В КАЗАНИ ПОКУПАЮТ ОКОЛО ТРЕТИ МАШИН

Число приобретенных новых автомобилей в Казани снизилось на символические 0,4%: с 48 065 единиц за 2012 год до 47 889 единиц за 2013 год. Это чуть более трети купленных в Татарстане в целом машин. Как мы рассказывали в предыдущей публикации, в РТ было поставлено на учет в ГИБДД в общей сложности 124 415 новых автомобилей.

Судя по данным, которые предоставило «БИЗНЕС Online» агентство «Автостат», автомобилисты Казани в своих предпочтениях в минувшем году были заметно требовательнее, чем жители остальных районов и городов РТ. Так, они заметно менее лояльно, чем в целом по республике, отнеслись к промахам бывших фаворитов рынка в лице LADA, Chevrolet и Nissan. Тем временем покупки продукции класса люкс выросли: в среднем за 2013 год таких авто было приобретено на 21% больше. Самый заметный вклад в абсолютный прирост в премиальном сегменте внесли Mercedes и Infiniti, чему способствовал приход новых официальных дилеров этих марок в Казань. Но обо всем по порядку.

LADA, CHEVROLET И NISSAN УВЕЛИ РЫНОК В МИНУС

Начнем с главных виновников общего спада на рынке Казани. Номер один из них – LADA: минус 22% (2 730 единиц) с 12 406 единиц в 2012 году до 9 676 единиц в 2013 году. Как рассказывают участники рынка, в Казани отечественные машины вызывают все меньший интерес, и львиная доля вазовских автомобилей, будучи продана в автосалонах столицы (крупнейший продавец этих машин — «КАН-Авто»), на деле отправляется в другие города и районы республики.

Безимени-1.jpg

Кстати, еще одна тенденция, которую отмечают автодилеры: в последнее время значительная часть подержанных иномарок также уходит за пределы столицы, причем не только в Татарстан, но и в соседние регионы. Причинами этого является довольно высокая интенсивность, с которой обновляют свой парк казанские автомобилисты, а также активная деятельность перекупщиков из Чувашии, Кировской области и др., которые предпочитают покупать машины б/у для перепродажи именно в Казани. Считается, что такие автомобили стоят несколько дешевле, чем в других поволжских городах в силу большей развитости нашего рынка.

За вазовскими машинами следом по размерам своего «вклада» в спад идет бывший обладатель «серебра» нашего рейтинга — Chevrolet. Здесь наблюдается снижение на 22,7% (1 128 единиц) до 3 835 авто за 2013 год. Опрошенные «БИЗНЕС Online» участники рынка считают, что одной из главных причин стало не вполне удачное обновление модельного ряда марки плюс недостаточное маркетинговое продвижение новинок со стороны GM.

На третьем месте по абсолютному ослаблению — Nissan: минус 22,6% (535 единиц) до 1 835 единиц по итогам 2013 года. Причины спада у этих марок мы уже разбирали в первой части итогов авторынка-2013, напомним, что в значительной степени они связаны с проблемами казанского бизнеса автохолдинга РРТ из Санкт-Петербурга.

Подчеркнем, что эта тройка аутсайдеров 2013 года сбавила обороты практически в одном темпе (22 - 23%), и это более значительно в сравнении с падением этих марок в целом по РТ.

Тянули рынок вниз не только представители брендов, традиционно входящих в первую десятку. К примеру, не вызвала ажиотажа обновленная Skoda Octavia: падение на 279 единиц до 1 238 авто за 2013 год. По всей видимости, причина в том, что чешская компания, входящая в концерн Volkswagen, изменила своему лозунгу «просто умно», теперь стало «сложно дорого». Достаточно сказать, что комплектации с мотором объемом 1,4 л стартуют от 780 тыс. рублей, что заметно выше, чем у «одноклассников» Octavia. Собственно говоря, Ford уже воспользовался удобным моментом и благодаря маркетинговым акциям на Focus мгновенно объехал Skoda.

