СИМВОЛИЧЕСКИЙ РОСТ НА ФОНЕ СТАГНАЦИИ

В этом году обстановка на автомобильном рынке РТ, скорее всего, будет выглядеть заметно хуже, чем в 2013-м — таким мнением с «БИЗНЕС Online» поделились практически все ключевые игроки этой отрасли. Возможный в этом году спад некоторые из них оценивают на уровне 7% и более. Причиной негативных прогнозов служит прежде всего падение курса рубля (на фоне стагнации экономики и сужающегося спроса), вынуждающее производителей поднимать цены на машины — с этой проблемой столкнулись уже многие автодилеры.

На этом фоне прошедший 2013 год воспринимается как очень даже неплохой. Татарстан оказался в каком-то смысле «островком стабильности» на фоне общего снижения российского рынка.

Согласно данным, которые предоставило «БИЗНЕС Online» агентство «Автостат», число новых приобретенных автомобилей в РТ выросло на 1,6%: со 122 475 единиц за 2012 год до 124 415 единиц за 2013 год. Понятно, что рост условный и чисто символический, но в целом по России картина была существенно хуже. По данным ассоциации европейского бизнеса, авторынок в РФ просел на 5,5%.

Собственно причины лучшего положения в РТ понятны и лежат на поверхности: главным драйвером рынка стала Универсиада, которая влияла на продажи машин как прямо (закупки машин для обслуживания гостей и спортсменов), так и косвенно. Кроме того, на рынок вышли несколько новых игроков, желающих попробовать себя в автобизнесе, за которыми стоят влиятельные финансово-промышленные группы. Еще один фактор роста рынка — возвращение в республику некоторых брендов, которые покинули Татарстан в кризис и несколько лет здесь отсутствовали, в частности, речь о Mercedes и Volvo.

Кстати, отметим, что на автомобильном рынке традиционно оперируют как данными «Автостата», так и АЕБ, которые имеют разную методику. Отличие в том, что исследования «Автостата» основаны на регистрации новых автомобилей в ГИБДД. То есть в них попадают и те автомобили, которые приобретены за пределами РТ, но поставлены здесь на учет. У АЕБ данные базируются на продажах автодилеров — и тут картина прямо противоположная: машина может быть продана в автосалоне в Татарстане, но владелец мог ее затем зарегистрировать в другом регионе. Иными словами, оба способа подсчета имеют некоторую погрешность, но в целом позволяют получить достаточно объективную картину.

ДЛЯ ПРЕМИУМ-КЛАССА ПРОБЛЕМ НЕ СУЩЕСТВУЕТ

Автомобильный рынок на самом деле очень неоднороден. Если продажи машин средней и ниже ценовой категории чувствуют любое дуновение ветерка, то никакие экономические неурядицы не влияют на поведение покупателей машин премиум-класса. Скажем, если взять большую немецкую тройку BMW, Audi, Mercedes, то в 2012 - 2013 году их продажи в РТ только росли, разве что с небольшими коррекциями.

Лидируют здесь баварцы. Спрос на BMW в 2013 году вырос на 28,7%: с 1 199 в 2012 году до 1 543 единиц в 2013 году. Интересно, что на первом месте по спросу оказались не представители Series X, а классические седаны Series 5. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в ТТС (единственный дилер этой марки), здесь свою роль сыграл ряд корпоративных сделок, а также нехватка квот по Series Х несмотря на их востребованность.

У Audi и Mercedes на первом месте по популярности были кроссоверы Q3 и GLK-Class. Хотя концерн Audi попытался обойти конкурента в начале 2013 года, реализация отложенного спроса на обновленный модельный ряд BMW расставила все точки над i.

Заметим, что в немецкой тройке модельные ряды неплохо сбалансированы: продаются хорошо как седаны, так и кроссоверы, и внедорожники. На примере того же Mercedes, на втором месте по спросу M-Class (123 единицы), на третьем E-Class (111 единиц), на четвертом GL-Class (91 единица) и на пятом С-Сlass (87 единиц). Внимание привлекает всплеск спроса на внедорожник M-Class в 4 квартале 2013 года: плюс 47 авто, в то время как за первые 6 месяцев 2013 года было продано 48 единиц. Причина довольно простая: в ноябре прошлого года в продажу поступила обновленная версия 2013 - 2014 года.

