кажется подходящим, если у нее будет внутреннее сопротивление к данной одежде. Поэтому прежде всего нужно общение. Ты должен понять, кто находится перед тобой и как видит красоту данный человек. Ведь на вопрос, что такое красиво, кто-то скажет, что бежевое или серое платье смотрится очень элегантно. А кто-то ни за что не наденет платье, если на нем не будет блесток и страз.

Когда человек просит, чтобы модельер ему помог со стилем, значит, он открыт к переменам. И то, поначалу я действую очень аккуратно в своих рекомендациях, чтобы было постепенное привыкание к новому образу.

МОДА НЕ РАДИ ИСКУССТВА, А ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Создавая платья для своей коллекции, я представляю примерно психологический образ девушки, которая будет это носить. Более того, я занимаюсь мониторингом, расспрашиваю барышень, чего бы им хотелось в новой коллекции. И из всей информации складывается примерный образ того, над чем можно работать. Моя коллекция одежды не абстрактна.

Обязательно модельер должен знать, для кого он делает свою коллекцию. На этом строится бизнес. Модельер должен слушать, слышать и дать будущему покупателю нужный продукт. Только в таких случаях получается взаимный обмен. Я с любовью делаю одежду для вас, вы с любовью это покупаете. Мне кажется, это основа любой деятельности или бизнеса.

А как же последние модные тенденции, спросите вы. Лично у меня это происходит интуитивно. Анализирую рынок, смотрю, каких цветов больше и т.п. Мода для меня — это что-то живое. Я не рассматриваю моду как объект искусства вне людей, где можно создать коллекцию ради красоты и забыть про нее после показа.

Рустам Исхаков