«ПРИЗРАК ВОЙНЫ»

The Times считает, что серьезного конфликта можно избежать благодаря грамотным действиям нового украинского правительства.

«Призрак бродит по Европе. Призрак страшной кровавой войны. В Крыму существует опасность крупного межэтнического конфликта, сравнимого с бойней после распада Югославии, — говорится в статье.— На территории полуострова проживает множество народностей, в том числе крымские татары, которые боятся подъема русского национализма и ищут защиты под крылом единого украинского государства. Если конфликт дойдет до того, что Россия попытается отделить Крым от Украины, начнется война, которая обратит одни этнические группы против других.

Два фактора могут предотвратить никому не нужную эскалацию. Первый — это власть денег: российскими банками вложено в Украину до 30 миллиардов долларов. Второй — это компетентность нового украинского правительства. Любой намек на слабость или непрочность — и Путин наверняка протянет авторитарную «руку помощи».

The Guardian предполагает, что Россия вполне могла быть причастна к захвату крымского парламента.

«Причастен Кремль к захвату здания крымского парламента или нет, совокупные действия России представляют собой явную угрозу, демонстрацию власти и влияния на Украине и опасное разжигание трений в регионе, который и так переживает кризис.

Члены нового украинского кабинета министров должны действовать очень осторожно. Им следует заверить Москву, что ее интересы и интересы русскоговорящего меньшинства будут соблюдены. Они должны очень аккуратно вести себя с вооруженными людьми в крымском парламенте, в противном случае они рискуют нарваться на ответ России.

В грузинском конфликте 2008 года есть несколько уроков для Киева. После того как грузинские войска вошли в отколовшуюся Южную Осетию, поддерживаемую Москвой, Россия нанесла ответный удар. Сотни человек погибли в ходе тяжелейшей пятидневной войны, которая привела к продолжительной российской оккупации 20 процентов территории Грузии. Если нечто подобное произойдет в гораздо большей по площади и гораздо лучше вооруженной Украине, последствия могут быть катастрофическими».

В другой своей статье The Guardian отмечает:

«Так или иначе акты насилия с вводом войск были ограничены. МИД России в субботу заявило, что группа вооруженных людей «из Киева» пыталась захватить правительственные здания в Симферополе, но была отброшены бойцами самообороны. Однако непосредственно в Крыму никто не смог найти ни одного доказательства этой атаки.

Янукович, который в пятницу провел пресс-конференцию в российском городе Ростове, заявил, что все еще является законным президентом Украины, а новое правительство назвал нацистами. Теперь роль Яуковича непонятна, но в Совете Федерации сказали, что он одобрил введение российских войск на территорию Украины. Президент улетел из своей страны после подписания соглашения с лидерами оппозиции в присутствии трех министров иностранных дел ЕС. Причем Россия обвинила ЕС за то, что тот не смог гарантировать исполнение оппозиционерами их части договора. Отлет Януковича из Киева стал кульминацией трех месяцев протестных движений, которые привели в смерти 82-м убитым в ходе столкновений с полицией».

«ВЛАДИМИР ПУТИН — ВСЕГО ЛИШЬ ОБЫКНОВЕННЫЙ РУССКИЙ АВТОКРАТ»

The Christian Science Monitor вспоминает работу американского политолога и дипломата Джорджа Кеннана, который еще в 40-х годах разработал геополитическую «концепцию сдерживания», которая обеспечивает поддержание мира на основе неизбежности тотального возмездия противника в случае нанесения по нему первого удара..

«Демонстрируя Украине свои мускулы, Москва подтверждает стереотипы западного руководства, согласно которым Россия настолько боится вторжения, что силой заставляет соседей служить ее буферной зоной. В ближайшее время у Владимира Путина имеется возможность доказать, что это не так.

Как писал знаменитый американский дипломат, автор «концепции сдерживания» СССР Джордж Кеннан: «Следует помнить, что они незащищенный народ, который страх или беспокойство о престиже может толкнуть на поступки, не отвечающие ни нашим, ни их собственным интересам».

