КИНО КАК ГРАВЮРА БОСХА

Фильм одного из последних классиков советского авторского кинематографа Алексея Германа превратился в легенду еще задолго до своего выхода на экраны. Режиссер «Проверки на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин» начал снимать картину по самому знаменитому роману братьев Аркадия и Бориса Стругацких еще в конце 1990-х. Великий Герман не собирался вписываться в рамки современного кинопроцесса, работал так, как привык, мучительно долго доводя до идеала каждый кадр и каждый звук. Кажется, что уже добрый десяток с лишним лет назад Леонид Ярмольник с нескрываемым восхищением рассказывал о своем участии в съемках. Ведь ему, которого все знают как телеперсонажа и шоумэна, но мало кто помнит в качестве актера Юрия Любимова в театре на Таганке, досталась главная роль, роль дона Руматы — землянина, превратившегося из наблюдателя в активного вершителя истории на планете Арканар.

Первые зрители картины, которая так и не появилась на главных западных фестивалях, не стеснялись в эмоциях, говорили об эмоциональном потрясении, концентрированном в невыносимых дозах насилия на экране, сравнивая фильм Германа с произведениями знаменитого живописца Иеронима Босха. В результате к широкому зрителю картина «Трудно быть Богом» пришла к концу этой зимы. Хотя и обнаружилась в третьей столице России только в одном кинотеатре «Мир» одним сеансом в день. Но очевидно, что настоящему киноману пропустить такое было просто нельзя, пусть и три часа экранного времени представлялись непростым испытанием.

СОВЕТСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ЖИВА

Учитывая всякое отсутствие рекламы, вряд ли можно было ожидать особого наплыва зрителей на картину Германа. Каково же было удивление корреспондента «БИЗНЕС Online», когда тот уже за 30 минут до единственного в субботу показа «Трудно быть Богом» обнаружил в кинотеатре «Мир» настоящую очередь в кассу. Хвост которой, ближе к сеансу, уже едва не выходил на улицу. Возможно, увидев подобное зрелище, директора казанских многозальных мультиплексов стали бы кусать локти и бороться за копии фильма с целью показа у себя. Но пока этого не произошло. В итоге все билеты в совсем даже не маленький единственный зал «Мира» были проданы. Затем, уже стоя в тесном «предбаннике», становится понятно, что аудитория эта совсем нетипична для обычного кинопоказа, на который старшеклассники и студенты младших курсов водят своих подружек, чтобы поесть попкорна и целоваться в темноте.

Определение «советская интеллигенция» как нельзя лучше подходит для описания тех, кто пришел на «Трудно быть Богом». Последние из выживших в российском Арканаре. Причем независимо от возраста, ведь тут были те, кто родился уже после развала Союза. Но это была именно та публика по духу, которая в советские времена валом валила на фильмы Андрея Тарковского, трудно себе представить, но было и такое — аншлаги в 80-х на «Солярисе» или «Сталкере», которые делали ИТР и прочие «очкарики». Даже от спартанского убранства «Мира», специализирующегося на фильмах, подпадающих под ужасное определение «арт-хаус», веяло чем-то советско-интеллигентским. Туалеты так точно из тех времен, хотя в контексте показа фильма Германа их состояние и казалось частью хорошо продуманного интерьера. На вопрос, что привело ее на такое кино, корреспонденту «БИЗНЕС Online» ответила одна из зрительниц, представившаяся студенткой Дашей:

— По пути в кинотеатр я думала о том, что у них не предусмотрен гардероб, но всегда достаточно много свободных мест, и я смогу положить вещи на соседнее сиденье. Но как только я подошла и увидела огромную очередь в кассы, то поняла, что еще не факт, что смогу насладиться последним фильмом Германа. Хорошо, что я подошла немного пораньше и успела забрать практически последний билет. Действительно не ожидала такого ажиотажа к этому фильму, поскольку о Казани нельзя говорить как о культурно развитом городе. Если бы это было так, то фильм показывали бы в нескольких кинотеатрах и по два-три сеанса в день. Знаете, что любопытно? Это зрители. Настолько разные слои населения, разные социальные группы, что невозможно обозначить одним определением: здесь и те, кто хорошо знаком с творчеством Стругацких, и те, кто любит фильмы Германа, киноманы, хипстеры, кто угодно. Целевая аудитория этого сеанса от 18 до 99, если так можно сказать. И это удивляет, потому что фильм, говорят, очень сложный, трехчасовой и мрачный. Надеюсь, люди не будут уходить с сеанса.

ФИЛЬМ-ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

И правда, публика оказалась очень подготовленной, и за 177 минут, которые длится это кино, зал покинули человек 10 - 15, не больше. Между тем само зрелище вполне соответствовало тому, что о нем писали и говорили. Герман, не доживший до премьеры, снял очень страшную картину, лишний раз доказывающую, что ничего более ужасного, чем то, что мы можем найти в реальной жизни, не существует. И пусть дело происходит в далеком и придуманном Арканаре, конечно, кумиры шестидесятников – братья Стругацкие писали о нас. Хотя фильм намного сложнее и фрагментарнее, но знание самой знаменитой повести хотя бы позволяет пусть и отчасти, но держать в руках нить запутанного и невнятного сюжета. Но для Германа это и неважно — три часа ужасов и кошмаров жизни на вымышленной планете, похожей на Землю, на которую «земляне прилетают все реже, а пьют все больше» — это фильм-предостережение, это завещание большого художника для своих зрителей, для тех самых землян, которые хоть и надевают белые рубахи, выделяющие их из серой толпы арканарцев, но живут все в той же грязи, и вспарывают животы друг другу с тем же удовольствием.

