IMG_9333.jpg

ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Азак возник в 1270 году и уже к началу следующего века по размеру равнялся Лондону. Через город проходил великий шелковый путь, это был центр работорговли и ремесел, здесь чеканились монеты, сосуществовали христиане, мусульмане, язычники. Рядом генуэзцы и венецианцы основали торговую крепость Тана. В 1395 году Тамерлан разгромил Азак и Тану. На развалинах золотоордынского города спустя много лет появилась турецкая крепость Азак, ныне — город Азов в Ростовской области. Сейчас про Азак мало пишут, и местные археологи считают, что это действительно забытый город, который порой даже считают генуэзским. На самом деле можно его считать среднестатистическим золотоордынским сити, по которому можно оценить, чем жила тогда империя.

На небольшой площади первого этажа музея истории государственности татарского народа и Республики Татарстан удалось разместить только часть коллекции, которую удалось собрать за последние 30 с лишним лет в Азове. Причем, в отличие от многих других археологических выставок, в большинстве случаев это не безвестные и непонятные черепки, а абсолютно целые вещи, культурную ценность которых посетители выставки могут оценить и без привязки к истории. «Интересно, что изделия, которые мы видим, одновременно современные, по крайней мере, нам знакомо их прикладное значение, с другой стороны, необыкновенно красивые», — отметила директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева на пресс-конференции, которая предваряла открытие выставки. «Когда и смотришь на представленные в витринах экспонаты, не верится, что долгие годы, столетия они пролежали в земле», — разделила восторг первый заместитель министра культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова.

ЖИЛИ, ЛЮБИЛИ, ТВОРИЛИ

Если представить, что на новую выставку приведут группу школьников, то им легко можно будет рассказать историю жителей города. Как пили, ели, украшали себя серьгами и подвесками, играли в шахматы, рубили дерево топором, пекли с помощью изящных формочек, обрабатывали кожу, кость, добывали металл, даже понемногу занимались алхимией. Интересно, что в современном Азове практически не сохранилось памятников древней архитектуры. Единственное, что можно увидеть и на выставке на фото — основание мечети, сделанной из кирпича-сырца, которую невыгодно было кому-либо разбирать. Зато в отличие от Болгара здесь удалось провести археологические исследование на значительной территории.

Центральное место экспозиции отдано вещам, которые привозились сюда купцами. Скажем, в одной витрине оказались кубок из Ирана, поливная чаша из Испании, фляга из Хорезма, нож из Германии. Во-вторых, здесь можно увидеть образцы кашинной иранской керамики (кашин — это белая пористая керамическая масса, рисунки на ней получаются яркими, а глазурь словно бы светится изнутри — прим. авт.). В-третьих, особая гордость азовцев — керамика юго-восточного Крыма (нынешний Судак). Как с гордостью отметил куратор выставки, заведующий отделом азовского музея Андрей Масловский, у них хранится самая большая коллекция этих изделий. «В XIV веке такая керамика была распространена по всей юго-восточной Европе, но только в нашем городе сохранилась в таком количестве, и даже в местах производства ее не находят столько, сколько мы», — рассказал он.

ИСТОРИЯ ПРОТИВ ЭКСКАВАТОРА

Действительно уникальную коллекцию азовские ученые порой спасают не от тлена времени, а от современных бизнесменов. «По правилам, человек, который хочет что-то построить, должен сделать запрос, нет ли на этой территории мест, интересных археологам, ему говорят, что пара есть, дают список исследователей, рекомендуют обратиться к местным, потому что им не нужны командировочные, — посетовал Масловский. — Обыкновенно же мы видим экскаватор, выясняем, куда он едет, я грудью становлюсь на его пути, мы начинаем писать жалобы, и порой территорию удается отстоять. Но порой на строителей не может повлиять никто. В советское время хотя бы что-то сохраняли. Теперь уничтожается все».