Артур Айтбагин
Артур Айтбагин

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ ПОД ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Казань меняется на глазах. Это, безусловно, хорошо — многое в городе обновилось, организована спортивная инфраструктура, метро стало играть значительную роль в транспортной схеме города. Но процессы изменения еще не завершены, и пока трудно сказать, в каком виде будут реализованы те или иные идеи. Работы еще очень много. За последние годы в городе одновременно возникли вопросы роста автомобилизации, выноса промзон за черту города и освоения освободившихся территорий, разработки нового генплана Казани.

Я считаю, что сейчас самое время для обсуждения реализации отдельных моментов, уже влияющих на городскую жизнь. Причем инициатива должна идти со всех сторон: и со стороны властей, имеющих административное влияние на решение вопросов, и со стороны общественных объединений оценивающих городскую среду по удобству проживания граждан.

В Казани необходимо создать общественный комитет, который бы рассматривал и контролировал вопросы развития городской среды, архитектурных и градостроительных решений. Да, при управлении архитектуры функционирует градостроительный совет, состоящий из известных и опытных архитекторов и главного архитектора города и выполняющий роль жюри при рассмотрении проектов на важных городских участках и зонах. Но хочется поднять авторитет градосовета либо преобразовать его в некий влиятельный общественный комитет, и, возможно, расширить его состав новыми членами из среды социологов, экономистов, представителей культуры и городской администрации.

Пример-организации-площади-и-пространства-под-ней-под-
Пример организации площади и пространства под ней под общественный центр (Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой)

«НА УЛИЦЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНЕЕ,
ЧЕМ ЗА КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОЙ ИЛИ ЗА ПРОСМОТРОМ ФИЛЬМА»

Пока Казань еще далека от лучших примеров благоустроенного города. Мало удобных и обустроенных общественных пространств, парков, зон отдыха, велодорожек. Опять же пока не решены вопросы организации набережных. Городская среда должна провоцировать людей выйти на улицу, в парки. Должен быть культ семейного отдыха. На улице должно быть интереснее, чем дома. На улице должно быть интереснее, чем за компьютерной игрой или за просмотром фильма. Территориальные резервы еще имеются. Еще много не освоенных участков, освобождаются промышленные зоны в черте города. Наличие таких многочисленных неосвоенных пятен в черте города дает шанс реализовать на этих участках те объекты или зоны, необходимость которых будет выявлена в ходе нового глобального анализа городской структуры. А рассредоточенность таких участков решила бы вопрос равномерной насыщенности благоустроенных общественных зон для всех районов города. А если эти территории будут застроены жилыми кварталами, то пусть это будут лучшие благоустроенные кварталы за всю новейшую историю Казани.

У властей города есть исторический шанс построить новые жилые кварталы с максимальным ориентиром на новый тип социального обустройства. Можно сделать показательный пример жилой застройки, ориентированной на человека. С дворами, полными людьми, а не машинами. Зачем нам повторять то же, что строилось в последние десятилетия? Давайте построим принципиально новый красивый, удобный и безопасный город, где двор будет продолжением квартиры, а квартальный сквер продолжением двора. Давайте построим хотя бы один квартал для начала!

Понятно, что инвесторы будут испытывать определенную нагрузку от таких дополнений, но тут опять же нужен диалог с властями. Возможно, стоит рассмотреть вопрос определенных компенсаций со стороны города, но взамен обязать девелоперов построить кварталы нового типа. Требуется открыть новую веху развития нашего города, города для людей. И уже на этапе проектирования организовать открытые архитектурные конкурсы на разработку лучших идей. Казани нужны кварталы нового типа. Казани нужны новые школы и детские сады, нужны семейные парки с игровыми площадками, велодорожками и тематические парки со сценами. Нужны спортивные парки с тренажерами и спортплощадками. Казани нужны центры детского творчества. В определенных случаях парки и зоны отдыха можно совмещать с общественными зданиями, расположенными ниже уровнем. Пример Манежной площади в Москве или Лувра в Париже. Сверху площадь, а снизу (под ним) закрытое общественное пространство. Вариантов много. Город еще не так обустроен, как может показаться на первый взгляд. При всем соблазне развиваться на перифериях, мы имеем внутри города еще много неосвоенных участков.

Пример организации площади и пространства под ней под общественный центр
Пример организации площади и пространства под ней под общественный центр

«АВТОМОБИЛИСТЫ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ: ИХ ПРИВЫЧНАЯ ЖИЗНЬ ИЗМЕНИТСЯ...»

Транспортная система Казани уже испытывает процессы развития и переосмысления. Построенные дорожные развязки разгрузили определенные участки и открыли новые направления. Для автомобилистов сделано немало. Логично и справедливо, что теперь власти займутся всерьез развитием общественного транспорта и созданием условий для велосипедистов. Но автомобилисты должны понимать: их привычная жизнь в связи с этим изменится. Уже сейчас сокращается количество парковочных мест в центре, часть привычной дороги будет отдана под велодорожки.

Мы рано или поздно все равно бы пришли к этому. Сейчас важно, чтобы город успел предложить жителям достойную альтернативу. Прогнозируемый график движения автобусов, а также чистые и частые велодорожки, я думаю, оправдают новую политику. Сама поездка на общественном транспорте должна стать комфортной. Крупные пересадочные или узловые остановки, возможно, придется сделать крытыми, отапливаемыми зимой и с кондиционированием летом.

СТАТУС КАЗАНИ ТРЕБУЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАНДИОЗНЫХ ПРОЕКТОВ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА УНИКАЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

Затронув выше тему архитектурных конкурсов, хочется развить ее и в отношении подхода к проектированию наиболее важных участков города. В Казани пока не развито открытое конкурсное проектирование. А ведь здания строятся надолго и создают определенную среду. Открытые конкурсы повысят культуру проектирования и строительства, и от этого выиграют все, и в том числе горожане. А объективная оценка жюри, даст стимул к участию. Кроме того архитекторы выполняя конкурсные работы не испытывают давление условного заказчика и полностью сосредоточенны на эстетическом и функциональном качестве проекта, но в рамках технического задания.

Статус Казани будет провоцировать власти города к реализации грандиозных проектов или строительству уникальных зданий. Несмотря на большую смету и содержание такие объекты в глобальном плане оправдывают себя. Скажем, расходы на строительство и содержание мечети «Кул Шариф» немалые, но ведь это один из главных объектов притяжения турпотока в Казань! Значение этой мечети неоспоримо. И это не древний памятник архитектуры, это новый объект.

А подобные заказы будут, ведь Казань заявилась как один из главных пунктов туристического маршрута России. Тут важно найти баланс без ущерба социальным правам населения, изыскивать средства на заказ подобных объектов. А отдача будет.

В завершении хочется призвать к открытости и диалогу власти, общественные объединения, архитектурные сообщества и население к решению городских проблем. Это же наш город.

Артур Айтбагин