ОТМЕНА «СЕМИДНЕВНОГО ПРАВИЛА»

В рамках международного форума «Безопасность и связь», который в эти дни проходит на «Казанской ярмарке», вчера прошло секционное заседание на тему «Безопасность жизнедеятельности на дорогах». Председательствовал замначальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. В обсуждении актуальной для Татарстана темы участвовали премьер-министр РТ Ильдар Халиков, главный госавтоинспектор республики Рифкат Минниханов. В заседании приняли участие 250 человек.

Халиков рассказал, что до недавнего времени российский порядок учета количества погибших в ДТП был основан на «семидневном правиле», слегка улучшавшем национальную статистику: если участник ДТП умирал в больнице на 8-й день после аварии, его погибшим в ДТП не считали. Однако с начала 2009 года порядок учета погибших приблизили к международным нормам: погибшим стал считаться участник ДТП, умерший не позднее 30 дней после аварии.

А В АМЕРИКЕ...

По словам премьер-министра, ежегодно в мире в среднем гибнут в ДТП 18 человек на каждые 100 тыс. населения. Ученые пришли к выводу, что показатели смертности в разных странах отличаются и, как правило, напрямую зависят от уровня экономического развития страны. Больше всего смертей в результате ДТП в Намибии — 45 на 100 тыс. населения, на 2-м месте — Таиланд (34 на 100 тыс.), на 3-м — Иран (38 на 100 тыс.). Россия — 97-я (всего в рейтинге 193 страны) — 18,8 погибших на 100 тыс. населения в год.

В Америке, несмотря на миллиард автомобилей, ситуация намного спокойнее, отметил Халиков. Там ежегодно в результате ДТП гибнут 14 человек на 100 тыс. населения. Но ориентироваться, по словам премьер-министра, нужно на Японию, Великобританию, Германию и ряд других стран, где этот показатель — 5 - 6 человек.

Что касается Татарстана, то у него серьезные проблемы по смертности в ДТП, заявил премьер-министр РТ, — 700 жертв в год. Большую смертность на дорогах РТ Халиков объяснил увеличением числа автомобилей за последнее десятилетие — с 700 тыс. до 1,5 миллиона. С 43 до 70 тыс. выросло количество водителей. За это же время количество пресекаемых ежегодно нарушений ПДД увеличилось с 1 млн. до 5 миллионов.

«Беда сегодняшних водителей в том, что количество приобретаемых автомобилей не совпадает с качеством профессиональной подготовки, уровнем психологической готовности, особенно учитывая изменения дорожной инфраструктуры, — констатировал премьер. — Меры, реализованные в рамках подготовки к Универсиаде, позволили лишь частично смягчить эту проблему, но мы не добились тех результатов, которых бы нам хотелось».

IMG_0093.jpg

ПОРЯДОК ПО-ФИНСКИ

Интересным опытом в обеспечении безопасности дорожного движения поделился специалист по техничесткому состоянию транспортных средств и транспортировке опасных грузов из Финляндии Рику Хейкки Лянсивуори. Он рассказал о действующих в его стране комиссиях по исследованию ДТП, которые разрабатывают рекомендации по повышению уровня безопасности на дорогах. В каждую комиссию входят полицейский, специалист по техническому состоянию ТС, медик, психолог, которые наделены широкими полномочиями по работе на месте аварии. Информация от комиссий поступает в национальный архив Финляндии. Эти материалы позволяют сделать правильные выводы и составить рекомендации предупреждения ДТП.

После доклада Лянсивуори выступление доктора биологических наук Рустама Гильмутдинова выглядело несколько экзотическим. Он рассказал о строительстве экодуков — мостов, по которым животные переходят дороги. Идея участникам заседания понравилась, но строительство мостов для лосей — вряд ли дело ближайшего будущего. К слову, стоимость одного экодука — 100 - 150 млн. рублей.

В ПРЕДДРЕМОТНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

Представитель компании «Нейроком» Дмитрий Макаев рассказал о том, что многие ДТП с погибшими происходят из-за усталости водителя и засыпания за рулем. По словам Макаева, особенность человеческой психики в том, что сам человек не способен оценить степень своего утомления, принять решение остановиться и отдохнуть.

Но «Нейроком» создал систему непрерывного контроля состояния водителя в пути. Она состоит из браслета и перстня, стационарного блока и блока взаимодействия с системами автомобиля. Браслет и перстень считывают с кожи информацию об электродермальной активности человека — так определяется «уровень бодрствования». Как только система замечает признаки преддремотной релаксации, она издает звуковой сигнал, а перстень и браслет начинают вибрировать. Система успешно используется машинистами поездов, которым для того, чтобы успокоить браслет, нужно встать и нажать соответствующую кнопку.

Выслушав доклад Макаева, Кузин высоко оценил разработки «Нейрокома» и порекомендовал продолжать работу над чудо-браслетами.