Но дело не только в этом. В минувшем году на рынок в качестве дилера Mercedes вышла компания «МБ Ирбис», близкая к предправления Акибанка Ильдару Галяутдинову. А любой приход нового дилера так или иначе сопровождается всплеском продаж марки в целом. Впрочем, по мнению игроков рынка, настоящая битва за Mercedes еще впереди. Известно, что принципиальную договоренность с немцами о дилерстве этой марки имеет и компания «КАН-Авто», контролируемая семьей Николая Колесова — шефа госконцерна «Радиоэлектронные технологии», но мерседесовский автоцентр будет запущен им только в 2015 году. Плюс до недавнего времени единственным дилером Mercedes в РТ являлся челнинский «Центр-Кама», который крепко стоит на ногах. Можно сказать, что вокруг легендарного бренда складывается по-своему уникальная ситуация — он становится единственной премиальной маркой, которая будет иметь сразу трех дилеров в РТ.

Безимени-5.jpg

Бурный рост отмечается у еще одной немецкой марки Porshe (плюс 81,8%): с 88 единиц за 2012 год до 160 единиц за 2013 год. Уточним, что в случае с Татарстаном спрос на Porshe — это прежде всего спрос на его внедорожник Cayenne: 141 авто (или 88%) по итогам 2013 года. Для сравнения: купе Panamera и компактных Boxter было приобретено по 6 единиц.

Правда, тут стоит сделать важную оговорку. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в ТТС (дилер Porshe в Татарстане), в 2012 году, по данным самой компании, было продано 149 машин, но примерно половина была куплена жителями других регионов и поэтому в статистику попало только 88 автомобилей, поставленных на учет в ГИББД Татарстана. В 2013 году картина была уже другая, рост продаж составил 17%, но большинство машин остались в республике. Председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев считает, что это связано с тем, что татарстанцы «чувствовали себя экономически более комфортно, чем жители соседних регионов. У них были деньги».

Безимени-6.jpg

Очень неплохо шли дела у премиального направления Nissan под брендом Infiniti. В конце 2012 года компания «Акос» получает статус официального дилера и тут же следует мощный рывок уже в первом квартале. Итог года — увеличение продаж марки в 3,2 раза до 294 авто по итогам 2013 года. Также под занавес прошлого года при сравнении итогов четвертого квартала опередил одного из главных своих конкурентов – Lexus.

Словом, те татарстанцы, которые могут позволить себе недешевый автомобиль, не очень-то оглядываются на кризисные явления. Потому за такого покупателя, прогнозируют игроки, борьба будет обостряться и дальше.

==table275==

==table276==

ГДЕ СЛАБОЕ ЗВЕНО?

Что происходит в других сегментах рынка? В 2013 году разыгрались жесткие баталии по целому ряду направлений.

Во-первых, существенный спад показала Lada (минус 6 653 авто (15,1%): с 43 998 машин по итогам 2012 года до 37 345 авто по итогам 2013 года. Напрашивается вывод, что Lada — это и есть то самое слабое звено, которое тянет рынок назад. При этом динамика падения в РТ в точности совпадает с общероссийской. Здесь сказались и определенные трудности с отладкой поставок как Granta, так и Largus, и запуск продаж обновленной Kalina топовых версий, и отсутствие интересных предложений в сегменте кроссоверов.

Падение спроса на продукцию АвтоВАЗа началось еще в 2012 году, и уже тогда нужно было задуматься о господдержке, программу запустили в июле 2013 года. Многие эксперты заявляли, что главным бенефициаром нового раунда поддержки по примеру 2009 года станет АвтоВАЗ. Напомним, что новая программа значительно отличается от предыдущей версии. Под условия программы попадали новые автомобили стоимостью до 750 тыс. рублей. Первоначальный взнос — от 15%. Речь идет как об отечественной сборке, так и об импортных авто. Кредит выдавался на срок до 36 месяцев. Госсубсидия рассчитана на 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату выдачи кредита. Изначально срок действия программы составлял 18 месяцев, но в январе 2014 года ее свернули.