Под ударом оказался и концерн Suzuki (минус 23,4%). Привлекательных новинок этой марки не видно уже давно, а «паркетник» SX4 не может тянуть лямку в одиночку. Один из топ-менеджеров крупного казанского автодилера высказал мнение, что в целом марка в России плохо продвигается со стороны зарубежных партнеров. По его словам, недостаток рекламы на федеральном уровне обычно всегда плохо сказывается на продажах в регионах. И ожидать хотя бы стабилизации продаж приходится только в том случае, если компания выведет на рынок бестселлер, такой же как, например, как Grand Vitara, и окажет мощную рекламную поддержку. Отметим, что ту же Vitara компания Suzuki практически не модифицирует уже много лет, хотя ее поджимают не только традиционные конкуренты в лице Totota Rav4, Volkswagen Tiguan, Ssangyong Actyon, Kia Sportage, Hyundai Ix, но и Nissan Qashqai, Mazda CX-5, Mitsubishi Asx. Дополнительно обстановку накаляют топовые версии производителей кроссоверов из Китая, использующих агрегаты от тех же японских поставщиков.

KIA, HYUNDAI И CHERY ПРИБАВИЛИ БОЛЬШЕ ОСТАЛЬНЫХ

Теперь о тех, благодаря кому рынок не провалился более значительно. Главный локомотив — Kia: рост на 44,5% (1 628 единиц) с 3 656 авто за 2012 год до 5 284 авто за 2013 год. Здесь основные преимущества в виде сбалансированности цены и качества, 5-летней гарантии, хорошей логистики остаются в силе. Плюс в 2013 году произошло увеличение квоты Kia на Казань.

Напарник Kia по концерну — Hyundai — также показал выдающийся рост: плюс 65,4% (1 163 единиц) с 1 779 авто в 2012 году до 2 942 авто в 2013 году. Напомним, что к концу июля две трети из 777 автомобилей, которые перевозили гостей и участников Универсиады, нашли своих владельцев. Успех не был бы таким значительным, если бы структура предложения была невостребованная. Но из 777 выставленных на продажу автомобилей 696 Solaris – бестселлер марки.

Безимени-2.jpg

А вот на третьем месте по абсолютному приросту несколько неожиданно оказался китайский Chery: плюс 354 единицы до 501 единицы по итогам 2013 года. Тот же Renault смог накинуть за год только 332 авто. Отношение к продукции из КНР в целом меняется, доля таких авто на рынке выросла в два раза. Но если по Татарстану лидирует Geely, то в Казани именно Chery. Хотя, прямо скажем, многие автолюбители до сих пор особо не понимают отличий китайских марок одной от другой.

Самой востребованной моделью Chery оказался обновленный кроссовер Tiggo, сделанный по мотивам тойотовского Rav4. На него пришлось 60,3% от всего спроса казанцев на «вишневые» авто из Китая. Неплохо у Chery продавались также седаны Bonus (90 единиц) и компактный кроссовер Indis (87 единиц). Местные дилеры этих марок «Кайт-авто» и «Триал-Авто» отработали на ура 2013 год и, по всей видимости, в 2014 также будут на коне. По мнению экспертов рынка, в Казани автомобилисты в силу большей «продвинутости» все чаще предпочитают китайскую машину вазовской модели или подержанным машинам европейских или японских марок. Чего не скажешь о более консервативной аудитории из городов поменьше.

Добавим, что производители из Китая не только заметно улучшили качество своей продукции, но и решили отдельные вопросы с логистикой и сервисом. Также большие усилия были направлены на преодоления стереотипов о «ненадежности авто из Китая».

Напомним, что Geely продвигал свой бренд совместно с «Такси24». Lifan, который добавил в Казани 323% до 220 единиц, ввел гарантию на 5 лет или 150 тыс. км пробега. Это очень сильная заявка на уровне Kia и больше на 2 года и 50 тыс. км чем у Renault.

Кстати, Renault не стоит почивать на лаврах со своим Duster. Производители из КНР, правильно понимая настроения покупателей, делают ставки на кроссоверы. В случае с тем же Lifan это модель X60.

Отметим, что преуспела со своим обновлением Honda, у которой традиционно высоким спросом пользуется кроссовер C-RV. Также Mazda угодила казанцам своей «тройкой». Хотя если вдаться в подробности, то очень сильно выстрелил кроссовер CX-5: 2013 года выпуска его купили 318 единиц. В то время таких свежайших «троек» было куплено только 177 единиц, а остальные 212 единицы — распродажа 2012 года выпуска.

КАЗАНЦЫ ИЗМЕНИЛИ LEXUS С INFINITI

Пока в среднем ценовом сегменте одни марки взлетали, другие падали, невозмутимым островом спокойствия, если не райским уголком, выглядел сектор автомобилей класса люкс. В целом представители этого сегмента прибавили 21% к показателю прошлого года.

