ПОМОЩНИК ПОЛИЦЕЙСКИХ — МОШЕННИК?

Сегодня в МВД Татарстана газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество» в отношении Феликса Пушкина — казанского таксиста, который помог полицейским задержать серийного маньяка.

Напомним, именно благодаря Пушкину летом прошлого года стражам порядка удалось, наконец, схватить подозреваемого в 65 нападениях на женщин Евгения Шутова. В основном тот нападал на стройных длинноволосых девушек в возрасте от 15 до 25 лет. Несмотря на подробные показания жертв насильника, маньяку в течение 10 лет удавалось оставаться неуловимым. В 2012 году Шутов был объявлен в федеральный розыск, его приметы и фотографии публиковались в газетах и на сайтах электронных СМИ.

Насильника поймали благодаря сообщению бдительного казанского таксиста, который, узнав в Шутове разыскиваемого, сообщил об этом по горячей линии МВД. Прибывшие на место оперативники угрозыска и сотрудники экипажа патрульно-постовой службы схватили преступника во дворе 21 дома по улице Минской.

Через несколько дней министр внутренних дел Артем Хохорин лично пожал руку Пушкину и подарил ему телевизор Samsung. «Помогать полиции и сообщать ей имеющуюся информацию нужно, потому что от этого зависит собственная безопасность и безопасность твоих близких», — с гордостью сказал тогда Пушкин, получая награду.

ТАКСИСТ НА AUDI Q7

Но не прошло и года, как помощник полицейских сам стал фигурантом уголовного дела. Его автомобиль Audi Q7 был застрахован в ВСК, с которой Пушкин и попытался, по версии следствия, взыскать более миллиона рублей страхового возмещения. Для получения кругленькой суммы автовладелец якобы выдумал историю о том, как его иномарка 2 августа 2013 года была повреждена неизвестными, а ему пришлось за свой счет восстанавливать дорогостоящую машину.

Именно благодаря Феликсу Пушкину стражам порядка удалось схватить подозреваемого в 65 нападениях на женщин Евгения Шутова

Согласно предоставленным им документам, ремонтные работы проводились в ООО «Дакар-Казань». В подтверждение своих слов таксист представил в страховую компанию документы, подтверждающие его расходы: заказ-наряд на ремонтные работы автомобиля Audi Q7, чек на сумму 34,9 тыс. рублей, выданные ООО «Дакар-Казань». Также были представлены товарная накладная и чек на приобретение у индивидуального предпринимателя Кузина запасных частей на сумму 991 тыс. рублей.

Страховщики обратились в организацию «Атлас-карт», чтобы проверить предоставленные таксистом документы. Результаты проверки подтолкнули страховую компанию обратиться в правоохранительные органы. Оказалось, что Пушкин подделал чеки: проверка выявила несоответствие криптографического кода с реквизитами копий кассовых чеков.

— В компании «Атлас-карт» действует так называемый удостоверяющий центр, к услугам которого часто прибегают страховщики с целью проверить данные кассовых чеков, — объяснили газете «БИЗНЕС Online» в приемной компании. — Изучение криптографического кода позволяет выявить факт подделки.

Владелец автосервиса, у которого Пушкин якобы ремонтировал свою машину, сообщил, что принадлежащая Пушкину Audi Q7 никогда не находилась у него в автосервисе и никакие детали на этот автомобиль он не продавал. По запросу страховой компании предприниматель предоставил сведения, что по товарной накладной, на которую ссылался Пушкин, был приобретен пакет за 3 рубля.

Во время судебного разбирательства выяснилось, что компания «Дакар-Казань» не выполняет работы по ремонту и установке запасных частей на автомобили, в том числе жестяно-покрасочные и слесарные работы. «Пушкин по вопросу приобретения запасных частей не обращался и ремонт автомобиля по заказ-наряду от 7 октября 2013 года не производил», — сообщили представители фирмы в суде.

В результате суд не удовлетворил требования истца, поскольку его расходы на ремонт автомобиля не подтвердились представленными документами. Процесс, инициированный Пушкиным, сработал против него: как сообщили газете «БИЗНЕС Online», представители страховщика написали заявление в полицию, которое стало основанием для возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество».

Теперь Пушкину грозит наказание до 10 лет лишения свободы.