Насколько помогла программа льготного автокредитования бренду Lada? После снижения с 10 454 единиц во втором квартале до 9 250 единиц в третьем, в четвертом квартале продажи стабилизировались у отметки 9 180 авто. То есть эффект был достигнут к концу прошлого года. Можно сказать, что программа все-таки удержала Lada от совсем уж провального падения.

Кстати, возможно, именно спад интереса к вазовской продукции и заставляет искать новые пути развития компанию «КАН-Авто». В свое время Колесов, используя свои широкие связи, сумел добиться того, чтобы его компания стала основным дилером АвтоВАЗа в РТ, и уже после этого возникла целая автомобильная империя, которая входит в «большую тройку» вместе с ТТС и «Акос».

Как рассказал источник, близкий к «КАН-Авто», в этом году компания планирует предпринять попытку серьезной перетряски рынка. Ожидается, что уже в мае в районе РКБ откроется крупный автоцентр, где будут присутствовать марки Renault и Huyndai. До сих пор обе эти популярные в Татарстане марки продавал только ТТС. Кстати, известно, что около тысячи машин Huyndai были зарегистрированы в ГИБДД РТ перед Универсиадой, наполовину резкий рост статистики по этой марке объясняется именно этим.

Безимени-1.jpg

В 2013 году автолюбителей разочаровал и Chevrolet, еще не так давно бивший все рекорды продаж. Игроки рынка говорят, что пришедший на смену Lacetti седан Cobalt пока остается для автомобилистов «вещью в себе» и не имеет внятного позиционирования. Chevrolet Niva стремительно устаревает и ее быстрым темпом теснит Renault Duster.

В итоге у Chevrolet самая большая потеря по динамике в ведущей десятке (минус 17,5%): с 10 135 авто за 2012 год до 8 365 авто за 2013 год.

Компанию по снижению оборотов ему составил Nissan (минус 12,2%) до 3 906 авто за 2013 год. Но тут существенную роль сыграли проблемы у дилера Nissan в лице РРТ. Компания из Петербурга, как известно, очень бодрым шагом зашла на татарстанский рынок перед самым кризисом в 2008 году, но надорвалась. Строительство сразу нескольких десятков дилерских центров шло на заемные средства, и в итоге у компании начались многочисленные финансовые проблемы, которые ощутили и покупатели. Сейчас, как сообщают источники, которым известна ситуация, внутри РРТ произошел раздел бизнеса между его собственниками, сопровождаемый серьезной реструктуризацией. Олег Барабанов — владелец РРТ, продал ряд автоцентров (в том числе в Казани и Челнах), чтобы отдать долги кредиторам. Теперь в этих центрах открыл свой бизнес Олег Ивойлов — партнер Барабанова, недавно вышедший из состава учредителей холдинга.

Заметим, что в отличие от того же Chevrolet или Lada бренд из Японии показывал у нас рост в 2012 году. Одна из основных проблем Nissan — провал с обновленной Almera: за целый год приобретено только 472 седана. Других новинок мы не увидели, но уже в текущем году Nissan обещает их целых 6. Поскольку одним из самых важных факторов при смене автомобиля для наших граждан является обновление модели, у Nissan есть неплохие шансы реабилитироваться во второй половине 2014 года. Кроме того, по словам участников рынка, увидев, что в Татарстане проседают продажи, ниссановцы, вполне возможно, ищут еще одного дилера (на данный момент такой статус имеют «Акос» и РРТ).

Хочется сказать пару слов об еще одном аутсайдере — Daewoo. Смена поколений как у Nexia, так и у Matiz привело к потере главного преимущества: относительно низкой цены. Nexia DOHC с ее 327 тыс. рублей теперь элементарно проигрывает той же Granta. Что касается Matiz, да, экстерьер от Italdesign, но если за базовую версию еще два года назад просили 180 тыс. рублей, то теперь — 224 тыс. рублей. Картина напоминает постепенное дорожание четырнадцатой модели ВАЗа в 2010 - 2012 годах перед тем, как она вообще покинула конвейер. Может, Gentra (на основе Lacetti) и откроет второе дыхание у Daewoo, но с учетом слабеющего спроса на модели самого Chevrolet в это верится с трудом.