Абсолютный лидер как по РТ, так и по Казани — BMW — нарастил продажи на 19,4%: с 654 единиц в 2012 году до 781 единицы в 2013 году. Фаворитами в 2013 году стали именно седаны: Series 5 (161 единица) и Series 3 (150 единиц).

Заметно скромнее был результат у обладателя «серебра» премиального сектора – Audi. После мощного рывка в 2012 году и атак на позиции баварцев еще в первом квартале прошлого года здесь только плюс 4,5%. Основной спрос в Казани пришелся на кроссоверы Q3 (203 единицы) и Q5 (123 единицы).

Заметное влияние на рынок оказал приход в Казань официального дилера Mercedes. Напомним, им стало ООО «МБ-Ирбис» из автограда. В итоге покупатели не заставили себя долго ждать: скачок сразу на 43,6% до 471 авто за 2013 год. Самой востребованной моделью стал кроссовер GLK-Class (82 единицы), на втором месте седан E-Class (72 единицы) и немного уступил ему внедорожник M-Class (71 единица). Можно добавить, что год в целом был довольно хорошим для Mercedes: весьма удачно обновился модельный ряд. В среднем по России бренд прибавил 19%. Это больше чем BMW (12%) или 8% у того же Audi.

Безимени-3.jpg

По той же причине роста сервиса и внимания к клиентам в лице официального дилера «Акос» произошел рост у Infiniti на просто фантастические 296,3% до 214 авто по итогам прошлого года. При этом по России по этой марке был спад на 6%. Традиционный бестселлер марки — кроссовер FX (91 единица), на втором месте внедорожник QX (46 единиц), а вот новинка JX пока привлекла только 20 покупателей.

Наличие и общее влияние официальных дилеров на рост продаж трудно переоценить. Но для объективности мы рассчитали долю спроса именно казанских покупателей в общем спросе по республике. Как видим, более половины всех без исключения люксовых авто было приобретено именно казанцами, а доля Mercedes и Infiniti заметно выросла. Тем временем более прохладно стали относится в столице РТ к тому же Lexus.

Безимени-4.jpg

==table279==

Интересно, что еще в 2012 году в столице Татарстана были равнодушно настроены к продукции Volvo. Однако за 2013 год спрос на авто этой марки вырос, как и доля в продажах по республике, ровно в два раза.

Бестселлером марки стал кроссовер XC60. Подчеркнем, что взлет в то время, когда по России наблюдался спад, на 26%. В Казани явно не обошлось без усилий со стороны ГК «Прогресс», которая в декабре 2013 года отрыла новый салон «VOLVO CAR Савиново».

Кстати, этой же маркой торгует и «Барс авто», открывшая автосалон на ул. Родины. Ситуация с Volvo в Казани до недавних пор в чем-то напоминала историю с Mercedes. В разгар кризиса 2008 - 2009 года компания ТТС отказалась от дилерства Volvo, переживавшего тогда непростые времена. И несколько лет в столице РТ не было официального дилера этой марки. В конце концов, компания Volvo попала под контроль китайцев. И это, кстати, некоторые участники казанского рынка считают недостатком марки. Вроде бы она находится в премиальном сегменте, автомобиль не из дешевых, но вот китайские корни могут смущать покупателей. Да и в целом есть проблемы с позиционированием марки, которая в Казани исторически воспринималась как довольно экзотическая.

Одним словом, у состоятельных казанских автомобилистов все хорошо несмотря на периодически появляющиеся на горизонте проблемы в экономике. Как видим, покупки машин премиального сегмента стабильно растут и, по оценкам дилеров, которыми они поделились с нами, планка средней цены автомобиля также увеличивается. Тревожнее другое: помимо роста продаж дорогих машин мы видим и спад по автомобилям массового сегмента. Что не может не говорить о том, что покупка нового автомобиля для средних с точки зрения доходов казанцев становится все более сложным делом. Чем не признак продолжения кризиса?

Безимени-5.jpg

==table280==

ДОРОГИ И ПОГОДА ДИКТУЮТ

Своим мнением о тенденциях прошедшего года с «БИЗНЕС Online» поделились представители автодилеров.

Андрей Минибаев — директор компании «Диалог-Авто»:

— Главным в 2013 году было действие программы льготного автокредитования. Она, конечно, не имела такого уж сильного эффекта, как можно было надеяться, но все же поддержала рынок.

А вот введение утилизационного сбора с 1 января уже начинает сказываться — автомобили будут дорожать на 20 - 30 тысяч рублей. А это может оказать влияние на объемы продаж.