Фирменная германовская черно-белая картинка, чудеса операторской работы, звуки и даже запахи, передающиеся через экран — все это «Трудно быть Богом», и запредельное качество фильма еще больше усиливает шок от происходящего на экране, где «черные» свергают «серых», попутно уничтожая всех самостоятельно думающих и мыслящих на Арканаре. Совпадение выхода фильма в прокат с разворачиванием известных событий на Украине кажется также символичным, создавая в голове зрителя особую картину, своеобразные интеллектуальные «3D-образы». Хотя и находить в сегодняшних новостях персонажей в точности похожих на героев, выписанных знаменитыми писателями, довольно непросто. Кстати, книги Стругацких в магазинах почему-то лежат не на полках «классика ХХ века», а в разделе «фантастическая литература» вместе со всевозможными «волкодавами» и прочими «гоблинами». После фильма Германа их просто необходимо переставлять.

«Я ВОВСЕ НЕ ОБЕЩАЮ, ЧТО ЗРИТЕЛЮ ЭТО ПОНРАВИТСЯ»

Виктор Матизен — кинокритик (Москва), президент гильдии киноведов и кинокритиков России с 2003 по 2011 год:

— Ничего подобного в нашем кино еще не было, и в скором времени вряд ли что-то подобное вы увидите. Я считаю, что каждый любитель кино должен эту картину посмотреть. Я вовсе не обещаю, что она ему понравится, вообще, это не то кино, о котором можно просто сказать «оно мне нравится». Там определения гораздо глубже. Могу точно сказать, что тем, кто настроен на «легкое» кино и веселое времяпрепровождение, наверное, не стоит идти на эту картину, хотя, любопытства ради, можно и заглянуть. Да, «Трудно быть Богом» смотреть достаточно тяжело, и вот так в двух словах свои впечатления об этом фильме не изложить. Эта картина ставит массу вопросов, на которые нет однозначного ответа. Повесть братьев Стругацких, по которой она была написана, гораздо проще поддается восприятию, чтению и осмыслению.

Уже само создание этого фильма можно считать грандиозным событием, а то, что она вышла в прокат, является естественным следствием этого. Что касается, числа копий и киносеансов, то прокатчики прекрасно разбираются в своем деле. И если они увидят, что в Казани на этот фильм выстраиваются очереди, а мест в кинотеатре не хватает, то уж будьте уверены, что они своей выгоды не упустят. На самом деле, какой смысл крутить картинку в пустых кинотеатрах. Самое главное — чтобы фильм можно было посмотреть. И это необязательно должен быть кинотеатр, это так же может быть и какой-то платный ресурс в интернете. Но делать 10 тысяч копий и крутить ее во всех кинотеатрах — это абсолютно бессмысленно.

«НАШ ЗРИТЕЛЬ ХОЧЕТ ВИДЕТЬ ТАКИЕ ФИЛЬМЫ»

Александр Ишимовдиректор кинотеатра «Мир»:

— Вообще, показ этого фильма в Казани мы планировали достаточно давно и планировали давать премьеру «Трудно быть Богом» с самим режиссером. Но судьба не дала нашим планам реализоваться. В любом случае эта картина соответствует формату кинотеатра, наш зритель хочет видеть такие фильмы и идет на такой киносеанс.
Уже сейчас, спустя несколько дней после начала проката фильма, я могу сказать, что и на эту картину зритель идет очень охотно. Залы собираются, и даже есть тенденция, что зрителей чуть больше, чем обычно. Что касается их впечатлений, кто знает, на что идет, тот выходит из кинотеатра с двояким ощущением, с вопросами, которые ставит перед собой. Ну а кто не знает, те уже уходят спустя 30 - 40 минут, но таких зрителей, к счастью, у нас мало. В основном все же досматривают фильм до конца, и каждый выходит со своим мнением, потому что фильм действительно очень неоднозначный.

Алексей Юсев — кинокритик (Москва):

— Я еще сам не ходил на этот киносеанс, планирую его чуть позже, но уже сейчас понимаю, что просмотр «Трудно быть Богом» точно не будет легким. Уже очень много слышал о том, что до конца досиживает только треть зала, что фильм очень тяжелый, проходит через разные пограничные состояния, зрелище исключительно для эстетов. В первую очередь на моральном уровне нужно быть готовым к такой картине. Поэтому легкого просмотра я не жду, но что же поделать, не первый фильм такой. Кроме того я с большим уважением отношусь к творчеству Германа, у меня даже есть подписанная им книга со сценарием этого фильма.

Насколько я знаю, фильм выпустили с числом копий в 50 штук по всей России. И это далеко не мало, даже, наоборот, много. Другой вопрос, чтобы сеансы не ставили на слишком позднее время. В Москве, например, кинотеатры ставят этот сеанс в 10 вечера — фильм заканчивается в час ночи, когда метро уже не работает, это же очень неудобно.
А сама картина, безусловно, — это грандиозное событие для отечественного кинематографа. Герман — титан нашего кино. Однако следуют понимать, что режиссер к концу жизни неоднократно говорил, что ненавидит кинематограф, и именно эта нелюбовь показана в фильме, все это отвращение и эти состояния. Это фильм о нелюбви, поэтому кино не для всех.