САДОВОДЫ-НЕВИДИМКИ

ОАО «КАПО им. Горбунова» подало заявление в Арбитражный суд РТ, в котором требует признать недействительными постановления сразу нескольких госорганов — администрации Высокогорского района, казанских властей и госкомитета РТ по земельным ресурсам и земельной реформе. Этот демарш авиастроителей направлен против садоводческого некоммерческого товарищества «Прибрежный».

Как рассказал представитель КАПО Виктор Волков, 1 октября 2013 года предприятие получило копию иска упомянутого садоводческого товарищества к Кадастровой палате по поводу уточнения границ участка в 5,6 га юго-восточнее поселка Озерный. Содержание заявления, по словам Волкова, стало для предприятия сюрпризом: «Мы узнали, что на нашей земле находится участок, который в июне 2006 года был поставлен на кадастровый учет, тогда же Палата земельных и имущественных отношений Высокогорского района отдала его на 49 лет в аренду садоводческому товариществу». Основанием для этого стало постановление главы администрации Высокогорского района от 18 июля 2000 года об изъятии из земель подсобного хозяйства КАПО участка и передаче его садоводам. Его продублировал госкомитет РТ по земельным ресурсам и земельной реформе, а следом изъятие участка подтвердил и исполком Казани.

«Все четыре акта приняты с превышением полномочий — эти органы распорядились землями, которыми не имели право распоряжаться», — заявил представитель КАПО, сославшись на то, что, согласно закону 1991 года, все имущество предприятий оборонного комплекса — это федеральная собственность. Он рассказал, что предприятие владеет землями в этих границах с 1985 года — тогда ему предоставили 1,153 тыс. га на праве хозяйственного ведения. Изначально в них входил даже поселок Борисоглебское вместе с кладбищем, но со временем его выделили. Были и другие изъятия: 5 га КАПО потеряло из-за расширения кладбища Казани, еще 44 га «отрезал» кабмин РТ под муниципальную свалку. В итоге после уточнения границ в 2005 году площадь составила уже 819 гектаров. Территориальное управление Росимущества зарегистрировало на эту землю право собственности РФ и передало ее в уставный капитал КАПО, и в итоге авиазавод получил свидетельство собственника.

Представитель КАПО заявил, что спорный земельный участок полностью налагается на землю предприятия. Садоводы же, по его словам, едва ли не мифические фигуры. «На этом участке (в который вклинились 5,6 га авт.) граница осталась неизменной с 1985 года — как проходила по железной дороге, так и проходит, — отметил Волков и заверил, что садоводов там нет и в помине. — Я сам выходил на этот участок и смотрел — никаких строений там нет».

«7 ЛЕТ НЕ ЗНАЛИ, ЧТО НАХОДИТСЯ НА ВАШЕМ УЧАСТКЕ?!»

Представитель минзема РТ (КАПО привлекло министерство как преемника упраздненного в 2000 году госкомитета РТ по земельным ресурсам и земельной реформе) Лариса Белова подняла вопрос об исковой давности: «Участок был передан в аренду в 2006 году. Вы 7 лет не знали, что находится на вашем участке? Извините меня, это абсурдно». Кроме того, выяснилось, что министерство в этом случае не считает себя правопреемником.

Власти Высокогорского района иск не признали. Представитель Палаты земельных и имущественных отношений района Альбина Ахмадиева сообщила, что оспариваемые авиазаводом постановления «были вынесены уполномоченными органами и имеют юридическую силу». Кроме того, по ее словам, было обращение председателя объединенного общества садоводов на бланке КАПО им. Горбунова и все другие необходимые документы. Правда, подкрепить свои слова бумагами она не смогла: в связи с изменением границ столицы РТ — а сейчас эти 5,6 га входят в ее территорию — архив с Высокой Горы передали в комитет земельных и имущественных отношений Казани.

Ахмадиева признала, что в Земельном кодексе есть норма: если имущество федеральное, то и земельный участок закрепляется на том же праве. Но она обратила внимание на то, что собственность РФ на эту землю была зарегистрирована только в 2008 году, тогда как садовое товарищество арендовало 5,6 га двумя годами раньше. А в 1985 году, на который ссылается КАПО, нормы разграничения на собственность еще не было. Ахмадиева тоже удивилась неведению КАПО, отметив, что отданный садоводам участок «сидит» на публичной карте.

Представитель исполкома Высокогорского района Лилия Шамгунова заметила, что госорган не имеет никакого интереса в наделении кого бы то ни было участками:«Процедура изъятия земли регламентирована действующим законодательством — должно быть согласие собственника». И найденные в администрации района документы подтверждают соблюдение этой процедуры: среди них есть согласие КАПО на отвод! Ахмадиева пояснила, что садоводческим товариществам КАПО И КМПО, чьи участки были изъяты под строительство моста «Миллениум», взамен предоставили землю в Высокогорском районе, из которых позже сформировали два участка — 25 га и 5,6 гектара. Однако Волков заявил, что это не так. «Против изъятия 25 гектаров в Высокогорском районе и предоставления их садоводам мы не возражаем — это не наша земля». По его словам, этот участок находится в другом месте, все обиженные садоводы, у которых волевым решением изъяли землю при строительстве моста, разместились действительно там.

«КАПО ПОТЕРЯЛО ПРАВО НА ЭТУ ЗЕМЛЮ»

Между тем садоводы оказались не мифическими, а настоящими — они появились на судебном заседании (СНТ «Прибрежный» привлечено третьим лицомавт.). Какой точки зрения придерживаются они? Представитель садового товарищества «Прибрежный» Владимир Круглов, который, к слову, раньше был директором подсобного хозяйства КАПО, заявил, что предприятие потеряло право на эту землю. По его словам, некогда КАПО дали 1,153 тыс. га сельхозземель в пользование — для подсобного хозяйства. Но оно обанкротилось, и предприятие оформило эту землю в собственность. «Как, если земли сельхозназначения не подлежат приватизации?» — задался вопросом Круглов.