Так же в 2013 году продолжилась тенденция последних двух лет — люди стали чаще приобретать кроссоверы, причем зачастую пересаживаясь на них с легковых автомобилей. Причин тому несколько. Во-первых, это связано с дорожными и погодными условиям: многим хочется иметь именно высокую машину. Во-вторых, на рынке появилось немало новых моделей кроссоверов. Например, очень востребован на рынке SsangYong Action New. И китайские производители стали чаще выходить на рынок в сегменте кроссоверов.

Что касается продаж в кредит, то последние годы у нас были такие показатели, что около 60 процентов машин реализовывались за наличный расчет, 40 процентов — в кредит. Действие программы льготного автокредитования в 2013 году изменило это соотношение в обратную сторону: у нас 60 процентов машин были проданы в кредит, 40 процентов — за «наличку».

2014 год вряд ли будет сильно отличаться от 2013-го. Даже если вновь будет введена программа льготного автокредитования, серьезного роста продаж мы не предвидим. Главная причина этого: рынок уже близок к насыщению. Так что, скорее всего, произойдет перераспределение рынка между новыми моделями и новыми производителями. Предполагаю, что произойдет рост продаж по таким брендам, как Renault, Volkswagen, Kia, которые имеют более сбалансированный модельный ряд и быстро выводят новые модели на рынок. Кроме того, мы ожидаем роста продаж в премиум-сегменте, а также в сегменте подержанных автомобилей. Но в последнем случае многое зависит от цивилизованности рынка. Если продажа подержанных автомобилей не будет отличаться от продаж новых машин, то есть будет включать в себя trade-in, гарантию, предпродажную подготовку, продажу в шоу-румах, то рынок подержанных автомобилей должен вырасти.

Рафаэль Курбанов — руководитель отдела продаж компании «Прогресс»:

— Высокий рост продаж автомобилей марки Jеер в Казани, да и по РТ в 2013 году, несомненно, обусловлен открытием нашего автосалона. Учитывая, что официальное представительство марки Jеер, было закрыто в 2011 году, интерес к бренду до нашего прихода был не столь актуален. Сейчас же картина меняется, и мы наблюдаем существенный прирост аудитории.

Что же помимо нашего открытия, привело к хорошему темпу продаж? Во-первых, смена руководства головного офиса ЗАО «Крайслер РУС». В 2013 году компания Fiat выкупила стопроцентный пакет акций компании «Крайслер». По моему мнению, новое руководство более четко и адекватно понимает российский рынок, правильно выстраивает бизнес-политику и адекватно реагирует на потребительские интересы.

Во-вторых, ввод новых моделей. Конечно же, стоит обратить внимание на обновление автомобиля Jeep Grand Cherokee, которое состоялось в сентябре 2013 года. Существенно изменился внешний вид автомобиля, так же улучшились технические параметры. Все это вызвало небывалый интерес и существенно увеличило продажи. Так же этому всему предшествовала мощная федеральная реклама, которая, несомненно, подогрела публику к новой модели. Не прошла стороной презентация еще одного автомобиля из линейки Jеер. Обновленный Jеер Compass был представлен публике в августе 2013 и оставил только хорошие отзывы и положительный эмоции.

В-третьих, адекватная стоимость автомобиля, сравнивая с конкурентами. Мы, как правило, остаемся одним из лучших предложений в своем классе. Имея в своем арсенале очень богато оснащенные автомобили, мы не завышаем их стоимость и остаемся на рынке конкурентоспособными.

Александр Салмин — старший менеджер отдела продаж компании «АвтоДом-Фобос»:

— Рост продаж по бренду Geely в 2013 году составил около 50 процентов. Наиболее продаваемой моделью стала Geely Emgrand. Ее продажи составляли порядка 50 - 60 штук в месяц, что примерно в два раза больше, чем в 2012 году. Успех обусловлен оптимальным соотношением цены и качества. Машина показала себя надежной, качественной, обладает хорошей комплектацией. Объем продаж, осуществленных в кредит, от общего объема продаж составил порядка 70 процентов. Особых проблем с продвижением бренда Geely в 2013 году не было. Прогнозы на 2014 год осторожные — особого роста продаж не ожидается. Но, скорее всего, на достигнутых в 2013 году показателях реализация автомобилей бренда Geely удержится.

==table281==

==table282==

Читайте также:

Автомобильный Татарстан: большая «корейская война». Часть 1-я