Что касается Bogdan и ZAZ, их накрыли местные проблемы выживания на рынке Украины, к тому же эти заводы производят некогда популярные, но устаревшие модели аутсайдеров 2013 года ВАЗа и Chevrolet.

Нельзя пройти мимо того, что в РТ из 371 Fiat, приобретенного за прошлый год, только 1 автомобиль был выпуска 2013 года, остальные — распродажа 2012 года выпуска. Падение спроса составило более чем 95%! Приключения итальянцев, затевавших в Татарстане в кризис мегапроект вместе с Вадимом Швецовым при поддержке лично Владимира Путина, увы, закончились печально. Остается надеяться, что у американского Ford дела пойдут гораздо лучше. Отставание от Daewoo — всего 85 единиц, с учетом положительной динамики Ford очень высокие шансы увидеть этот бренд снова в республиканском Топ-10 уже в первой половине 2014 года.

ФАВОРИТЫ АВТОРЫНКА

Пока одни производители думали, как удержаться от полного провала спроса, другие наращивали реализацию как на дрожжах. Главный герой 2013 года в РТ — корейский Kia — показал самую большую прибавку (плюс 4 317 авто): с 7 675 единиц по итогам 2012 года до 11 992 по итогам 2013 года. Рост составил 56%. И в абсолютных и в относительных цифрах это самая сильная динамика в топовой десятке. Курица, несущая золотые яйца, — модель Rio, на которую пришлось 56,9% всего спроса на Kia в РТ.

Причем участники рынка говорят, что именно вокруг этой корейской марки идет самая жаркая битва. В ней сошлись три титана авторынка: ТТС, «Акос» и «КАН-Авто», и все три компании контролируют примерно треть продаж каждая.

Безимени-2.jpg

Интересно, что Renault прибавил 20%: с 7 597 авто в 2012 году до 9 121 в 2013 году. Самой востребованной моделью при этом стала не модель Logan или Sandero, а Duster, на которую пришлось 39,7% продаж. Что сказать, своевременный вывод бюджетного кроссовера в пику Chevrolet Niva. Отметим, что у того же АвтоВАЗа были совместные с Magna разработки С-Cross еще в 2008 году. Однако на этапе прототипов все было заморожено. Теперь, по всей видимости, АвтоВАЗ не спешит создавать конкуренцию своему французскому брату по концерну, все-таки понимание направления развития в виде концепта X-Ray у руководства есть. Тем не менее мы должны увидеть кроссоверные (и псевдокроссоверные) премьеры на основе Granta и Kalina уже в этом году.

Безимени-3.jpg

Интересные события происходят вокруг некоторых других марок, близких к первой десятке брендов. Так, обращает на себя внимание заметный рост продаж Mazda (плюс 47%). По мнению участников рынка, это связано среди прочих причин еще и с появлением нового дилера этой японской марки в лице компании «Айрон Моторс», связанной с группой «Нэфис».

Никак не может вернуться в Топ-10 Ford. Несмотря на развитую дилерскую сеть в РТ, суперпроект Sollers с Ford в Елабуге, рост продаж невелик — чуть более 3%.

Своими скачками продаж впечатляли в минувшем году не только представители корейского автопрома, но и производители из Поднебесной. Здесь номер один в Татарстане — Geely (рост на 118%): с 939 авто за 2012 год до 2 048 авто за 2013 год. Останавливаться на этом лидер не планирует, так как у Emgrand теперь не только седаны, но и кроссоверы S6. Подчеркнем, что абсолютный прирост у Geely (1 109 единиц) сопоставим с приростом Renault!

Добавим, что позиция АвтоВАЗа — если новый недорогой автомобиль, то без особых вариантов — Lada может оказаться губительной. За предпочтения и кошельки татарстанских автолюбителей ведут борьбу, причем весьма успешно, Faw, Chery, GreatWall, Gelly, Jac, Haima, Lifan, плюс в 2014 году вернется BYD, и зайдет на рынок Татарстана Changan. Да, на сегодня совокупная доля рынка РТ у производителей из КНР скромная — 2,9%, но еще год назад было в 2,2 раза меньше — всего 1,3%. Для сравнения: по РФ в целом доля таких брендов — около 3%, лидируют Lifan, Geely и GreatWall, которые прибавили по 34%, 55% и 39% соответственно.

