«НАША ЦЕЛЬ — ИЗУЧИТЬ СИТУАЦИЮ»

— Какова точная цель приезда вашей делегации в Крым? Почему именно сейчас Госсовет Татарстана решил направить вас сюда?

Разиль Валеев: Да, мы в составе делегации парламента Республики Татарстан приехали в Автономную республику Крым. В составе делегации пять депутатов. Вчера утром (27 февраляприм. ред.) Госсовет собрался на свое внеочередное заседание и мы полным составом Госсовета приняли обращение к народам республики Крым.

— В чем суть этого обращения?

— Суть обращения в том, чтобы в Крыму был мир, спокойствие. Чтобы без кровопролития, за круглым столом, дипломатическими путями достичь согласия. Чтобы не проливалась кровь на крымской земле...

— То есть вы говорите о том, о чем говорит председатель Меджлиса крымских татар Рефат Чубаров?

— Да, сегодня мы встречались с руководством Милли Меджлиса, и нам сказали, что в своем обращении мы слово в слово повторили чаяния народов Крыма и, в особенности, крымских татар.

— О чем вы говорили с руководителями Меджлиса?

Мы больше слушали. Цель нашего визита — передать обращение парламента Татарстана народам Крыма и изучить ситуацию. Пока о событиях, которые здесь происходят, мы информированы только через СМИ. Мы же хотели своими глазами увидеть, пообщаться. Мы общались не только с Милли Меджлисом, но и встречались с активистами других движений и организаций крымских татар. Мы намерены завтра и послезавтра продолжить такие встречи. Кто с нами согласится встретиться, с теми мы с удовольствием пообщаемся.

— Каковы итоги встречи? К чему вы пришли?

Роберт Миннуллин: Мы не можем быть в стороне от этой проблемы, потому что в Крыму живет родственный нам народ. Нас, безусловно, заботит судьба всех народов, населяющих Крым, но к крымским татарам — особый интерес.

— Какое у вас сложилось общее впечатление о той ситуации в Крыму. Вам тревожно?

Разиль Валеев: Если бы нам не было тревожно, то мы бы не собрали внеочередную сессию Госсовета РТ только по одному вопросу, по вопросу принятия обращения к народу Крымской республики. Когда мы общались с руководством Меджлиса, я подумал, что это что-то знакомое для нас. Потому что в 90-е годы мы проходили это. Мы вышли из той истории без кровопролития. Руководство Татарстана и России сели за круглый стол, подписали договор о разграничении полномочий, и у нас все нормально. Мы живем в стабильном государстве и в стабильной республике.

«МЫ НЕ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО У ТАТАР, ПРОЖИВАЮЩИХ В РОССИИ, СОВСЕМ НЕТ ПРОБЛЕМ»

— Вы говорите, что у вас все хорошо. Как вам живется в современной России? Положа руку на сердце. Я помню было много публикаций в прессе, что татарам в вашей республике запретили перейти на латинскую графику...

Разиль Валеев: Мы не можем сказать, что у татар, проживающих в России, совсем нет проблем.

Роберт Миннуллин: Между Крымом и Татарстаном есть очень много схожего, потому что Татарстан — это республика в составе России, а Крым — автономная республика в составе Украины. У татар, живущих в Татарстане, и татар, живущих в Крыму, схожие исторические судьбы, есть схожие моменты и сейчас. Поэтому, огорчившись, мы приехали сюда и, как сказал Разиль Исмагилович, мы прошли эти этапы и, каждый раз встречаясь, мы говорили о неделимости Украины, ее нельзя разделять. И глава парламента Крыма тоже вел речь об этом, и мы разделяем его позицию. Конечно, Крым должен быть в составе Украины. Самый волнующий нас момент — если все-таки будет проведен референдум, какова же будет судьба крымских татар.

— Фактически у вас тот же набор проблем, что и у нас: язык, образование, школы и так далее...

Роберт Миннуллин: Мы живем по договору между Татарстаном и федеральной властью.

— Как вы относитесь к этому договору? Он вас удовлетворяет? Я знаю, что вы оба народные поэта Татарстана. Для вас очень близки проблемы языка и образования. Можно ли сказать, что все хорошо?

Разиль Валеев: Если бы у нас не было договора, ситуация была бы совершенно другая. Если бы не было договора, закрепляющего наши отношения, мы были бы в подвешенном состоянии. Субъекты РФ имеют право подписать и федеративный, и иные договоры. Иные договоры как раз сделаны для Татарстана и Чечни. Потому что тогда две республики не подписали федеративный договор. Тогда мы были бы не в РФ. Подписание данного договора дало нам спокойствие и стабильность. Чем отличаются казанские татары от крымских — мы живем в стабильной республике.