— То, что Пушкин помог полиции задержать Евгения Шутова — он молодец, спасибо ему, конечно. Но это ведь не давало ему права нарушать закон, — объяснил позицию правоохранительных органов заместитель руководителя отдела информации МВД РФ по РТ Максим Костромин. — Есть нарушение, есть реакция — конкретное уголовное дело, никаких поблажек не будет. Задержание Шутова и это уголовное преследование — два не связанных между собой события.

В КАЗАНИ ДЕЙСТВУЮТ «ПРОСТО ОРГАНИЗОВАННЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППЫ»

Первая двадцатка российских страховых компаний в 2013 году не заработала на страховании почти ничего, а для 60% из них основная деятельность стала убыточной. Такой вывод сделало агентство Standard&Poor’s (S&P), данные опубликованы сегодня в газете «Ведомости». В минувшем году сборы российских страховщиков, по оценке аналитиков, выросли менее чем на 15%, в этом году прогнозируется 10%. Особенно замедлится рост сборов в корпоративном и автостраховании, на которое приходится 40% российского страхового рынка.

«Консолидированная позиция моих коллег — до 15 процентов выплат уходит в руки мошенникам», — рассказал газете заместитель гендиректора СК «Макс» Виктор Алексеев. Ростов-на-Дону, Краснодар, Ульяновск, Челябинск, Казань — города, где действуют «просто организованные преступные группы, делающие бизнес на страховщиках», говорит он.

«В Казани распространено обращение с повреждением днища автомобиля, а в Норильске активно получали деньги по вине грузового транспорта, совершавшего все ДТП задним ходом», — приводит он примеры. Среди самых распространенных схем мошеннического получения выплат — умышленные повреждения АКПП, катализаторов, кражи салонов. «Среди последних инноваций, — продолжает Алексеев, — установка битых запчастей на целые автомобили и получение выплат за якобы повреждения».

«ПОЛТОРА ГОДА НАЗАД ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА ПРЕПОДНЕС ЖУЛИКАМ ПОДАРОК, АПРИОРИ ОБЪЯВИВ СТРАХОВЩИКОВ ВИНОВНЫМИ»

Участники рынка, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отмечают, что в подобных случаях суды чаще всего встают на сторону клиента.

Рустем Сабиров — директор филиала «ПСК Казань» СГ МСК, президент союза страховщиков Татарстана:

— К сожалению, сегодня страховые компании и мошенники оказались в неравных условиях. За это надо сказать спасибо позиции судов, которые за последние год-полтора в 99,9 процентах случаев принимают сторону клиента. Полтора года назад пленум ВС РФ фактически преподнес жуликам подарок, априори объявив страховщиков виновными. Решение пленума касалось правоприменения закона «О защите прав потребителей» в страховых правоотношениях. Грубо говоря, если вам не поставили кухонный гарнитур стоимостью в 800 тысяч рублей, там шли пени и штрафы за каждый день просрочки. А если у вас ДТП на 100 тысяч рублей, при том что страховой взнос вы внесли в 2 тысячи рублей, санкции применялись не к 2 тысячам рублей, а к 100 тысячам рублей. Но в отличие от истории с кухонным гарнитуром с ДТП нюансов в сотни раз больше. И после этого десятки и сотни тысяч наших сограждан, желающих подзаработать на чем угодно, стали зарабатывать деньги на страховом мошенничестве. Открылся целый клондайк для злоупотреблений. Количество желающих обогатиться на страховании резко увеличивается. Поэтому не надо удивляться, что в самое ближайшее время страховые компании будут разоряться и закрываться. Как пример, назову компанию «Россия», которая входила в Топ-10 страховых компаний страны. А оставшиеся будут поднимать тарифы, чтобы компенсировать убытки от этого решения пленума ВС РФ и волны мошенничества, которую это решение породило. И в конечном результате платить за этих жуликов будут добропорядочные граждане.

Фарид Хамадеев — директор филиала компании «Росгосстрах» по Республике Татарстан:

— Количество таких мошеннических попыток по страховке сейчас очень велико. В последние года два-три эта тенденция начала очень сильно развиваться. Это связано с изменением судебной политики: суды практически всегда выносят решение против страховой компании. Поэтому страховые компании, и наша в том числе, начали принимать определенные «заградительные» меры. То есть стараться не допускать таких случаев. Мы не страхуем на тех условиях, когда человек для получения выплаты должен предъявить чеки. Мы теперь сами организуем ремонт. Сами его машину направляем на ремонт. После этого количество попыток такого мошенничества у нас в компании значительно уменьшилось.