IMG_1677.jpg
Сергей Кремезной и Альберт Мавликов

КОЛИЧЕСТВО ВВЕЗЕННЫХ БЕЗ РАСТАМОЖКИ МАШИН ЗА ГОД ВЫРОСЛО В 16 РАЗ

Сегодня начальник татарстанской таможни Альберт Мавликов в ходе брифинга в «Татмедиа» раскрыл набравшую обороты схему нелегальной продажи престижных иномарок. Беспокойство таможенников объясняется резким ростом передачи иностранцами прав пользования временно ввезенными в Россию машинами гражданам страны. В прошлом году по таким фактам было возбуждено 75 административных правонарушений (часть — за нарушение сроков ввоза), а годом ранее было лишь 4 случая.

Штраф автовладельцам, купившим временно ввезенную в Россию «иностранку» без растаможки, копеечный. Но обладателю иномарки с иностранным номером грозит неизбежная конфискации самого предмета правонарушения.

Всего в 2013 году таможней и ГИБДД на дорогах Татарстана было изъято 65 автомобилей. Ново-Савиновский районный суд Казани, рассмотрев 33 административных дела (по месту нахождения татарстанской таможни), конфисковал автомобили на общую сумму более 6,8 млн. рублей. То есть средняя цена таких машин — немногим более 200 тыс. рублей. Конфискованные автомобили передаются Росимуществу, вероятнее всего, как предположили таможенники, они утилизируются.

— Гражданин иностранного государства вправе ввезти на территорию Таможенного союза (куда входят Россия, Беларусь, Казахстан прим. авт.) транспортное средство, зарегистрированное на территории иностранного государства без уплаты таможенных платежей на срок своего временного пребывания в пределах одного года, — рассказал Мавликов. — Эта возможность в ряде случаев стала использоваться в схемах уклонения от уплаты таможенных платежей.

В общих чертах схема такова. Иностранец на своей машине въезжает на территорию Таможенного союза и продает машину. Цена продажи при этом может быть вдвое ниже аналогичной законно ввезенной машины. Иностранцу при этом практически ничего не грозит — разве что будут проблемы при следующем въезде в РФ, уточнил и. о. замначальника таможни Сергей Кремезной. А вот покупатель-россиянин потом получает проблемы по полной программе, теряя и деньги, и машину.

Как правило, на каждую машину приходится один ушлый продавец. На вопрос «БИЗНЕС Online» Кремезной уточнил, что за прошлый год был зафиксирован один случай продажи двух машин семейной парой с двойным гражданством. При попытке продажи мужем и женой из Набережных Челнов с гражданством РФ и Германии машины были конфискованы.

ДОСТУПНЫЙ «БУМЕР» — ГЛАВНАЯ ЗАВЛЕКАЛОВКА

Привлекает незадачливых покупателей и возможность получить престижную машину по очень хорошей цене. 8 - 10-летний BMW или Mersedes «крутой» серии — машина сама по себе весьма неплохая...

— Могу процитировать, чем привлекают покупателей, — описал текст типичных объявлений о продаже Мавликов. — «Штрафы видеофиксации не приходят, транспортный налог платить не нужно, ездить можно всем, с органами ГАИ, таможней никаких проблем». Но это далеко не так, как правило, при выявлении такого нарушения покупатель лишается как самой машины, так и денег, потраченных на покупку.

Наиболее дорогими машинами в 2013 году стали Lexus 2007 года выпуска — его продали всего за 460 тыс. рублей. Кроме того, были изъяты BMW 5 серии 2004 - 2005 годов по 650 тыс. рублей. Около 50% машин въехали из Литвы, зафиксированы «поставки» из Болгарии, Латвии, Эстонии, Киргизии, Великобритании. При этом некоторые из таких машин, хотя это в основном престижные западноевропейские модели, в принципе невозможно легально ввезти на территорию России. Они просто не проходят по таможенным правилам, добавил деталей Кремезной. Эти машины просто старые, но если бы их можно было ввезти легально, их рыночная стоимость была бы вдвое выше за счет заградительно высоких пошлин.

Почти четверть выявленных на территории Приволжского федерального округа машин приходится на Татарстан, это Мавликов объяснил хорошим взаимодействием своей службы и ГИБДД. В татарстанской таможне создана рабочая группа, которая оперативно выезжает на места задержания подозрительных машин.

Важность этой работы шеф татарстанских таможенников объяснил еще и тем, что машины с иностранными номерами зачастую становятся участниками аварий. Но водители часто скрываются с мест ДТП, ведь страховки, а то и прав у них зачастую тоже не бывает.