«Владимир Путин — всего лишь обыкновенный русский автократ, который смотрит на мир с точки зрения географии России», — говорится в книге Роберта Каплана «Месть географии» (The Revenge of Geography). — Он видит и знает, что территория России распростерлась на половину меридианов земного шара, а население — меньше, чем у Бангладеш. К тому же у нее нет естественных границ на западном европейском направлении, из-за чего ее завоевывали не только Франция и Германия в лице Гитлера и Наполеона, но на более ранних этапах российской истории и шведы, и поляки, и литовцы.

Это удобное восприятие России, но украинский кризис дает Путину возможность не подтверждать этот стереотип. Украина не должна становиться поражением Путина или причиной для агрессивного поведения. Она может помочь утвердить идентичность России, которой будут восхищаться другие страны».

The Wall Street Journal, в отличие от The Guardian, совершенно серьезно утверждает, что именно российский спецназ организовал захват парламента Крыма.

«Захват здания парламента Крыма имел все признаки операции российского спецназа. По крайней мере, у США и Евросоюза не осталось никаких сомнений относительно намерений президента России спровоцировать потенциально вооруженный конфликт в Европе.

Кремль проверяет реакцию и Запада, и Украины. Путин видел, что Вашингтон и Европа не очень-то помогли Грузии в момент российского вторжения в 2008-м и флегматично вели себя в течение трех месяцев протестов на Украине. События текущей недели говорят о том, что он раздумывает над перекраиванием территории Украины — одним из способов гарантировать ее невступление в ЕС и НАТО.

Будучи авторитарным лидером, Путин непредсказуем. Он может с такой же легкостью прекратить эскалацию конфликта, с какой принял решение о конфронтации с новым украинским правительством. Проблема в том, что на всех фронтах, будь то противоракетная оборона в Восточной Европе или Сирия, Белый дом уступал его желаниям и не давал ему оснований уважать волю Америки. Твит из штаб-квартиры НАТО или сделанное в четверг заявление госсекретаря Джона Керри по Крыму этого не изменят».

«ВЫСОКИЙ РИСК НА УКРАИНЕ»

Испанская Le Temps отмечает, что именно Европейский Союз должен взять на себя ответственность в урегулировании конфликта.

«В настоящее время всех беспокоит раскол Украины и превращение революции в гражданскую войну с эпицентром в Крыму».

«Именно так и начинаются региональные конфликты», — предупредил 27 февраля министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.

«Военное вторжение путинской России на Украину для защиты русскоязычного населения — не просто фантазия протестующих с майдана.

Необходимо срочно объединить раздробленное украинское общество, восстановить мост между Европой и Россией, которым является Украина, и это ответственность ЕC. В противном случае Владимир Путин не упустит возможности запустить центробежные силы с прицелом на Крым».

El Pais считает, что России не следует пытаться извлечь выгоду из событий, происходящих в соседней страны.

«Последние события и заявления — приметы того, что Кремль применяет стратегию давления. Обнаруживаются также «элементы взрывоопасного коктейля» — устройство страны не реформировано, майдан хоть и говорит от имени всей страны, на деле не представляет Украину целиком, есть вероятность распада страны.

Москве лучше больше не пытаться извлечь выгоду из событий, а сдержать обещание Путина — сообща с Западом урегулировать украинский кризис».

The Daily Beast сообщает, что разведка США пришла к выводу, что Россия не намерена вторгаться на Украину. Неназванный высокопоставленный сотрудник разведки США сказал изданию.

«Уже сам факт выбора момента для учений, если учесть, что творится на Украине, и обратить внимание на внезапный характер учений, должен вызывать тревогу, однако с точки зрения разведки мы не имеем никаких резонов полагать, что это не просто военные учения.

Анонимный источник из аппарата конгресса США пояснил: «Слишком мало медицинских подразделений, которым приказано сопровождать российские войска к украинской границе». Иными словами, на подготовку к войне не похоже. Тот же источник сказал, что при перехвате переговоров не выявлены какие-либо планы вторжения.

Фиона Хилл — директор Center on the United States and Europe в Brookings Institution, тоже не ожидает наземного вторжения России на Украину, однако оговаривается: «Есть одно место, где они действительно могут предпринять что-то милитаристское, — Крым».

Журналист Le Temps Эммануэль Гриншпан отмечает, что в столице Крыма Симферополе ситуация с каждым днем становится все парадоксальнее.