Иными словами, китайцы играют уже вполне значимую роль на рынке РТ и уже не выглядят неким третьим эшелоном в конце списка.

Игроки авторынка в разговорах с журналистами «БИЗНЕС Online» отмечают, что покупатели становятся все более взыскательными и при этом их поведение все больше диктуется соображениями экономии. В частности, некоторые из них отметили, что средний срок владения машиной в РТ вырос с 2,5 до 3-х лет, при этом все больше людей предпочитают брать двух-, трехгодовалые машины более высокого класса. Эти нюансы наши собеседники считают признаками того, что продавать машины будет все сложнее, а конкуренция будет лишь ужесточаться.

Безимени-4.jpg

«ТАТАРСТАН ДЕРЖАЛСЯ ОСОБНЯКОМ»

Своим мнением об итогах авторынка в 2013 году с «БИЗНЕС Online» поделились его участники.

Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис»:

— Весь 2013 год Татарстан на общероссийском фоне падения продаж автомобилей, держался особняком. В то время как в среднем по России авторынок упал на 5,5 процентов по сравнению с 2012 годом, в РТ продажи продолжали расти. В нашем холдинге, по итогам 2013 года, рост составил 15 процентов.

Кроме того, в декабре Набережные Челны, где у нас 10 автоцентров, стали общероссийским лидером по росту продаж автомобилей. В сравнении с декабрем 2012 года плюс 60 процентов! Уровень продаж в автограде в декабре-январе оказался неожиданно высоким, поэтому наши склады пустеют быстрее, чем мы ожидаем. Девальвация лишь подогрела спрос. Люди торопятся купить автомобили до того, как цены на них поднимутся.

Еще в прошлом году некоторые бренды, такие, например, как Renault и Audi, объявили о грядущем повышении цен на автомобили в 2014 году. Начиная с августа курсы валют выросли более чем на 10 процентов. Очевидно, что цены будут скорректированы в соответствии с курсом доллара и евро. Кроме того, введение утилизационного сбора для автопроизводителей с 1 января 2014 года также ожидаемо повлияет на цены автомобилей. На сколько изменятся цены, пока трудно сказать. Мы работаем по ценам, установленным производителями. Некоторые из них, такие как Hyundai, Renault, Ford, уже прислали уведомления о повышении цен. Но возможно, с учетом корректировки курса рубля, они еще будут меняться.

Очевидно, что наибольший рост будет на импортные автомобили. Впрочем, те марки, которые собираются в России, тоже подорожают, так как стоимость импортных комплектующих зафиксирована в валюте, а это больше половины стоимости автомобиля. Сейчас мы осторожны в заказах автомобилей 2014 года, поскольку ожидаем снижения спроса в связи с повышением цен на них.

Лидеры продаж в 2013 году: Renault (14 307), Hyundai (8 773), Kia (8 039), Toyota (4 610), Mitsubishi (3 073). Как видно из приведенных цифр, четвертое место по продажам заняла Toyota. Впервые в истории нашего холдинга. Сенсацией также стали высокие продажи автомобилей BMW. В трех салонах было продано 2 014 автомобилей. Для сравнения: в Казани продажи BMW всего на 10 процентов меньше такого массового бренда, как Mazda. Или на 10 процентов больше, чем Peugeot. Премиальные бренды за счет агрессивной ценовой политики активно отвоевывают долю массового сегмента. Например, Audi A3 сейчас можно купить от 870 тысяч рублей, а BMW первой серии за 840 тысяч рублей! Именно поэтому вкупе с сочетанием традиционно высокого качества автомобилей в 2013 году премиальные бренды показали максимальный рост. В 2014 году, вероятно, они будут чувствовать себя также лучше всех.

Михаил Котляров — заместитель генерального директора группы компаний «Акос»:

— Несомненно, важнейшее событие четвертого квартала — это программа субсидирования ставок по кредитам и сообщение о том, что она заканчивается в декабре 2013 года. Это дало мощнейший стимул покупателям не откладывать покупку на первые месяцы 2014 года в ожидании еще больших скидок.