Помимо потери машины, полиция может возбудить и уголовное дело, если есть признаки наличия подделки документов. Мавликов рассказал историю, как муж подарил своей жене такую машину — и первая же поездка в Казань обернулась ее конфискацией. Но вдобавок женщина сама заполняла пассажирскую таможенную декларацию, хотя не ввозила машину через границу. «Пробить» этот факт для таможенников по базам данных не проблема. И в результате ей грозит уголовное дело. Всего же подделку зафиксировали в 24 случаях, и сейчас расследуется 9 уголовных дел.

ГЛАВНЫЙ ПРИЗНАК «СЕРОЙ» ИНОМАРКИ — ПТС ИНОСТРАННОГО ОБРАЗЦА

Всего граждане РФ ввезли через татарстанскую таможню 1 590 автомобилей, уточнил в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» Мавликов. Так что 65 «левых» машин — это чуть более 4%, хотя такое соотношение, по мнению таможенников, не совсем корректно. В конце концов, не только жители РТ растаможивают машины в республике, и не все владельцы «серых» иномарок — татарстанцы.

Как определить, легально ввезена машина или нет? Главным критерием является паспорт транспортного средства российского образца, выданный таможенными органами, если это иномарка. Временно ввезенный автомобиль российского ПТС не имеет, хотя может быть «укомплектован» пассажирской таможенной декларацией, ПТС иностранного образца, гендоверенностью, добавил Кремезной. Но ездить на машиние, зарегистрированной за пределами Таможенного союза, может только въехавший на ней через границу иностранец. Россиянину за рулем такой иномарки грозит весь букет санкций.

Больше всего незадачливых покупателей живут в Казани, уточнили таможенники. Кроме того, факты нелегальной продажи выявлены в Набережных Челнах и в некоторых других районах республики.

«ПРОДАЖИ НЕ ПРЕВЫШАЮТ 3 ПРОЦЕНТОВ»

Сергей Чернов — заместитель генерального директора «КАН-Авто»:

— Такой «бизнес» носит разовый характер, поэтому на наши продажи он не влияет никаким образом. На мой взгляд, подобные продажи не превышают 3 процентов. Как правило, в этой сфере работают перегонщики, перекупы, которые гонят машины либо из Германии, либо из Владивостока, либо из Беларуси.

Из-за лишней головной боли с растаможкой желающих покупать такие авто немного. Например, покупая авто за 400 тысяч рублей еще столько же придется заплатить и за растаможу. Проще купить машину растаможенную и в хорошем состоянии. Если же не проводить растаможку, то долго на таком авто ты не покатаешься: буквально до первого поста ГИБДД или прохождения ТО. Карательные меры могут дойти вплоть до конфискации машины.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель ФАР «Федерация автомобилистов России»:

— Я категорически против таких автомобилей, потому что водителя на автомобиле с не нашей «пропиской» при нарушении ДТП разыскивать крайне сложно, практически невозможно. А если ДТП со смертельным исходом, а водитель такой машины скрылся? Кроме того, исходя из моего личного опыта, такие автовладельцы отличаются на дороге еще и хамским поведением. Им абсолютно плевать на все камеры, на наши правила, и когда ты видишь хама-водителя на авто с такими номерами, ты в принципе ничего не можешь с этим поделать.

Владислав Куранов — руководитель отдела продаж «Chery-центр» («Триал-Авто»):

— До принятия закона об увеличении таможенной пошлины ввозить автомобили из ОАЭ, Германии, Беларуси, Казахстана было очень выгодно. Но сейчас таможенная пошлина выросла в разы, это порядка 30 процентов от стоимости. Такое решение было принято, чтобы стимулировать сборку иностранных автомобилей в России.
Сейчас автомобили с нерастаможенными номерами не пользуются особым спросом. Кроме того, сейчас вводят единую базу таможни и ГАИ, поэтому долго с такими номерами ты не покатаешься. Те, кто приобрели такую машину, оказываются в глубокой финансовой пропасти: и перепродать ее невозможно, и налоги платить необходимо. Кроме того, ты рискуешь попасть и под штрафные санкции. Проще даже купить машину после небольшой аварии, как только она прошла ремонт в хорошем автосервисе.

Еще год назад в Казани ездили такие машины, но в последнее время их становится все меньше, я практически их вообще не вижу. Периодически есть авто с литовскими номерами, номерами из Казахстана, но мне кажется, что это просто приезжие гости Казани. Потому что машины среднего уровня с приличным пробегом.