«Наспех организованные отряды сторонников России патрулируют улицы города. В ночь с 26 на 27 февраля группа из трех десятков хорошо вооруженных людей захватила здания парламента и правительства автономии. С тех пор здания оцеплены милицией. Правоохранители находятся в явном меньшинстве, но чувствуют себя спокойно: они отделяют пророссийских бойцов в зданиях от пророссийских манифестантов на улице.

26 февраля органам правопорядка пришлось выполнять куда более сложную задачу: разнимать стычки этнических русских и крымских татар, выступающих категорически против отделения Крыма от Украины. Русские националисты обзывали татар фашистами, а те размахивали украинскими флагами с таким же пылом, как жители Северо-Западной Украины.

Уже на следующий день было объявлено, что референдум относительно судьбы Крыма состоится 25 мая».

Но кто же взялся за оружие, чтобы захватить администрацию? «Спецназ из Севастополя», — уверен бывший глава службы безопасности Украины (СБУ) Евгений Марчук. «Это чеченцы», — говорят в самом Симферополе, ссылаясь на свидетелей, якобы видевших, как в здание парламента входят «вооруженные бородачи».

Обозреватель The Washington Post Энн Эпплбаум считает, что президент Путин наверняка осознает, что в полномасштабном вторжении на Украину нет никакой необходимости.

«У него есть целый арсенал невоенных тактик, которые способны подорвать позиции нового украинского правительства. У организации, ранее известной как КГБ, определенно есть опыт дестабилизации обстановки в зарубежных странах, особенно путем provokatsiya. У русского слова «провокация» есть узкое значение — «политическое событие или действие, организованное властями через их собственные спецслужбы и в их собственных интересах».

Перед манипуляциями уязвим и Крым. Присутствие автоматчиков в камуфляже без нашивок, совпавшее с российскими учениями и заявлениями российской прессы о фашизме на майдане, возможно, призвано поощрять сепаратизм.

Есть и экономические инструменты: отказ российских банков от деятельности на Украине, бойкот особо уязвимых отраслей украинской промышленности, цены на газ, говорится в статье. Может быть, Россия просто подождет, пока Украина обанкротится (к этому все идет). Возможно, у Запада иссякнет терпение, или украинцы разочаруются в нынешних лидерах.

Возможно, дестабилизация Украины только начинается, а события в Крыму — лишь первый акт. Украинских протестующих ждут совершенно новые испытания».

Колумнист той же газеты The Washington Post Чарльз Краутхаммер считает, что президентом России движут имперские амбиции.

«Путин видит свою глобальную миссию в восстановлении российской империи. Он использовал войну с Грузией 2008 года, чтобы отсоединить две ее провинции. Затем он заставил Украину отказаться от соглашения об ассоциации с ЕС. Однако, как выяснилось, у Украины были другие соображения на этот счет. Она свергла ставленника Москвы в Киеве Виктора Януковича и обратилась к Западу. Но Запад — Евросоюз и Америка — не знали что делать.

Генри Киссинджер когда-то сказал: «В конце концов, мира можно достичь либо за счет гегемонии, либо за счет баланса сил». Сейчас или Украина окажется под российской гегемонией, или окончательно определит свое будущее — если Америка уравновесит власть России.

Как это сделать? Можно начать с заявления о бескомпромиссной поддержке Америкой украинской революции. За этим должен последовать основательный пакет мер финансовой помощи.

Госсекретарь Джон Керри заявил, что вторжение России будет ошибкой. Увы, любое подобное заявление со стороны этой администрации весит не больше перышка. Но это лучше чем ничего. Еще лучше было бы подкрепить эти слова, послав военно-морскую флотилию в Черное море.

Да, 15 миллиардов долларов — это много. Но это меньше половины одной десятой доли 1 процента ВВП ЕС и США вместе взятых. И денежные расходы бесконечно предпочтительнее кровопролития. Особенно если принять во внимание стратегические ставки: без Украины не будет российской империи. Путин это знает. Именно поэтому он продолжает усиливать давление. Вопрос заключается в том, сможет ли администрация Обамы оказать ответное давление, чтобы дать Украине возможность дышать?»

Обзор подготовил Марсель Магизов.

Использованы оригинальные материалы, а также переводы портала Inopressa