4---IMG_1459-Владимир-Круглов.jpg
Владимир Круглов: «КАПО потеряло право на эту землю»

Он рассказал о том, как на территории подсобного хозяйства появилось садовое товарищество: когда строился мост «Миллениум», сад №9 КПМО и сад №10 КАПО убрали с улиц Адоратского и Чистопольской. Садоводам объяснили, что земля нужна для государства, а им выделят участки в другом месте. И в 2000 году действительно выделили. В том числе эти 5,6 га из земель бывшего подсобного хозяйства КАПО. Но почти до 2005 года садоводы судились по поводу обещанной городом материальной компенсации: «Как без средств строиться на голом месте?» Поэтому единственное, что сделали, — выровняли территорию: «Нам ведь хорошей земли не давали — только овраги и неудобъя». Власти Казани в компенсации отказали, небольшие средства выделила лишь компания «Фон». Но с тех пор дело в плане возведения садовых домиков далеко не продвинулось.

«Как у нас там могут быть сады, когда мы не можем утвердить свои границы?» — вопросом на вопрос отвечает Круглов. Товарищество «Прибрежный» пыталось через суд заставить это сделать Кадастровую палату, но КАПО на процессе заявило, что этот участок накладывается на их землю. «Если называть вещи своими именами: валяют дурочку — мол, земля наша, — возмущается он. — Как она может быть их, если участок давным-давно изъят?» В 2005 году КАПО заключило договор аренды на весь участок, занимаемый подсобным хозяйством, но в 2006 году он был расторгнут администрацией самого предприятия. «То есть право на эту землю КАПО потеряло, — делает вывод Круглов. — С этих пор изъятый участок считается уже землей постороннего пользования. Нам говорят: «Вы самовольщики, кабмин не имел права изымать землю». До 2005 года имел полное право: земля была в государственной собственности, но распоряжались ей муниципальные органы и органы самоуправления», — изложил он свое видение ситуации. По словам собеседника «БИЗНЕС Online», пока земля находилась в пользовании КАПО, из 1,153 тыс. га на нужды муниципальных и городских служб было изъято 334 га: под БКК-3, свалку, кладбище и те же сады — 5,6 га не единственные были взяты для этих целей: выходит, незаконны и эти изъятия?

5.jpg
Когда-то здесь располагались сады

«Давление, которое сейчас идет на нас по этому саду, ни на что не похоже, — жалуется Круглов и напоминает, что садоводы — не посторонние для КАПО люди: «Я 43 года проработал на авиазаводе, председатель объединенного товарищеского сада — 30 лет». Между тем, если изначально членами садового товарищества «Прибрежный» числилось 300 человек, сегодня их осталось 80: пенсионеры уходят в мир иной.

ЗОЛОТЫЕ ГЕКТАРЫ

Как неофициально признают обе стороны спора, его предмет — участок земли за авторынком в районе железнодорожного места через Казанку — в перспективе может сильно подняться в цене. Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить землю, вокруг которой разгорелся спор.

Андрей Савельев — директор компании «НЛБ Недвижимость»:

— Этот участок находится в направлении поселков Кадышево, Борисоглебское, Озерный — земля там недорогая. С учетом того, что это садовое товарищество, 5 - 6 соток оцениваются в районе 150 - 200 тысяч рублей, то есть 30 - 40 тысяч рублей за сотку, не больше. Однако в любом случае эта земля имеет ценность, хотя стоит и не так много, как, скажем, в Алтане или Царицыно. К тому же эти 5,6 гектара не покупали — участок был выделен бесплатно. В этом смысле даже аренда на 49 лет — неплохо. Спорить есть из-за чего.

Даже при такой стоимости с учетом размеров участка выходит очень приличная сумма. Если же будут подведены коммуникации — газ, свет, вода, асфальт, и назначение будет изменено на жилищное строительство, стоимость сотки может вырасти до 100 - 120 тысяч. Тем более что перевод этого участка из категории сельхозземель в другое назначение, в принципе, возможен. Но строить многоэтажки смысла не вижу. Это далеко за городом — инфраструктуры как таковой нет, коммуникации тянуть далеко. Одним словом, обойдется очень дорого. Поэтому более приемлемый вариант — коттеджный поселок.

Валерий Абсалямов — директор центрального дома недвижимости «Валери»:

— Сами по себе сельхозземли стоят дешево. Но в случае их перевода в более-менее подходящее назначение — индивидуальное жилищное либо коммерческое строительство, промышленную зону — ценник будет высокий.

Пока с этими землями ничего, кроме сельхозпроизводства, делать нельзя. Из-за этого функционала никакого движения не будет. Ты с ним купишь землю, провозишься, а потом город ее изымет в связи с новым законом, связанным с неиспользованием земель сельхозназначения.

Оценка спорящих сторон этой земли как золотой может быть связана только с будущими ожиданиями. Наиболее выгоден перевод в жилищное строительство — Ж4, Ж5 под многоквартирные дома. Чуть хуже — под коммерческое строительство: торговый центр и тому подобное. Еще менее привлекательно промышленное назначение: склады или какое-либо производство. Жилищное строительство было бы идеально. Задача одна — перевести. Насколько это легко будет сделать, сказать сложно. С учетом того, что земля находится в черте Казани, могут вмешаться городские власти и даже, возможно, республиканские. Земли переводят из одной категории в другую только на основании постановления кабинета министров. И этому вопросу уделяется сейчас пристальное внимание: земли-то остается все меньше и меньше, ее больше не производят. Теперь вот за сельхозугодья уже взялись.