Как и предполагалось, лучшие результаты показали Кia и Nissan. Мы продали рекордное месячное количество этих автомобилей. И в целом закончили год по этими брендами очень хорошо — рост к 2012 году составил 20 процентов и 12 процентов соответственно. Также хорошо показали себя Mitsubishi, Ford и «ГАЗ», где был тоже существенный рост к 2012 году. Все это абсолютно в тренде, по которому развивался рынок Казани: плюс 8 процентов к 2012 году. У нас абсолютный хит, как и везде: Кia Rio — 916 авто. Причины успеха очевидны: хороший дизайн, качественное исполнение и поведение, отличная начинка и разумная цена.

Что касается продаж в кредит, то в 2013 году они отличались от бренда к бренду. Например, у Кia это 63 процента, а Hissan, Mitsubishi, Ford и Suzuki — 55 процентов. К сожалению, мы можем только предполагать и надеяться, что рынок останется таким же, как и в 2013 году. Прямых предпосылок к росту пока нет. Правда, как нет и особых негативных предпосылок. Однако у Nissan в 2014 году ожидается фейерверк новых моделей, и мы надеемся, что по этому бренду спрос увеличится.

Я не считаю, что основным драйвером роста на Infiniti стал отложенный спрос. В премиуме нет такого понятия. Никто не сидит на деньгах и не ждет, когда та или иная марка придет. Покупатель либо идет за другой маркой, либо едет в Москву и покупает то, что ему нужно, здесь и сейчас. Этот рост, на мой взгляд, связан с тремя причинами. Во-первых, с появлением официального дилера и, следовательно, присутствием в Казани всех программ Infiniti. Во-вторых, с грамотной маркетинговой политикой и нашего ДЦ и самого Infiniti. Ну и в-третьих, с нашим персоналом, который в трудных условиях соревнования с московскими дилерами смог убедить клиента покупать автомобили Infiniti именно у нас.

Сергей Чернов — заместитель генерального директора группы компаний «КАН-Авто»:

— Важнейшее событие 2013 года — конечно же, Универсиада. Она изменила очень многое в нашем городе. Это касается не только внешнего вида и дорог. Это касается также и наших потенциальных покупателей. Они стали намного требовательнее к качеству автосалонов. Так же как в коммуналке можно не заметить таз, висящий на стене кухни, а стоит его повесить в квартире с евроремонтом, это станет по крайней мере странным. Так и в Казани с евроремонтом люди уже не просто хотят, они требуют соответствующего к себе отношения.

Второе, это подписание «КАН-Авто» соглашений о совместной деятельности с тремя автопроизводителями: Hyundai, Renault и Mercedes и начало реализации этих проектов.

Третье по важности событие — это докатившаяся до России и Казани экономическая напряженность, которая сказалась и на предпочтениях покупателей автомобилей. Акценты сместились с ценовой категории 700 тысяч - 1,5 миллиона рублей к 400 тысяч - 900 тысяч рублей со всеми вытекающими отсюда последствиями во всех сегментах.

Лучшие результаты по росту продаж у Кia, на втором месте Lada, на третьем Оpel. Хиты продаж: Кia Rio с самым сбалансированным показателем цена – качество, Lada Largus с феноменальным успехом, которого давно ждали от АвтоВАЗа, и Opel Astra, которой отдали предпочтения молодые и драйвовые водители.

В кредит мы реализовали более 50 процентов от всего объема. К нашему сожалению, марка Chevrolet очень сильно откатилась от лидерских позиций в первую очередь за счет крайне безынициативного поведения на рынке. Отсутствие новых моделей, негибкая ценовая политика, задержки в сроках проведения акций и все такое позволили корейцам с французами посмотреть на нас сверху вниз. Недавно мы вернулись из главного офиса этой компании в Москве, где обсуждали в том числе и ситуацию на автомобильном рынке. У Chevrolet есть классная программа на 2014 год. Она касается и вывода новых моделей, и акций, и многого другого. Будем надеяться на ее успех.

В целом перспективы 2014 года мы оцениваем не очень радужно. Есть крайне негативные тенденции в бивалютной корзине, неадекватная реакция на это большинства автопроизводителей, ну и формирование отложенного спроса у потенциальных клиентов. Все это выглядит как предкризисные явления. Однако не стоит впадать в панику. Пока все в пределах нормы.

==table277==

==table278==