— Ответьте максимально честно. Убеждали ли вы руководство Меджлиса, чтобы они пошли на сотрудничество с новой властью в Крыму?

Разиль Валеев: Если бы мы взяли на себя обязанности успокоить крымско-татарский народ, это было бы сверхъестественно. Каждый народ должен решать свою судьбу сам. Мы можем только помочь. Когда мы разговаривали с руководством Меджлиса и представителями других общин, об этом и спрашивали. Чем Россия, чем субъекты РФ могут помочь? У нас были свои предложения. Меджлис и руководство Всемирного конгресса татар приняли такое предложение — подписать договор о совместной работе. В скором будущем мы этим займемся. В свое время у нас в Крыму очень хорошо проходили дни татарской культуры, а в Татарстане — крымских татар. Мы договорились возобновить эту традицию. Мы хотим обмениваться студентами. Эти лишь примеры возможного сотрудничества, наши планы будут способствовать сближению наших народов.

— Вы смотрели первый крымско-татарский фильм «Хайтарма»? Он принял участие в международном фестивале мусульманского кино во внеконкурсной программе в Казани. Бог с ним. Но почему его не показали в кинотеатрах?

Разиль Валеев: Ведутся переговоры о показе его по нашему телевидению. В прокате нет ни одного фильма, который участвовал в фестивале мусульманского кино.

«Я НЕ ВИДЕЛ, ЧТО ЭТО РОССИЙСКИЕ ВОЙСКА»

— Если в Крыму, не дай Бог, начнется военный конфликт, как будут вести себя наши братья из Татарстана?

Роберт Миннуллин: Мы надеемся, что такого не будет. Не допустят этого ни народы Крыма, ни мировая общественность.

Разиль Валеев: Сколько мы общались, никто не хочет войны.

— Вы говорите о простых людях. Но вы понимаете, что в Крыму работают интересы разных государств, в том числе и России. Сегодня ни для кого не секрет, что мы имеем дело с российской армией. Ни для кого не секрет, что по улицам крымских городов открыто передвигаются военные вашей страны. Как вы к этому относитесь?

Роберт Миннуллин: Я не видел, что это российские войска. Никто этого не знает, это только слова. Мне кажется, что такого не может быть.

— Меджлис озвучил вам позицию, что они отказываются сотрудничать с этой властью, которая предлагает им должности?

Разиль Валеев: Мы об этом не говорили. В основном они заявляли, что против референдума, его результат никогда в их пользу не будет, потому что их меньшинство.

— Вы согласны с этим?

Разиль Валеев: Конечно. В проигрыше они будут всегда.

— Вы встречались с Милли Фирка и прочими организациями. Какая из них имеет больше влияния на крымских татар?

Разиль Валеев: У нас тоже много общественных организаций, но у нас есть координация национальных движений под эгидой Всемирного конгресса татар. Конечно, не всегда мы можем договориться, но к этому стремимся. В Милли Фирка говорили, что у них нет такого координационного центра, что у вас много разных мнений. Может быть, так и нужно в столь острый момент. Мы обычно к людям бросаемся, когда беда. Даже когда нас не приглашают. Когда праздник — то по приглашению. Поэтому решили приехать сюда.

Роберт Миннуллин: Для нас обоих это неординарная поездка. Мы много раз приезжали в Крым, отдыхали, писали стихи. Сейчас мы приехали в этот край как политики и депутаты. Но в будущем вновь приедем как поэты и будем писать прекрасные стихи.

«ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?»

— Я понимаю, что вы не можете говорить от имени РФ, но от Татарстана можете. Когда вы вернетесь в Татарстан, что вы расскажете своим коллегам по Госсовету и руководству республики?

Роберт Миннуллин: Все, как есть.

Разиль Валеев: Мы только первый день в Крыму. Мы планируем встречаться с представителями общественности Крыма. Мы также собираемся встретиться с депутатами Верховной Рады. Только тогда будет объективная картина того, что происходит в Крыму.

— О чем вы хотите поговорить с ними?

Роберт Миннуллин: Хотим узнать, что они собираются делать после референдума? Как будут выстраивать отношения с так называемой новой властью в Киеве.

— Крым в составе Украины должен остаться. Как вы считаете?

Роберт Миннуллин: Это естественно, Украина — неделимое государство.

Разиль Валеев: Мы бы хотели спросить, если состоится расширение полномочий в республике Крым, расширятся ли полномочия всех народов, в том числе крымских татар. Это нас тоже беспокоит.

— Благодарю вас за интервью.

Источник: телекомпания АТР